ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
от 2 марта 2018 г. N 111
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка (приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио руководителя
И.В.БРАГИНА
Утверждена
приказом Роспотребнадзора
от 2 марта 2018 г. N 111
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И В ОБЛАСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
I. Общие положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка (далее - Программа) разработана для территориальных органов Роспотребнадзора в установленной сфере регулирования в целях реализации положений:
- Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
- основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р;
- приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденной Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21.12.2016 N 12).
Цели, задачи, принципы проведения профилактических
мероприятий, направленных на предупреждение
нарушения обязательных требований
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
1. Формирование единого подхода к организации и проведению профилактических мероприятий в органах Роспотребнадзора в установленной сфере регулирования.
2. Повышение прозрачности федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
3. Снижение административных и финансовых издержек органов Роспотребнадзора и подконтрольных субъектов.
4. Управление рисками причинения вреда в установленной сфере регулирования.
5. Предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований.
6. Мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов и снижению уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
7. Разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований по вопросам установленной компетенции.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в установленной сфере регулирования у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценки состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенной им категории риска.
Срок реализации программы: 2018 г.
Органы Роспотребнадзора осуществляют профилактические мероприятия на основе соблюдения базовых принципов:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий;
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий по всем видам контроля (надзора);
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
Краткий анализ подконтрольной сферы
Органы Роспотребнадзора планируют и осуществляют профилактические мероприятия, на основе анализа состояния подконтрольной сферы, ключевых наиболее значимых рисков их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), видов экономической деятельности, ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы.
Внедрение методов проектного управления, применение новых подходов при организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в частности, переход к модели управления рисками, эффективное планирование контрольно-надзорной деятельности позволили обеспечить в 2017 году в целом по Российской Федерации стабильную санитарно-эпидемиологическую ситуацию и снизить негативное воздействие факторов среды обитания на здоровье населения.
Системно проводимый комплекс плановых и дополнительных профилактических (противоэпидемических) мероприятий в 2017 году позволил обеспечить по большинству нозологий дальнейшее снижение заболеваемости или стабилизацию показателей и, как следствие, стабильную эпидемиологическую ситуацию в стране.
Результатом особого внимания к вопросам иммунопрофилактики и системно проводимой работы явилось достижение охвата населения России прививками против гриппа осенью 2017 года более 46% (привито более 66,7 млн. человек). Массовая иммунизация населения против гриппа наряду с применением комплекса других профилактических и противоэпидемических мероприятий позволила существенно снизить интенсивность эпидемического процесса гриппа и социально-экономические последствия. Количество смертельных исходов от гриппа по сравнению с прошлым эпидемическим сезоном 2016 - 2017 года снизилось более чем в 20 раз.
Особое внимание уделялось вопросам профилактики природно-очаговых инфекций и болезням, общим для человека и животных. В результате комплексных последовательных мер, проводимых Роспотребнадзором, в 2017 году достигнуто снижение заболеваемости среди людей бруцеллезом, лихорадкой Западного Нила, Крымской геморрагической лихорадкой, клещевым вирусным энцефалитом, случаи сибирской язвы не регистрировались.
Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку в странах Европейского региона и в мире, принимаемые Роспотребнадзором меры в рамках санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации позволили не допустить завоза в страну особо опасных инфекций (чумы, холеры, опасных геморрагических лихорадок, случаев гриппа, вызванных высокопатогенными вариантами вируса) и обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие в России в условиях вспышки энтеровирусной инфекции на курортах Турции.
Предотвращен завоз на территорию страны вируса полиомиелита из неблагополучных полио-стран, обеспечен переход с 3ОПВ на 2ОПВ в связи с глобальным изъятием из обращения трехвалентной оральной полиомиелитной вакцины. Благодаря широкому комплексу профилактических и противоэпидемических мероприятий достигнуто значительное снижение заболеваемости острыми гепатитами B и C.
Вопросы обеспечения безопасности пищевой продукции являются одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разработана Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, целью которой является обеспечение не только безопасности, но и качества пищевой продукции как важнейшей составляющей профилактики неинфекционной заболеваемости, укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.
В 2017 году Правительством Российской Федерации (распоряжение от 19 апреля 2017 года N 738-р) утвержден план мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, направленной на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества.
При обнаружении в обороте фальсифицированной продукции территориальными органами Роспотребнадзора приняты меры, направленные на пресечение противоправных действий, отозваны и приостановлены действия сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, снято с реализации более 100 тонн фальсифицированной молочной продукции.
Усиление контроля за безопасностью и качеством отдельных видов пищевой продукции, в том числе мясной, молочной и рыбной продукции, в связи с поручениями Правительства Российской Федерации привело к снижению за 6 лет удельного веса пищевой продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам по содержанию химических загрязнителей, в 7 раз (2012 год - 2,8%, 2017 год - 0,4%), по содержанию загрязнителей микробиологической природы - почти на 1% (2012 год - 4,9%, 2017 год - 4,0%).
Принятые по поручению Правительства Российской Федерации постановления Главного государственного санитарного врача "О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией" и проведение внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству и обороту спиртосодержащей продукции, в том числе по соблюдению установленных ограничений, позволили снизить продажи нелегальных спиртосодержащих жидкостей (в декабре 2016 года запрещенная к реализации продукция выявлялась на каждом 4-м проверенном объекте, в феврале 2018 г. - только на каждом 55-м объекте); в 2017 году снизить на 12% количество отравлений от алкоголя и на 15% летальных случаев от отравления алкоголем по сравнению с 2013 годом).
Службой подготовлены и внедрены методические рекомендации "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей", что определяет новое направление осуществления контроля (надзора) - не за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а за продукцией в обороте с учетом рисков потенциального причинения вреда здоровью населения.
Особое внимание, как и в предыдущие годы, уделялось контролю за отдыхом и оздоровлением детей.
Благодаря принятым Правительством Российской Федерации мерам, изменения, внесенные в статьи 1 и 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", определили правовые основания для выдачи с 10 августа 2017 года санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В рамках летней оздоровительной кампании работало 45 371 учреждение, в которых отдохнуло 5 686 020 детей, при этом сохранился высокий удельный вес детей с выраженной эффективностью оздоровления - 94%.
В отчетном году в летних оздоровительных организациях удалось добиться улучшения качества готовых блюд, качества питьевой воды по микробиологическим показателям, а также выполнения норм питания детей.
Благодаря своевременному принятию и проведению системных мер, удалось в 2 раза снизить число детей, пострадавших в очагах инфекционных заболеваний.
Результатом санитарного надзора за соблюдением требований Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" стало улучшение целевых показателей обеспечения населения питьевой водой - за 5 лет реализации закона обеспеченность населения водой, отвечающей требованиям безопасности, выросла на 4% и составила в 2017 году почти 91% населения страны.
Улучшение качества и безопасности питьевых вод привело к сокращению с 2012 года на 5,2% дополнительных случаев смерти и на 10% случаев заболеваний, ассоциированных с микробным и химическим загрязнением воды.
Комплекс мер, принимаемых в целях улучшения качества атмосферного воздуха, в том числе введение экологического стандарта Евро-5, регулирующего содержание вредных веществ в выхлопных газах, а также вынесение промышленных предприятий с территорий жилой застройки крупных городов, позволил снизить долю проб атмосферного воздуха населенных мест с превышением ПДК загрязняющих веществ за период с 2012 года по 2017 год почти в 2 раза (с 1,37% в 2012 г. до 0,7% в 2017 г.), что обеспечило снижение количества ассоциированных случаев смерти и заболеваний от химического загрязнения атмосферного воздуха на 23,4 и 5,2% соответственно.
Важным направлением деятельности в 2017 году являлась реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работающих на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и транспорта, снижение рисков возникновения профессиональных заболеваний и отравлений среди работников.
В 2017 году реализован переход от концепции "абсолютной безопасности" к оценке условий труда через определение профессионального риска. Внесены изменения в Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", устанавливающие основания для расчета и оценки рисков для здоровья человека.
Стратегической целью государственной политики в сфере защиты прав потребителей является повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации.
В целях развития национальной системы защиты прав потребителей распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р утверждена Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации доведены до сведения методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей.
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.
В этой связи распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Роспотребнадзором в 2017 году обеспечено ведение открытого и общедоступного электронного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров, работ и услуг (далее - ГИР ЗПП).
В числе самой востребованной информации, размещенной на ГИР ЗПП, стали сведения о некачественной и небезопасной продукции, справочники для потребителей, а также модуль виртуальная приемная, в рамках которой было дано около 100 тысяч консультаций по самым разным тематикам.
В ГИР ЗПП граждане также могут ознакомиться в режиме он-лайн с информацией о качестве и безопасности продукции легкой промышленности, в том числе о товарах, не соответствующих требованиям технических регламентов Таможенного Союза, принятых мерах по результатам контрольно-надзорных мероприятий, получить информацию о производителях, поставщиках и продавцах указанной продукции.
Кроме того, систему взаимодействия с потребителем дополняет и непосредственная работа с населением, которая осуществляется в 600 консультационных центрах и пунктах для потребителей на базе федеральных бюджетных учреждений здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" во всех субъектах Российской Федерации. Консультационными центрами и пунктами ежегодно осуществляется более 450 тысяч мероприятий по консультированию населения по вопросам защиты прав потребителей.
В 2017 году рассмотрено 316 626 обращений по вопросам защиты прав потребителей. По результатам рассмотрения, по фактам выявленных нарушений составлено 16 332 протокола об административных правонарушениях (в 2016 г. рассмотрены 325 958 обращений, составлено 47 935 протоколов, в 2015 г. рассмотрены 324 682 обращения, составлено 47 486 протоколов); подано 2 538 исков (заявлений) в судебные органы в порядке, определенном подпунктом 7 пункта 4 статьи 40 и статьей 46 Закона "О защите прав потребителей" (в 2016 г. - 3 340 исков, заявлений; в 2015 г. - 3 141 иск, заявление); 61 материал, связанный с нарушениями обязательных требований, направлен для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, на основании подпункта 6 пункта 4 статьи 40 Закона "О защите прав потребителей" (в 2016 г. - 76 материалов; в 2015 г. - 87 материалов).
При осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в отчетном году всего проведено 83 666 проверок (в 2016 году - 96 540 проверок; в 2015 году - 121 297 проверок). Уменьшение общего числа проверок в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом на 13,3% обусловлено главным образом снижением числа внеплановых проверок на 17,3% (в 2017 году проведено 64 189 внеплановых проверок, в 2016 г. - 77 571, в 2015 г. - 78 276).
Эффективное развитие нормативно-правовой базы позволяет потребителям все активнее обращаться за защитой своих прав в суды общей юрисдикции. Результатом рассмотрения судами гражданских дел категории "защита прав потребителей" за отчетный период явилось присуждение сумм в размере 139,4 млрд. рублей, в том числе с участием Роспотребнадзора - 6,2 млрд. рублей, по удовлетворенным искам, включая моральный вред.
В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзором внедрена система оценки рисков потенциальной опасности объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.
При организации контрольно-надзорных мероприятий применяется с 2014 года риск-ориентированный подход, а с 2016 года организация контрольно-надзорных мероприятий проводится в соответствии с Правилами и критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806.
В целях определения методик расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения при отнесении объектов контроля к определенной категории риска, Роспотребнадзором сформирована необходимая методическая база, выделены приоритеты и сконцентрированы усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда, прежде всего, жизни и здоровью человека.
Сформирован федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также принадлежащих им объектов, подлежащих надзору (контролю).
Проведено полное распределение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, по категориям риска. Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая с использованием ведомственной информационной системы собирать данные и отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска причиненный вред и характеристики индивидуального поведения подконтрольных субъектов.
Сформированы перечни объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, которым присвоены категории риска. Обеспечена их доступность, перечни размещены на официальном сайте Роспотребнадзора в сети Интернет.
В целом по стране доля объектов, формирующих более 98% риска для здоровья, отнесенных к 1 - 3 категориям риска и требующих направленного планового надзора, составляет порядка 33%. Около 300 тыс. объектов (14%) формируют риски, оцениваемые как низкие, исключены из планового надзора.
Ежегодные планы плановых проверок Роспотребнадзора на 2017 - 2018 годы подготовлены с применением риск-ориентированного подхода для федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В деятельность Роспотребнадзора внедрена система оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Утверждены приказом Роспотребнадзора от 31 октября 2017 г. показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также целевые значения ключевых показателей. Определен порядок сбора, обобщения и анализа (контроля за достижением) статистических данных для расчета показателей результативности и эффективности, внедрены механизмы сбора и проверки достоверности, полноты и точности расчета данных, а также верификация их источников при расчете фактических значений показателей результативности и эффективности надзора.
Обеспечено размещение на официальном сайте Роспотребнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней правовых актов и их текстов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора, систематизированных по видам предпринимательской деятельности и выполняемым в их составе работам и услугам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584.
На главной странице сайта расположены гиперссылки, обеспечивающие доступ на специальную страницу с названием "Перечень обязательных требований". Перечни актов размещены для просмотра в форматах, доступны для скачивания и пригодны для обработки в текстовых редакторах.
В открывающихся перечнях актов наименования актов содержат гиперссылки, открытие которых позволяет получить доступ к полному тексту соответствующего акта для просмотра в форматах, доступных для скачивания.
Одним из инструментов профилактики стало обобщение правоприменительной практики. На официальном сайте Роспотребнадзора и его территориальных органов обеспечено размещение обзоров правоприменительной практики Роспотребнадзора, статистики типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.
Организовано ежеквартальное проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, типичных нарушений обязательных требований с характерными примерами и предложениями по методам их предупреждения, выявления и пресечения, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях недопущения нарушений требований законодательства Российской Федерации.
В целях реализации профилактической направленности деятельности Службы, разъяснения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей с 2016 года во всех управлениях Роспотребнадзора организовано проведение "Единого дня открытых дверей для предпринимателей".
В 2017 году Роспотребнадзором и его территориальными органами проведено для подконтрольных субъектов более 500 публичных мероприятий с участием общественных организаций, органов прокуратуры, представителей органов исполнительной власти субъектов.
Осуществлено около 600 тысяч выступлений, публикаций, репортажей, новостных материалов, включая региональные СМИ, подготовлено 12 инфографических материалов, 20 программных интервью и пресс-конференций Руководителя Роспотребнадзора по актуальным вопросам.
Проведено 10 тематических горячих линий по темам: Интернет-торговля, вопросы вакцинопрофилактики, профилактика клещевого энцефалита, по вопросам качества и безопасности детских товаров и детского отдыха, по туристическим услугам и инфекционным угрозам за рубежом, безопасность продуктов питания, качество и безопасность школьных принадлежностей, ОРВИ и грипп, такси, новогодние подарки. Обращаемость - по 7 - 9 тысяч звонков на каждую линию, а на горячую линию по ОРВИ и гриппу - 30 тысяч звонков.
Внедрен и используется институт предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. В 2017 году территориальными органами Роспотребнадзора выдано около 9 000 предостережений.
Результаты профилактических мероприятий используются, для актуализации нормативных правовых актов Роспотребнадзора, уточнения вектора предупредительной работы, направленной на снижение издержек бизнеса и повышения эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности Службы.
Актуализация действующих ведомственных нормативных правовых актов ведется с целью выявления, систематизации и оценки избыточных, устаревших и дублирующих требований на основании планов, подготовленных с учетом предложений не только органов государственной власти, но и бизнес-сообщества (РСПП, Опора России, Деловая Россия).
В результате деятельности по санитарно-эпидемиологическому нормированию в 2017 году разработано 48 проектов нормативных правовых актов санитарного законодательства, касающихся условий транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов, требований к физическим факторам на рабочих местах, требований к организациям социального обслуживания. Внесены изменения в ряд санитарных правил и гигиенических нормативов, в 2017 г. отменено 29 санитарных правил и гигиенических нормативов.
В контрольно-надзорную деятельность внедряются новые формы и методы контроля (надзора), такие как мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в частности наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и СМИ, наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо о действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по предоставлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2017 N 707 "О внесении изменений в Положение о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре" предусмотрено установление обязанности использования Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В целях реализации указанного постановления приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 N 860 разработаны и утверждены проверочные листы (чек-листы) для объектов общественного питания, торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 N 1045 "О внесении изменений в Положение о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре" предусмотрена возможность использования Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством индикаторов риска нарушения обязательных требований для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю.
Роспотребнадзором и его органами реализуется механизм снижения административной нагрузки на подконтрольные субъекты, заключающийся в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований.
Виды и формы профилактических мероприятий, направленных
на предупреждение нарушения обязательных требований
В целях профилактики нарушений обязательных требований органы Роспотребнадзора по всем видам надзора (контроля) применяют следующие виды и формы профилактических мероприятий:
1. Размещение на официальном сайте Роспотребнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), сайтах его территориальных органов перечней актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора) с доступом к полному тексту соответствующего акта для просмотра в форматах, доступных для скачивания, а также их актуализация.
2. Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований посредством имеющихся доступных способов, включая следующие:
2.1. Разработка материалов по соблюдению действующих обязательных требований, представляющих собой брошюры, схемы, инфографические материалы, содержащие основные требования в визуализированном виде с изложением текста требований в простом и понятном формате, размещение материалов на официальных сайтах территориальных органов Роспотребнадзора в сети "Интернет".
2.2. Подготовка разъяснений о новых нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей и размещение их в сети "Интернет".
2.3. Проведение консультаций, семинаров, тематических конференций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах.
2.4. Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации (печатные издания, телевидение, радио, социальные сети и др.) о важности добросовестного соблюдения обязательных требований, с целью формирования и укрепления культуры безопасного поведения.
3. Обобщение практики осуществления в установленной сфере деятельности Роспотребнадзора, в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений:
3.1. Подготовка обзора правоприменительной практики Роспотребнадзора, статистики типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.
3.2. Проведение органами Роспотребнадзора ежеквартальных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.
4. Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
5. Внедрение механизма обучения подконтрольных лиц, в том числе механизма "самоконтроля" с использованием проверочных листов.
6. Наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации, посредством анализа информации о деятельности либо действиях подконтрольного субъекта (объекта).
Порядок и организация работы по подготовке и проведению
профилактических мероприятий, направленных на предупреждение
нарушения обязательных требований
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований (далее - Программа), утверждается приказом Роспотребнадзора ежегодно, не позднее 1 марта и подлежит размещению на официальном сайте Роспотребнадзора в сети "Интернет".
2. Составляется план-график профилактических мероприятий, который является неотъемлемой частью Программы и обязательным для выполнения Роспотребнадзором и его территориальными органами и организациями.
3. Роспотребнадзор и его территориальные органы, ежегодно готовят доклады об итогах профилактической работы за год, которые являются составной частью итогового годового отчета о деятельности, подготавливаемого и представляемого на заседании итоговой коллегии.
4. Доклад об итогах Программы должен включать в себя результаты мониторинга и оценки качества Программы, эффективности и результативности профилактических мероприятий.
5. Результаты мониторинга и оценки качества выполнения Программы должны учитываться при принятии решений о финансировании территориальных органов, в том числе доводимом объеме средств на материальное стимулирование.
Система мониторинга и оценки уровня развития Программы,
эффективности и результативности профилактических
мероприятий
Роспотребнадзор и его территориальные органы проводят мониторинг и оценку ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за годом утверждения Программы.
Одним из механизмов оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая проводится путем социологических исследований представителей подконтрольных субъектов по направлениям: информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки.
Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий определяются Роспотребнадзором и его органами, с учетом консультаций с общественными советами и представителями иных общественных организаций и объединений подконтрольных субъектов.
ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ,
ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ
Индикативные показатели: |
количество проведенных профилактических мероприятий, ед. |
количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед. |
доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов), % |
количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов, ед. |
средняя продолжительность одного профилактического мероприятия, часов/дней |
Показатели качества: |
сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей, % |
снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте), % |
Приложение
к Программе, утвержденной
приказом Роспотребнадзора
от 2 марта 2018 г. N 111
ПЛАН-ГРАФИК
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И В ОБЛАСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
N п/п | Наименование вида профилактического мероприятия | Содержание выбранного мероприятия | Периодичность проведения | Адресаты мероприятия (подконтрольные субъекты) | Ожидаемые результаты проведенного мероприятия | Ответственный исполнитель |
1. | Актуализация перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), размещенных на официальном сайте | Поддержание в актуальном состоянии перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) | постоянно | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также рисков их несоблюдения | |
2. | Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований | Разработка материалов по соблюдению действующих обязательных требований (брошюры, схемы, инфографические материалы, содержащие сведения в визуализированном виде) | на регулярной основе | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований | |
Подготовка разъяснений о содержании новых нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие | по мере издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Своевременное информирование подконтрольных субъектов об изменении обязательных требований | |||
Проведение консультаций, семинаров, тематических конференций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах. - проведение "Открытых дней для предпринимателей", в том числе в формате публичных обсуждений правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований; - работа "горячей линии"; - личные приемы; - выездные приемы на подведомственных территориях; - консультации в Общественных приемных; - проведение тематических совещаний с участием института Уполномоченного по защите прав предпринимателей; - проведение семинаров для подконтрольных субъектов на базе региональных отделений Торгово-промышленной палаты РФ, общественных организаций предпринимателей, регионального отделения "Опора России"; - проведение тематических совещаний (летняя оздоровительная кампания, подготовка к сезону объектов общественного питания, торговли и др.) на уровне органов власти с представителями подконтрольных субъектов надзора; - обучающие циклы мероприятий по основным группам поднадзорных субъектов на базе Центров гигиены и эпидемиологии | на регулярной основе | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований | |||
Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации (печатные издания, телевидение, радио, социальные сети и др.) о важности добросовестного соблюдения обязательных требований, с целью формирования и укрепления культуры безопасного поведения | В соответствии со сроками ежемесячных медиа-планов ежегодно | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований | |||
3. | Обобщение практики осуществления Роспотребнадзором государственного контроля (надзора) | Подготовка обзора правоприменительной практики Роспотребнадзора, статистики типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению | на регулярной основе | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Обеспечение единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, выявление и устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, а также повышение эффективности и результативности деятельности | |
Проведение публичных мероприятий для подконтрольных субъектов с обсуждением результатов контрольно-надзорных мероприятий | ежеквартально | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований | |||
Размещение результатов контрольно-надзорных мероприятий на официальном сайте | ежемесячно | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рисков несоблюдения обязательных требований | |||
4. | Выдача предостережения | При наличии достоверных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило ущерб охраняемым законом ценностям, и если подконтрольный субъект не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих требований, Роспотребнадзором выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагается подконтрольному субъекту принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и предоставить уведомление об этом в установленный срок | при наличии сведений о признаках нарушения обязательных требований | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Пресечение (прекращение) и предупреждение нарушения обязательных требований | |
5. | Внедрение механизма обучения подконтрольных лиц, в том числе механизма "самоконтроля" с использованием проверочных листов | Организация интерактивных сервисов для самоконтроля подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к его деятельности обязательных требований в электронном виде | постоянно | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований | |
6. | Разъяснительная работа относительно процедур контроля (надзора) | Разъяснение порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая права и обязанности подконтрольного субъекта, права и обязанности Роспотребнадзора, сроки проведения мероприятий, порядка обжалования; разъяснение порядка и процедур оказания государственных услуг (лицензирование, выдача санитарно-эпидемиологических заключений, государственная регистрация продукции, уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности) | при поступлении соответствующих обращений | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований |