ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ РОССИИ
ПРИКАЗ
от 22 июня 1993 г. N 88п
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
"ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЯ,
ПРОВЕДЕНИЯ И ПРИЕМКИ НИР И ОКР, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ
С ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ РОССИИ"
В целях совершенствования организации и повышения эффективности проведения, контроля и приемки НИОКР, выполняемых по договорам с Федеральной службой геодезии и картографии России, усиления ответственности исполнителей за качество и сроки выполнения НИОКР, а также за реализацию их результатов в топографо-геодезическое и картографическое производство приказываю:
1. Ввести в действие "Положение о порядке планирования, финансирования, проведения и приемки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по договорам с Федеральной службой геодезии и картографии России" (прилагается).
2. Действие п. 5 раздела "Порядок финансирования НИОКР" указанного Положения распространить:
- на исполнителей других министерств и ведомств, выполняющих НИОКР по договорам с Федеральной службой - с II квартала 1993 года;
- на НИУ и предприятия отрасли, выполняющие аналогичные работы: по новым работам - с 1 января 1994 г., по переходящим работам - по отдельному решению Федеральной службы.
3. Руководителям научных учреждений и предприятий Федеральной службы принять к руководству указанное Положение, организовать его изучение сотрудниками, выполняющими НИОКР, и обеспечить строгое исполнение. До 15 сентября с.г. подготовить и представить в Федеральную службу предложения о порядке финансирования в 1994 г. переходящих работ.
4. Временное положение о НИОКР в системе Комитета по геодезии и картографии Минэкологии России (исх. N 3737 от 30.11.1992) считать утратившим силу.
Руководитель
Федеральной службы геодезии
и картографии России
Н.ЖДАНОВ
Введено в действие
Приказом Руководителя
Федеральной службы
геодезии и картографии России
от 22 июня 1993 г. N 88п
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПРИЕМКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ,
ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ РОССИИ
1. Общие положения
1. Настоящее Положение распространяется на научно-исследовательские (НИР) и опытно-конструкторские (ОКР) работы, выполняемые научными учреждениями и производственными предприятиями Федеральной службы геодезии и картографии России, НИИ, КБ и предприятиями других министерств и ведомств Российской Федерации по договорам с Федеральной службой геодезии и картографии России.
2. Основанием для проведения НИР и ОКР является план НИОКР Федеральной службы геодезии и картографии России на очередной год, отдельные указания Руководителя Службы, утвержденные технические задания (ТЗ) и договора.
3. Общее руководство НИОКР в отрасли, контроль их проведения и выполнение функции заказчика НИОКР осуществляет Федеральная служба геодезии и картографии России.
4. Научно-исследовательские учреждения и производственные предприятия отрасли, НИИ и КБ других министерств и ведомств, участвующие в выполнении НИР и ОКР, являются исполнителями НИОКР. Одно из них, отвечающее за своевременное и качественное выполнение ТЗ и условий договора по теме в целом, высокий научно-технический уровень исследований и разработок, координирующее работу других исполнителей, является головным исполнителем НИОКР, другие - соисполнителями. Головной исполнитель в отношении соисполнителей выполняет функции заказчика.
5. НИР и ОКР, выполняемые по договорам с Федеральной службой, различаются по целям их проведения, ведомственной принадлежности головного исполнителя и по составу исполнителей.
6. По целям проведения различают следующие виды работ:
- НИР по исследованию возможностей и путей создания технических средств, по разработке материалов топографо-геодезического и картографического назначения;
- НИР по разработке методов, методик и экспериментальных технологий выполнения топографо-геодезических и картографических работ;
- НИР по созданию фундаментальных картографических произведений;
- НИР по разработке нормативно-технических документов различных видов и категорий;
- ОКР по разработке новых и модернизации существующих технических средств топографо-геодезического и картографического назначения;
- ОКР по разработке технологий, программного и информационного обеспечения технических средств, топографо-геодезических и картографических работ;
- комплексные ОКР по созданию новых технических средств и технологий.
7. Проведение НИР по топографо-геодезической и картографической тематике возлагается, как правило, на научные организации Федеральной службы по направлениям их деятельности (с участием предприятий отрасли, НИИ и КБ промышленности других министерств и ведомств).
8. ОКР, направленные на создание новых и модернизацию существующих технических средств Службы, проводятся, как правило, силами КБ ЭОМЗ отрасли, КБ промышленности с участием НИУ Федеральной службы.
9. Комплексные ОКР по разработке технических средств, методов и технологий, базирующихся на использовании новейших средств вычислительной техники, автоматики, машинной графики и высокоточной механики, поручаются (в т.ч. на конкурсной основе) специализированным НИИ и КБ других министерств и ведомств с участием научных учреждений и предприятий отрасли.
10. ОКР по разработке новых технологий, модернизированного программного и информационного обеспечения существующих технических средств Службы, топографо-геодезических и картографических работ могут поручаться как научным организациям отрасли, так и НИИ и КБ других министерств (ведомств) с участием НИУ Федеральной службы.
11. При организации и проведении НИОКР исполнители руководствуются действующими государственными стандартами, отраслевыми руководящими техническими материалами, требованиями ТЗ и условиями договора.
2. Порядок планирования НИР и ОКР
1. Организация и проведение НИР и ОКР по топографо-геодезической и картографической тематике, выполняемых по договорам с Федеральной службой геодезии и картографии России, осуществляется на основе ежегодных планов НИОКР Службы.
В план включаются новые работы (начинаются с планируемого года) и переходящие на планируемый год работы (в соответствии с ранее утвержденными ТЗ и договорами).
2. Предложения о проведении новых работ подготавливаются управлениями и отделами Федеральной службы, научными учреждениями и предприятиями Службы, а также НИИ и КБ других министерств и ведомств (по топографо-геодезической и картографической тематике).
3. Научные учреждения Службы подготавливают предложения о проведении новых работ на основе указаний Федеральной службы о важнейших направлениях НИОКР в планируемом году. Такие указания ежегодно подготавливаются НТУ Федеральной службы на основе предложений других управлений и отделов Службы и доводятся до научных учреждений Службы не позднее 1 апреля года, предшествующего планируемому.
4. Предложения о проведении новых НИОКР подготавливаются в форме тематических карточек с технико-экономическим обоснованием необходимости разработки и эффективности реализации предполагаемых результатов и представляются:
- управлениями и отделами Службы, НИИ и КБ других министерств и ведомств - в НТУ (до 1 июля);
- научными учреждениями и предприятиями Федеральной службы - в ЦНИИГАиК (до 1 мая), обобщаются этим институтом, рассматриваются его НТС и до 1 июля вместе с решением НТС представляются в Федеральную службу.
5. Тематические карточки до представления их на рассмотрение и согласование в Федеральную службу предварительно должны быть согласованы с головным исполнителем и со всеми соисполнителями.
Форма тематической карточки на НИР или ОКР приведена в приложении (не приводится).
6. Поступившие тематические карточки рассматриваются НТУ Федеральной службы совместно с ПЭУ и другими управлениями, и темы включаются в проект плана, исходя из степени актуальности каждой разработки и наличия бюджетных средств для их финансирования. Для выработки решений по проекту плана к рассмотрению тематических карточек могут быть привлечены научно-исследовательские учреждения отрасли и др. ведомств.
7. По результатам рассмотрения тематических карточек НТУ формируется проект плана НИОКР Федеральной службы на очередной год.
8. При формировании проекта плана НИОКР каждой теме присваивается условный шифр, сохраняющийся в течение всего периода разработки темы.
9. Проект плана НИОКР представляется на утверждение Руководителю Федеральной службы не позднее 15 октября. До утверждения проект должен быть рассмотрен на заседании научно-технического совета Федеральной службы. Согласование плана НИОКР с Миннауки и РКА проводят НТУ и УЦК совместно с ПЭУ. По результатам указанного согласования план НИОКР может уточняться.
10. Перечень тем, вошедших в план НИОКР, доводится Федеральной службой до головных исполнителей в части, их касающейся, в 10-дневный срок после утверждения плана.
3. Порядок разработки, согласования и утверждения ТЗ
1. Проекты ТЗ на НИР и ОКР представляются головным исполнителем работ на рассмотрение в Федеральную службу не позднее 15 ноября в двух экземплярах, предварительно согласованные с соисполнителями.
2. ТЗ на НИР является основным исходным организационно-техническим документом, устанавливающим комплекс требований к содержанию, объему и срокам выполнения НИР.
Проект ТЗ разрабатывается на основе выписки из утвержденного плана и соответствующей тематической карточки.
3. ТЗ на НИР должно содержать следующие разделы:
- шифр, наименование и основание для выполнения НИР;
- головной исполнитель и соисполнители НИР (указывается в какой части), сроки проведения работы;
- цели и задачи НИР;
- требования к выполнению НИР;
- этапы НИР и сроки их выполнения;
- требования к разрабатываемой документации, экспериментальному образцу и др. отчетным материалам;
- порядок представления, рассмотрения и приемки этапов НИР и НИР в целом;
- пути реализации.
4. ТЗ на НИР, проводимые в интересах последующей разработки технических средств или технологий, должны предусматривать разработку ТЗ на ОКР, могут предусматривать на сложные, принципиально новые изделия, изготовление и испытания экспериментального образца (действующего макета) или создание и опробование экспериментальной технологии. В ТЗ на такие НИР должны быть указаны основные характеристики технического средства, подлежащего разработке, или требования к экспериментальной технологии.
5. ТЗ на ОКР является основным исходным организационно-техническим документом, устанавливающим комплекс требований к образцам технических средств или технологии, разрабатываемым в ОКР.
6. ТЗ на ОКР должно содержать следующие разделы:
- шифр, наименование и основание для выполнения ОКР;
- головной исполнитель и соисполнители (указывается в какой части), сроки проведения работы;
- цель выполнения ОКР, наименование и индекс изделия;
- технические требования;
- технико-экономические требования;
- требования к видам обеспечения;
- требования к сырью и комплектующим элементам;
- требования к консервации, упаковке, транспортировке и хранению;
- требования к учебно-тренировочным средствам < * > ;
- специальные требования < * > ;
- этапы ОКР и сроки их выполнения (по форме, приведенной в приложении);
- порядок представления, рассмотрения и приемки этапов ОКР и ОКР в целом.
< * > Разделы, включаемые в ТЗ при необходимости.
7. В соответствии с ГОСТ 2.103-68 этапами ОКР предусматриваются разработка эскизного проекта (ЭП), разработка технического проекта (ТП), разработка рабочей конструкторской документации (КД) опытного образца, изготовление опытных образцов, представление их на государственные испытания, предварительные и государственные (приемочные) испытания опытных образцов, корректировка КД по результатам каждого вида испытаний.
Этапы ЭП и ТП могут быть объединены в один этап эскизно-технического проектирования или проводится разработка только ТП.
При разработке новых технических средств предусматривается изготовление не более 2-х опытных образцов.
Изготовление опытных образцов, предварительные испытания, доработка по их результатам и предъявление образца на государственные (ведомственные) испытания должны быть, как правило, включены в один этап.
Предварительные испытания опытного образца должны проводиться по программе, согласованной с заказчиком, и могут быть исключены только по согласованию с заказчиком.
ТЗ должно содержать сведения об ориентировочной цене единицы серийного изделия.
8. Проекты ТЗ рассматриваются НТУ, УЦК совместно с др. управлениями по направлениям их работ и согласовываются соответствующими начальниками.
Образцы (формы) титульного и последнего листов ТЗ на НИР и ОКР приведены в приложении. Подробные рекомендации по составлению разделов ТЗ излагаются в отдельном РТМ отраслевого распространения.
9. Проекты ТЗ, не соответствующие установленным требованиям, возвращаются исполнителям на доработку. Доработанные по замечаниям Федеральной службы проекты ТЗ должны быть представлены на утверждение не позднее 30 ноября текущего года.
Первые экземпляры утвержденных ТЗ на НИР и ОКР хранятся в НТУ (УЦК) Федеральной службы, а вторые экземпляры в 3-дневный срок после утверждения направляются головным исполнителям для подготовки материалов хозяйственных договоров.
10. В ходе выполнения НИОКР заказчиком и головным исполнителем (по согласованию) в ТЗ могут вноситься изменения и дополнения.
4. Порядок подготовки и заключения договоров
1. Проект договора на выполнение НИР и ОКР подготавливается Федеральной службой (НТУ, УЦК с участием ПЭУ). Для подготовки проекта договора головным исполнителем на основании ТЗ представляются в Федеральную службу проект календарного плана (ведомости исполнения) работы, калькуляция сметной стоимости и расчеты - обоснования затрат по статьям калькуляции сметной стоимости. Допускается представление указанных документов вместе с проектом ТЗ.
2. Все материалы для заключения договора на выполнение НИР и ОКР в двух экземплярах, подписанные и скрепленные печатью предприятия - головного исполнителя работы, представляются в Федеральную службу до 15 декабря года, предшествующего планируемому.
Рассмотрение этих материалов осуществляется НТУ и УЦК в соответствии со своей специализацией совместно с ПЭУ в вопросах определения стоимости работ, ее калькуляции и расчетов-обоснований.
3. В проекте договора о выполнении НИР и ОКР должны быть указаны вид, шифр и наименование работы, предприятия (организации), выступающие в качестве заказчика и исполнителя, должностные лица, уполномоченные от их имени заключать договор, общая договорная стоимость выполнения работы, реквизиты утвержденного ТЗ, сроки окончания и сдачи результатов работы, порядок авансирования и оплаты этапов работы, сроки представления и приемки этапов и НИОКР в целом, ответственность и взаимные обязательства сторон, почтовые и банковские реквизиты заказчика и исполнителя.
4. За нарушение обязательств, предусмотренных в договоре, стороны несут ответственность, установленную действующим законодательством и договором.
За нарушение установленного по договору конечного срока выполнения работы (установленных сроков выполнения этапов) исполнитель выплачивает по претензии заказчика неустойку в размере 2% стоимости работы (этапа). Выплата неустойки не освобождает исполнителя от выполнения работ по договору.
При представлении исполнителем материалов, не соответствующих условиям договора, их доработка осуществляется исполнителем за свой счет.
При выявлении заказчиком на приемочных (государственных, ведомственных) испытаниях или при приемке этапов НИОКР несоответствия разработанных исполнителем опытных образцов, технологий и других материалов основным требованиям ТЗ и отказе последнего от их доработки без увеличения договорной стоимости работ исполнителем возвращается заказчику 60% ранее полученных по договору сумм.
При сокращении сроков работ, достижении более высоких технико-экономических показателей разрабатываемых новых образцов и технологий договорная стоимость работы по согласованию сторон может быть увеличена на 2%.
5. К договору прилагается техническое задание, протокол согласования цены (по установленным формам), календарный план (ведомость исполнения) работ, калькуляция сметной стоимости (по форме, приведенной в приложении), расчеты - обоснования затрат по статьям калькуляции сметной стоимости.
В календарных планах (ведомостях исполнения) работ должны быть четко указаны комплектность представляемой заказчику на каждом этапе технической (конструкторский, технологической и другой) документации, количество экземпляров (или копий), изготовленных и представляемых на испытания образцов.
Договор и протокол согласования цены должны быть подписаны руководителями Службы и предприятия - головного исполнителя работ и завизированы главным бухгалтером и начальником ППО головного исполнителя, а также начальниками ПЭУ и НТУ (УЦК) Федеральной службы (в их отсутствие - заместителями), юрисконсультом (только договор).
Подписи руководителей Федеральной службы и предприятия - головного исполнителя работы заверяются оттисками их гербовых печатей.
6. После оформления второй экземпляр договора в комплекте со всеми приложениями в 5-дневный срок высылается предприятию - головному исполнителю работы, первый экземпляр хранится в НТУ (УЦК).
Размножение ТЗ и договоров для работы в управлениях и отделах Федеральной службы, как правило, не допускается.
7. Заключенный договор служит основанием для открытия текущего финансирования затрат на тему (авансирование в соответствии с условиями договора, оплата выполненных этапов в соответствии с актами (заключениями) заказчика о приемке этапов, предусмотренных ТЗ и календарным планом или ведомостью исполнения работ).
8. Календарный план (ведомость исполнения) является документом, в соответствии с которым производится приемка фактического выполнения исполнителем этапов работ; количество, наименование и содержание этапов календарного плана должны, как правило, соответствовать этапам утвержденных ТЗ.
9. При наличии соисполнителей головной исполнитель темы по отношению к ним выступает в роли заказчика и выполняет основные функции последнего по рассмотрению и утверждению технического задания и заключению договоров в соответствии с настоящим Положением.
5. Порядок отчетности, рассмотрения и приемки
результатов работ
1. Порядок приемки этапов НИР и ОКР и работы в целом определяется заказчиком. Головной исполнитель уведомляет заказчика о готовности к сдаче этапа, предусмотренного календарным планом (ведомостью исполнения), и представляет отчетные материалы на приемку не позднее, чем за 20 дней до срока окончания этапа, указанного в календарном плане (ведомости исполнения) договора. Заказчик либо назначает комиссию для приемки этапа, либо выдает заключение по его результатам. Как правило, комиссией принимаются важнейшие этапы и итоговый отчет по НИР, эскизный и технический проекты по ОКР, а также осуществляется проведение государственных (ведомственных) испытаний. Датой фактического выполнения работы (этапа) считается дата утверждения (подписания) заказчиком акта (заключения) по результатам приемки материалов головного исполнителя.
2. Отчеты по этапам и НИР в целом, итоги разработки эскизного и технического проектов, выполненных в рамках ОКР, а также результаты предварительных испытаний опытных образцов, проведенных разработчиком, подлежат рассмотрению на заседании ученого (научно-технического) совета (его секций) предприятия - головного исполнителя и представляются на приемку заказчику вместе с решением совета.
3. Комиссия для приемки этапа НИР (ОКР) или НИР (ОКР) в целом назначается приказом Руководителя Федеральной службы.
В состав комиссии помимо специалистов Федеральной службы могут быть включены по решению заказчика научный руководитель темы и другие специалисты предприятия-разработчика (по его представлению), а также специалисты других НИИ и КБ, производственных предприятий отрасли и других ведомств.
4. Акт приемки работы (этапа) утверждается Руководителем Федеральной службы и содержит:
- основание для осуществления приемки работы (этапа);
- состав комиссии и номер приказа о ее назначении;
- название этапа и работы в целом;
- перечень исполнителей;
- перечень представленных материалов и образцов;
- перечень ГОСТ и др. документов, которыми руководствовалась комиссия;
- основные результаты приемки (достигнутые показатели, степень соответствия ТЗ, научно-технический уровень, недостатки);
- выводы и предложения (в том числе о порядке реализации результатов, сроках устранения недостатков и доведения материалов до предприятий отрасли, дальнейшего использования экспериментальных образцов, макетов и технологий);
- приложения (при необходимости).
Отчетные материалы по отдельным этапам и работе в целом до их приемки могут быть направлены заказчиком на рецензию (экспертизу) НИУ отрасли, НИИ других министерств и ведомств.
5. В акте государственных (ведомственных) испытаний опытных образцов, изготовленных в результате ОКР, кроме того, должны быть отражены состав опытного образца, наличие конструкторской и технологической документации, программного и информационного обеспечения, состояние разработки технических условий (ТУ), а также заключение о возможности передачи КД и ТУ (после корректировки по результатам испытаний) на серийный завод-изготовитель для подготовки и освоения производства, порядок дальнейшего использования опытных образцов, технологий и др. материалов.
Обязательными приложениями к акту являются:
- ведомость соответствия опытных образцов требованиям ТЗ;
- перечень выявленных недостатков опытных образцов, мероприятия и сроки их устранения.
Акт представляется на утверждение Руководителю Федеральной службы.
6. Метрологическая экспертиза эскизного, технического проектов, комплекта технической документации опытного образца должна быть проведена головной или базовой организациями Метрологической службы отрасли до рассмотрения материалов ученым (научно-техническим) советом головного исполнителя и представления их на приемку заказчику.
7. Предварительные испытания опытных образцов проводятся комиссией предприятия-разработчика по разработанной и утвержденной им программе, согласованной с Федеральной службой. В комиссию включаются представители предприятий-соисполнителей, предприятия - изготовителя опытных образцов и серийного предприятия-изготовителя. В комиссию могут быть включены также специалисты Федеральной службы или других предприятий отрасли (по согласованию).
8. Проект программы и методики государственных (ведомственных) испытаний должен разрабатываться головным исполнителем темы и представляться на рассмотрение и утверждение в Федеральную службу.
9. Опытные образцы, разработанные и изготовленные в ОКР, конструкторская, технологическая и программная документации принадлежат заказчику.
10. Головной исполнитель вместе с заказчиком несет ответственность за внедрение результатов НИР и разработанных в ОКР средств (технологий) в производство. Образцы (технологии), выдержавшие государственные (ведомственные) испытания, принимаются к внедрению в отрасли решением Руководителя Федеральной службы.
11. Устранение недостатков, выявленных в ходе приемочных испытаний, головной исполнитель ОКР выполняет за свой счет. По завершении корректировки КД по результатам приемочных испытаний предприятие - головной исполнитель ОКР представляет в Федеральную службу соответствующий акт.
12. Передаче серийному заводу-изготовителю подлежит КД с литерой "О ", если иное не определено ранее в договоре, ТЗ на ОКР 1 или решения по акту приемочных испытаний.13. Порядок отчетности предприятий-соисполнителей НИР и ОКР перед предприятием - головным исполнителем о выполнении ими этапов работ, предусмотренных соответствующими ЧТЗ и договорами, или работы в целом аналогичен. При этом предприятия-соисполнители выступают в роли исполнителей, а головной исполнитель НИР (ОКР) - в роли заказчика. Нарушение договорных обязательств соисполнителями не может служить основанием для невыполнения договорных обязательств головного исполнителя перед заказчиком.
6. Порядок финансирования НИОКР
1. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется за счет бюджетных ассигнований, выделенных Федеральной службе на их проведение, а также за счет внебюджетных фондов (отраслевого фонда финансирования НИОКР и освоения новых видов наукоемкой продукции, Российского фонда технологического развития Миннауки и др.), собственных средств предприятий и организаций. В исключительных случаях финансирование НИОКР может производиться также за счет бюджетных ассигнований на проведение топографо-геодезических работ.
2. Финансирование НИОКР, выполняемых в рамках Государственных целевых программ, производится за счет средств, выделяемых из бюджета на реализацию этих программ.
3. Обеспечение выделения ассигнований из федерального бюджета на НИОКР в соответствии с утвержденным (уточненным) планом и разработку предложений по их распределению для утверждения Руководителем службы осуществляет ПЭУ с участием НТУ и УЦК.
4. Обеспечение финансирования НИОКР в соответствии с выделенными ассигнованиями и заключенными договорами осуществляет ФБО.
5. Финансирование исполнителей НИОКР (после заключения договоров) осуществляется авансированием (ОКР - 65%, НИР - 50% стоимости очередного этапа) и окончательной оплатой (с учетом аванса) выполненных этапов (работ в целом) на основании актов (заключений) Федеральной службы по результатам их приемки (рассмотрения).
6. Договора на работы, выполняемые сторонними организациями по ТЗ Федеральной службы, должны быть согласованы с ФБО.
В указанных договорах должна быть предусмотрена бухгалтерская отчетность головного исполнителя и сроки ее представления заказчику в соответствии с установленными требованиями.
Заместитель Начальника
Научно-технического управления
Федеральной службы геодезии
и картографии России
В.КУРЕННОЙ