МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 февраля 2025 г. N 22
О МИНИМИЗАЦИИ
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ,
РАБОТ И УСЛУГ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО АККРЕДИТАЦИИ
В соответствии с пунктом 12 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьей 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в целях совершенствования проводимых в Федеральной службе по аккредитации мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд < 1 > приказываю:
< 1 > Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, разработанные Минтрудом России и направленные письмом Минтруда России от 30 сентября 2020 г. N 18-2/10/П-9716.
1. Утвердить:
Реестр (карту) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Федеральной службой по аккредитации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
План (реестр) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении в Федеральной службе по аккредитации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Должностным лицам структурных подразделений Федеральной службы по аккредитации обеспечить реализацию мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении в Федеральной службе по аккредитации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, предусмотренных приложением N 2 к настоящему приказу.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Н.В.СКРЫПНИК
Приложение N 1
к приказу Росаккредитации
от 18 февраля 2025 г. N 22
РЕЕСТР (КАРТА)
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО АККРЕДИТАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,
УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
N п/п | Наименование коррупционного риска | Описание возможной коррупционной схемы | Отделы структурных подразделений Росаккредитации, которые могут участвовать в реализации коррупционной схемы | Меры по минимизации коррупционных рисков | |
Реализуемые | Предлагаемые | ||||
1. Предпроцедурный этап | |||||
1.1. | Планирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее - закупки) | Планирование потребности в приобретении товаров, работ, услуг с устаревшими или избыточными характеристиками | Структурное подразделение, инициировавшее закупку (далее - Инициатор закупки) | Утверждение и размещение в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) правовых актов Росаккредитации о нормировании в сфере закупок | Недопущение планирования закупок, не относящихся к целям деятельности Росаккредитации |
Отдел организации деятельности контрактной службы и материально-технического снабжения Управления административно-финансовой деятельности (далее - ООДКСиМТС УАФД) | Недопущение планирования закупок с нарушением требований о нормировании в сфере закупок | ||||
Нарушение требований о нормировании в сфере закупок | |||||
Формирование, утверждение и размещение в ЕИС плана-графика закупок | |||||
Планирование закупок, не относящихся к целям деятельности Росаккредитации | |||||
Участие государственных гражданских служащих Росаккредитации (далее - гражданские служащие), принимающих участие в осуществлении закупок, в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции в закупках | |||||
Отдел планирования, анализа исполнения бюджета и внутреннего финансового контроля Управления административно-финансовой деятельности (далее - ОПАИБиВФК УАФД) | |||||
Ознакомление гражданских служащих, участвующих в закупках, с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики коррупции в сфере закупок, методическими материалами в указанной сфере, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правоотношений | |||||
Осуществление внутреннего контроля планирования закупок | |||||
1.2. | Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее - НМЦК) | Преднамеренное использование искаженной информации для расчета НМЦК: занижение или завышение цены в коммерческих предложениях, использование несопоставимых коммерческих предложений, предоставление заведомо ложных сведений о проведении мониторинга цен на товары, работы, услуги | Инициатор закупки | Определение и обоснование НМЦК, в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567, а также иными нормативными правовыми актами в сфере закупок | Размещение в ЕИС запросов на предоставление коммерческих предложений при проведении конкурентных закупок |
ООДКСиМТС УАФД | |||||
ОПАИБиВФК УАФД | |||||
Неприменение методов, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), при определении и обосновании НМЦК | |||||
Документальное оформление обоснования НМЦК | |||||
1.3. | Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | Неправомерный выбор способа закупки по срокам, цене, объему, особенностям объекта закупки, конкурентоспособности и специфики рынка поставщиков | Инициатор закупки | Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) | Недопущение неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
ООДКСиМТС УАФД | |||||
Ознакомление гражданских служащих, участвующих в закупках, с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики коррупции в сфере закупок, методическими материалами в указанной сфере, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений | |||||
Преднамеренная подмена одного способа закупки другим | |||||
Сознательное искажение характеристик объекта закупки с целью выбора способа определения поставщика, наиболее удобного с точки зрения извлечения незаконной выгоды | |||||
Применение преимущественно конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | |||||
Искусственное дробление закупки на несколько отдельных (при отсутствии мотивированного обоснования) | |||||
1.4. | Подготовка технического задания, проекта извещения о закупке, проекта государственного контракта | Включение в описание объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг и (или) включение в проект государственного контракта условий, ограничивающих конкуренцию | Инициатор закупки | Осуществление правовой оценки закупочной документации в соответствии с приказом Росаккредитации от 30 декабря 2021 г. N 295 "О контрактной службе Федеральной службы по аккредитации без образования отдельного структурного подразделения" | Контроль за недопущением включения в описание объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг и (или) в проект государственного контракта условий, ограничивающих конкуренцию |
ООДКСиМТС УАФД | |||||
Отдел урегулирования споров Управления аккредитации и государственного контроля (далее - ОУС УАиГК) | |||||
Предъявление излишних требований к участникам закупки, неправомерное установление дополнительных требований к участникам закупки с целью усложнения процесса подготовки заявок на участие в закупке | |||||
Ознакомление государственных гражданских служащих, участвующих в закупках, с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики коррупции в сфере закупок, методическими материалами в указанной сфере, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений | |||||
Подготовка технического задания в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" | |||||
Предъявление излишних требований к участникам закупки и (или) неправомерное установление к ним дополнительных требований | |||||
Соблюдение требований нормирования в сфере закупок | |||||
Установление необоснованных преимуществ для отдельных лиц при осуществлении закупок | |||||
Установление недопустимых критериев оценки заявок, условий допуска к участию в закупке | |||||
2. Процедурный этап | |||||
2.1. | Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) | Рассмотрение заявок участников закупки с нарушением требований законодательства к рассмотрению заявок | Инициатор закупки | Внесение изменений в извещение о закупке в соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ | Ознакомление гражданских служащих, участвующих в закупках, с правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений |
ООДКСиМТС УАФД | |||||
Инициатор закупки | |||||
Единая комиссия Росаккредитации по осуществлению закупок | |||||
Предоставление формальных, содержащих недостоверную информацию ответов на запросы о разъяснении положений извещений о закупках | |||||
Рассмотрение заявок окончательных предложений участников закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | |||||
Установление необоснованных преимуществ для отдельных лиц, участвующих в закупке | |||||
Инициатор закупки (в части описания объекта закупки и критериев оценки) | Тщательное и по существу рассмотрение запросов о разъяснении положений извещений о закупках | ||||
ООДКСиМТС УАФД (в части разъяснения требований Федерального закона N 44-ФЗ) | |||||
2.2. | Заключение государственного контракта | Заключение государственного контракта до предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ | Инициатор закупки | Заключение государственного контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ | Недопущение неправомерного (необоснованного) отказа от заключения государственного контракта |
ООДКСиМТС УАФД | |||||
ОПАИБиВФК УАФД | |||||
ОУС УАиГК | |||||
Осуществление правовой оценки закупочной документации | Ознакомление гражданских служащих, участвующих в закупках, с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики коррупции в сфере закупок, методическими материалами в указанной сфере, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений | ||||
Принятие некорректно оформленного обеспечения исполнения контракта | |||||
Неправомерный (необоснованный) отказ заказчика от заключения государственного контракта | |||||
Необоснованное изменение условий государственного контракта | |||||
3. Постпроцедурный этап | |||||
3.1. | Изменение и расторжение государственного контракта | Изменение существенных условий государственного контракта при его исполнении в отсутствие оснований для их изменения | Инициатор закупки | Заключение государственного контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ | Информирование отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Управления административно-финансовой деятельности о причинах изменения и (или) расторжения государственного контракта |
ООДКСиМТС УАФД | |||||
ОПАИБиВФК УАФД | |||||
ОУС УАиГК | |||||
Осуществление правовой оценки закупочной документации | |||||
Расторжение государственного контракта при отсутствии достаточных оснований для его расторжения | |||||
Изменение существенных условий государственного контракта при его исполнении по соглашению сторон исключительно в случаях, предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ. | |||||
Ознакомление гражданских служащих, участвующих в закупках, с правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений | |||||
Запрос у поставщика (подрядчика, исполнителя) документов и (или) сведений, не предусмотренных условиями государственного контракта | |||||
Расторжение государственного контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны государственного контракта от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством с соблюдением норм статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ | |||||
Умышленное затягивание со стороны заказчика сроков предоставления информации, необходимых материалов для исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по государственному контракту | |||||
3.2 | Исполнение государственного контракта | Приемка и (или) оплата товара, работы, услуги, которые в действительности не поставлены (не выполнены, не оказаны) либо не соответствуют условиям государственного контракта | Инициатор закупки | Осуществление правовой оценки закупочной документации | Ознакомление гражданских служащих, участвующих в закупках, с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики коррупции в сфере закупок, методическими материалами в указанной сфере, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений |
ООДКСиМТС УАФД | |||||
ОПАИБиВФК УАФД | |||||
Строгое соблюдение условий государственного контракта | |||||
ОУС УАиГК | |||||
Осуществление внутреннего контроля в соответствии с установленным порядком | |||||
Неприменение заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта | |||||
Своевременное применение мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта | |||||
Необоснованное затягивание (ускорение) приемки и оплаты по государственному контракту | |||||
Определение ответственных лиц за приемку товаров, работ, услуг (приемочная комиссия) | |||||
Включение в состав приемочной комиссии гражданских служащих, прошедших повышение квалификации в сфере закупок | |||||
Недопущение приемки государственного контракта до получения обеспечения гарантийных обязательств (в случаях, когда это применимо) |
Приложение N 2
к приказу Росаккредитации
от 18 февраля 2025 г. N 22
ПЛАН (РЕЕСТР)
МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА МИНИМИЗАЦИЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ,
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
ПО АККРЕДИТАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
N п/п | Наименование меры по минимизации коррупционных рисков | Краткое наименование минимизируемого коррупционного риска | Срок (периодичность) реализации | Отделы структурных подразделений Росаккредитации, участвующие в реализации мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков | Планируемый результат |
1 | Недопущение планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее - закупки), не относящихся к целям деятельности Росаккредитации | Планирование закупок | Постоянно | Головной исполнитель: | Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок |
Структурное подразделение, инициировавшее закупку (далее - Инициатор закупки) | |||||
Планирование закупок с соблюдением требований о нормировании в сфере закупок | |||||
Соисполнители: | |||||
Недопущение планирования закупок с нарушением требований о нормировании в сфере закупок | |||||
Отдел организации деятельности контрактной службы и материально-технического снабжения Управления административно-финансовой деятельности (далее - ООДКСиМТС УАФД) | |||||
Отдел планирования, анализа исполнения бюджета и внутреннего финансового контроля Управления административно-финансовой деятельности (далее - ОПАИБиВФК УАФД) | |||||
2 | Участие государственных гражданских служащих Росаккредитации (далее - гражданские служащие), принимающих участие в осуществлении закупок, в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции в закупках | Планирование закупок | Не реже одного раза в три года | Отдел государственной службы, кадров и противодействия коррупции Управления административно-финансовой деятельности (далее - ОГСКиПК УАФД) | Совершенствование профессиональных навыков, знаний и компетенций гражданских служащих, в должностные обязанности которых входит участие в осуществлении закупок, в целях формирования адекватного понимания коррупционных рисков и методов их предотвращения |
3 | Ознакомление гражданских служащих, участвующих в закупках, с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики коррупции в сфере закупок, методическими материалами в указанной сфере, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений | Планирование закупок | Ежегодно | Головной исполнитель: | Антикоррупционное просвещение, формирование антикоррупционных установок, усвоение базовых знаний о мерах юридической ответственности, предусмотренных за совершение коррупционных правонарушений, и о неотвратимости ответственности за их совершение |
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | ОГСКиПК УАФД | ||||
Соисполнитель: | |||||
ООДКСиМТС УАФД | |||||
Подготовка технического задания, проекта извещения о закупке, проекта государственного контракта | |||||
Исполнение государственного контракта | |||||
Заключение государственного контракта | |||||
Изменение и расторжение государственного контракта | |||||
Исполнение государственного контракта | |||||
4 | Размещение в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru обоснования цены конкурентных закупок (во всех случаях) | Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее - НМЦК) | Постоянно | Головной исполнитель: | Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности конкурентных закупок |
Инициатор закупок | |||||
Соисполнитель: | |||||
Снижение рисков для установления необоснованных преимуществ для отдельных участников закупок, завышения или занижения НМЦК | |||||
ООДКСиМТС УАФД | |||||
Размещение на Едином агрегаторе торговли - информационном Ресурсе в сети "Интернет" www.agregatoreat.ru всех закупок, осуществляемых по счетам | |||||
5 | Недопущение неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | Постоянно | Головной исполнитель: | Усиление контроля за соблюдением способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренного Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Инициатор закупок | |||||
Соисполнитель: | |||||
ООДКСиМТС УАФД | |||||
6 | Контроль за недопущением включения в описание объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг и (или) включение в проект государственного контракта условий, ограничивающих конкуренцию | Подготовка технического задания, проекта извещения о закупке, проекта государственного контракта | Постоянно | Головной исполнитель: | Повышение качества правовой экспертизы проекта извещения о закупке и проекта государственного контракта в целях исключения противоречивых условий исполнения государственного контракта |
Инициатор закупок | |||||
Соисполнитель: | |||||
ООДКСиМТС УАФД | |||||
Отдел урегулирования споров Управления аккредитации и государственного контроля (далее - ОУС УАиГК) | |||||
7 | Недопущение неправомерного (необоснованного) отказа Росаккредитации от заключения государственного контракта | Заключение государственного контракта | Постоянно | Головной исполнитель: | Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при заключении государственного контракта |
Инициатор закупок | |||||
Соисполнитель: | |||||
ООДКСиМТС УАФД | |||||
ОУС УАиГК | |||||
8 | Информирование ОГСКиПК УАФД о причинах изменения и (или) расторжения государственного контракта | Изменение и расторжение государственного контракта | Постоянно (при наличии оснований) | Головной исполнитель: | Усиление внутреннего контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок в случае изменения и (или) расторжения государственного контракта |
Инициатор закупок | |||||
Соисполнитель: | |||||
ООДКСиМТС УАФД | |||||
ОУС УАиГК |