МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 августа 2017 г. N 2645
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ОТБОРА РОССИЙСКИХ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНЖИНИРИНГОВЫХ
КОМПАНИЙ (ЕР-ПОДРЯДЧИКОВ) ДЛЯ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО
ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИАРАМИ В ВЕНДОР-ЛИСТЫ
В целях реализации пункта 1 Плана мероприятий по увеличению доли отечественных производителей машиностроительной продукции и проектных организаций при реализации проектов строительства промышленных производств по переработке углеводородов на территории Дальневосточного федерального округа, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - полномочным представителем Президента Российской Федерации Ю.П. Трутневым от 28 марта 2016 г. N 2011п-П9, приказываю:
утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного отбора российских производителей машиностроительного оборудования с учетом требований международных инжиниринговых компаний (ЕР-подрядчиков) для их дальнейшего включения лицензиарами в вендор-листы.
Вр.и.о. Министра
Г.С.НИКИТИН
Утверждены
приказом Минпромторга России
от 9 августа 2017 г. N 2645
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ОТБОРА
РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ < 1 > МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ИНЖИНИРИНГОВЫХ КОМПАНИЙ (ЕР-ПОДРЯДЧИКОВ)
ДЛЯ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ВКЛЮЧЕНИЯ
ЛИЦЕНЗИАРАМИ В ВЕНДОР-ЛИСТЫ
< 1 > Методические рекомендации разработаны с целью способствования увеличению доли участия российской промышленности в проектах международных инжиниринговых компаний, но не ограничивают участие иностранных поставщиков в открытых квалификационных процедурах акционерных обществ, включенных в перечень , утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р.
1. Настоящие Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного отбора российских производителей машиностроительного оборудования с учетом требований международных инжиниринговых компаний (ЕР-подрядчиков) для их дальнейшего включения лицензиарами в вендор-листы разработаны в целях методологического обеспечения организации работ по проведению квалификационного отбора российских производителей машиностроительного оборудования с учетом требований международных инжиниринговых компаний (ЕР-подрядчиков) для их дальнейшего включения лицензиарами в вендор-листы (далее - Методические рекомендации, квалификационный отбор).
В квалификационном отборе может принять участие любая российская организация, осуществляющая производство машиностроительного оборудования (далее - организация, претендент).
Квалификационный отбор проводится акционерными обществами, включенными в перечень , утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями (далее - организатор квалификационного отбора).
2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и сокращения:
МТР - Материально-технические ресурсы;
подкатегория МТР - совокупность МТР, сформированная на основании общности технических (технические характеристики МТР, условия применения в производственном и (или) инвестиционном проекте) и коммерческих признаков (рынок контрагентов, возможность применения единых подходов к обеспечению потребности);
профильные эксперты - сотрудники организатора квалификационного отбора, являющиеся экспертами в подкатегории МТР, по которой проводится квалификационный отбор.
вендор-лист - перечень российских и зарубежных поставщиков, отобранных по способности производить и (или) поставлять МТР определенного типа (группы), соответствующие общим требованиям для применения в составе объектов, реализуемых с участием российских и иностранных подрядчиков и инвесторов;
лицензиар - организатор квалификационного отбора, являющийся одной из сторон лицензионного соглашения, предоставляющей другой стороне - лицензиату (организации, включенной в вендор-лист) право на использование объекта лицензии (изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности).
3. В процессе проведения квалификационного отбора осуществляется проверка соответствия организации требованиям организатора квалификационного отбора в части технологических и технических возможностей, экономического и финансового положения, юридических аспектов деятельности (наличие документов, подтверждающих факт регистрации юридического лица), организационного и кадрового потенциала и иных характеристик.
4. Основной целью квалификационного отбора является оценка способности организации выполнить поставку МТР по обозначенной в квалификационном отборе номенклатурной группе < 2 > ; минимизация рисков, связанных с невыполнением либо неполным выполнением обязательств претендентом в случае заключения с ним договора на поставку МТР, а также формирование Реестра квалифицированных претендентов для их дальнейшего включения в вендор-листы лицензиарами при реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации.
< 2 > Индивидуально для каждого реализуемого проекта.
Квалификационный отбор является открытой процедурой и проводится на номенклатурную группу. Поставщики МТР имеют право заявиться в открытую квалификационную процедуру на номенклатурную группу в любой момент как до организации конкурентного отбора по данной номенклатурной группе, так и во время проведения конкурентного отбора по данной номенклатурной группе, учитывая сроки проведения дистанционной оценки и технического аудита организаций, указанные в пункте 13 настоящих Методических рекомендаций.
Квалификационный отбор организаций осуществляются в соответствии с Базовым перечнем критериев квалификационного отбора, приведенным в приложении N 1 < 3 > к настоящим Методическим рекомендациям (далее - критерии квалификационного отбора) (не приводится). Для проведения квалификационного отбора организатор квалификационного отбора подготавливает документацию для проведения квалификационного отбора по каждой подкатегории МТР, включающую:
< 3 > Представленный перечень не является исчерпывающим и обязательным. Перечень может быть изменен и дополнен на усмотрение Организатора квалификационного отбора.
извещение о проведении квалификационного отбора по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - извещение) (не приводится);
пакет документации, которую до заполнения анкеты квалификационного отбора изучает претендент (национальные стандарты, сертификаты, нормативные правовые акты и иные документы);
анкету претендента на участие в квалификационном отборе, заполняемую организацией для участия в квалификационном отборе по форме, приведенной в Приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - Анкета) (не приводится).
5. Извещение и пакет документации размещаются организатором квалификационного отбора на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в разделе Государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП), который будет создан для хранения такой информации по электронному адресу: https://gisp.gov.ru.
6. Извещение содержит информацию о сроках проведения квалификационного отбора, режиме приема документов организации, электронный адрес и сведения о контактном лице организатора квалификационного отбора, и иные данные.
7. Для участия в квалификационном отборе организация представляет заполненную Анкету и документы, подтверждающие соответствие организации критериям квалификационного отбора, приведенным в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - пакет подтверждающих документов).
8. Пакет подтверждающих документов, предусмотренный критериями квалификационного отбора, определяется перечнем документов, перечисленных Анкете в графе "Подтверждающие документы". Пакет подтверждающих документов формируется индивидуально в квалификационном отборе в зависимости от требований к подкатегории МТР.
9. Анкета заполняется в соответствии с критериями квалификационного отбора, приведенными в приложении N 1 < 4 > к настоящим Методическим рекомендациям, и соответствует им по набору критериев, их значениям и подтверждающим документам.
< 4 > Представленный перечень не является исчерпывающим и обязательным. Перечень может быть изменен и дополнен на усмотрение Организатора квалификационного отбора.
10. Критерии квалификационного отбора разрабатываются для каждой подкатегории МТР. Рекомендованное количество критериев квалификационного отбора для каждой подкатегории МТР не более 20.
11. В процессе разработки критериев квалификационного отбора организатор квалификационного отбора может привлекать экспертов для разработки критериев квалификационного отбора по каждой подкатегории МТР, относящихся к сфере их компетенции, или для предоставления экспертного мнения.
12. Если у претендентов квалификационного отбора возникает необходимость в дополнительных разъяснениях процедуры порядка проведения квалификационного отбора или информации по пакету документации для участия в квалификационном отборе, они могут направить запросы на предоставление разъяснений в адрес контактного лица, указанного в извещении.
В случае необходимости организатор квалификационного отбора может привлечь экспертов для подготовки соответствующих разъяснений по профилю их компетенций.
13. Квалификационный отбор проводится в 2 этапа:
дистанционная оценка организаций (срок проведения - не более 5 рабочих дней с даты подачи Анкеты претендентом квалификационного отбора);
технический аудит организаций (в случае принятия соответствующего решения организатором квалификационного отбора; срок проведения - не более 4 недель с даты принятия такого решения).
14. Дистанционная оценка организации представляет собой анализ экспертами Анкеты и пакета документации, представленного организацией.
15. В процессе проведения дистанционной оценки организации организатор квалификационного отбора может привлечь экспертов по подкатегориям МТР для оценки Анкеты и пакета документации организации в части, относящейся к сфере их компетенции, или для представления экспертного мнения.
16. Анализ заполненных претендентами Анкет проводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Методических рекомендаций.
17. Для каждого критерия квалификационного отбора экспертным методом или Методом анализа иерархий (Метод Саати) < 5 > устанавливается весовой коэффициент, отражающий степень критичности данного критерия для общей оценки (общий вес критериев должен быть равен 100%).
< 5 > На усмотрение организатора квалификационного отбора.
Для критериев квалификационного отбора определяется набор вариантов ответа, каждому из которых присваивается балл.
Для каждого критерия квалификационного отбора рассчитывается итоговая оценка по критерию, равная произведению балла по выбранному варианту ответа по критерию и весового коэффициента.
Итоговая оценка претендента по квалификационному отбору равна сумме всех итоговых оценок по критериям.
18. По итогам проведения дистанционной оценки претенденту может быть присвоен один из трех квалификационных статусов:
"квалифицирован" - претендент полностью соответствует критериям квалификационного отбора;
"квалифицирован условно" - претендент не соответствует части критериев квалификационного отбора, но готов выполнить ряд мероприятий по улучшению своих показателей. Для таких претендентов разрабатывается План корректирующих мероприятий (далее - ПКМ) по форме, приведенной в Приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям (не приводится). По результатам выполнения ПКМ квалификационный статус претендента пересматривается;
"не квалифицирован" - претендент не соответствует критериям квалификационного отбора;
в случае грубого нарушения, а именно предоставления заведомо ложных сведений, касающихся какого-либо из аспектов квалификационного отбора, ему может быть присвоен статус "дисквалифицирован".
19. Претендент, получивший статус "квалифицирован условно", после получения уведомления и разъяснений от организатора квалификационного отбора разрабатывает и направляет ПКМ организатору квалификационного отбора на согласование.
Претенденту, получившему статус "не квалифицирован", организатор квалификационного отбора направляет уведомление с указанием критериев, по которым претендент не набрал достаточное количество баллов.
20. Сроки действия квалификационных статусов претендентов определяются в зависимости от подкатегории МТР:
"квалифицирован": не более 2 лет с возможностью пересмотра по итогам выполнения обязательств по заключенному договору претендента с организатором квалификационного отбора и необходимостью подтверждения статуса не реже, чем раз в 12 месяцев; минимальный срок действия статуса - 6 месяцев.
"квалифицирован условно": срок действия квалификационного статуса определяется в соответствии с разработанным ПКМ;
"не квалифицирован": минимальный срок действия - 6 месяцев;
21. Срок действия статуса "дисквалифицирован" - не менее 2-х лет без возможности участия в квалификационных и конкурентных процедурах отборах.
22. Если проводится пересмотр квалификационного статуса по итогам деятельности претендента, то предложения по изменению фиксируются решением об изменении квалификационного статуса в свободной форме за подписью ответственного лица организатора квалификационного отбора.
23. Если по результатам дистанционной оценки организации необходимо провести дополнительную проверку претендента, то организатор квалификационного отбора может инициировать проведение технического аудита претендента.
Основаниями для проведения технического аудита могут являться:
недостаточность (противоречивость) информации в пакете документации, предоставленной организацией для участия в квалификационном отборе;
отсутствие у организации опыта работы в подкатегории МТР;
сложность и критичность подкатегории МТР для организатора квалификационного отбора.
24. При подготовке к проведению технического аудита организатор квалификационного отбора назначает руководителя группы технического аудита, который направляет претенденту уведомление в свободной форме о проведении технического аудита, содержащее дату и сроки проведения технического аудита, состав группы аудиторов. К уведомлению прилагается опросный лист по форме, приведенной в Приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям (не приводится), а также перечень документов, которые необходимо подготовить претенденту до проведения технического аудита (индивидуально по каждому проекту).
25. В случае получения от претендента отказа о возможности проведения технического аудита, претенденту присваивается статус "не квалифицирован".
26. Технический аудит проводится в форме выездной проверки производственной площадки претендента.
При необходимости запрашиваются копии документов и другая информация.
В ходе работы группа аудиторов должна получить достаточную и необходимую информацию, на основе которой сможет сделать обоснованные выводы и определить статус претендента.
27. После проведения технического аудита проводится совещание с участием аудируемого претендента с целью оглашения выявленных в ходе технического аудита несоответствий и показателей для улучшения.
28. По результатам технического аудита оформляется отчет, в котором отображается:
общая информация по техническому аудиту (сроки проведения технического аудита, расписание аудита);
перечень представителей претендента, принимавших участие в техническом аудите;
состав группы технического аудита;
результаты аудита (описание проблем претендента, перечень показателей для устранения несоответствий);
фото-отчет.
29. По итогам проведения технического аудита в срок не позднее 10 рабочих дней после получения квалификационного статуса технического аудита и перечня показателей для улучшения, претендент разрабатывает ПКМ и направляет его руководителю группы технического аудита с указанием:
сроков устранения несоответствий;
причин несоответствий;
перечень мероприятий по устранению несоответствий;
ответственных лиц за выполнение мероприятий по устранению несоответствий.
30. По итогам проведения технического аудита претенденту может быть присвоен один из следующих статусов:
квалифицирован;
условно квалифицирован: претендент не соответствует части критериев квалификационного отбора, но готов выполнить ряд мероприятий по улучшению своих показателей. Претендент разрабатывает ПКМ по форме, приведенной в Приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
По результатам выполнения ПКМ квалификационный статус претендента пересматривается;
не квалифицирован: претендент не соответствует критериям квалификационного отбора.
31. Проведение повторного технического аудита претендента со статусом "не квалифицирован" возможно не ранее, чем через 6 месяцев после проведения технического аудита. Для назначения повторного технического аудита претендент повторно подает документы для участия в квалификационном отборе.
32. Результаты дистанционной оценки и технического аудита организаций фиксируются в Реестре организаций, участвовавших в квалификационном отборе по форме, приведенной в Приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям (не приводится), для формирования реестра квалифицированных организаций и дальнейшего включения квалифицированных организаций в вендор-листы.
33. Реестр организаций, участвовавших в квалификационном отборе, формируется после согласования и утверждения результатов квалификационного отбора.
Реестр организаций, участвовавших в квалификационном отборе, содержит информацию обо всех претендентах квалификационного отбора и действующих квалификационных статусах.
Реестры квалифицированных организаций могут размещаться в открытом доступе в соответствующем разделе в ГИСП, который будет создан для хранения такой информации по электронному адресу: https://gisp.gov.ru.
34. Организаторам и претендентам квалификационного отбора также рекомендуется размещать результаты квалификационного отбора в ГИСП в разделе, который будет создан для хранения такой информации. Рекомендации по размещению информации в ГИСП должны быть прописаны организатором квалификационного отбора в Извещении.