МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 февраля 2009 г. N 53
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 21 пункта 27 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить:
Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы (приложение N 1);
Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (приложение N 2);
абзац утратил силу. - Приказ Минюста России от 12.11.2024 N 334.
2. Приказ применять с даты признания утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.1998 N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2560; 2006, N 3, ст. 297; 2008, N 50, ст. 5958).
Министр
А.В.КОНОВАЛОВ
Приложение N 1
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 18 февраля 2009 г. N 53
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
I. Общие положения
1. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее - Порядок, экспертиза соответственно) разработан в целях организации проведения экспертизы по запросу Минюста России или его территориальных органов.
2. Проведение экспертизы основывается на принципах соблюдения права на свободу совести и свободу вероисповедания, иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, прав религиозных организаций, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований. Экспертиза имеет комплексный характер.
II. Объект и задачи экспертизы
3. Объектами экспертизы являются:
а) учредительные документы религиозной организации, решения ее руководящих и исполнительных органов;
б) сведения об основах вероучения религиозной организации и соответствующей ему практики;
в) виды и методы деятельности религиозной организации;
г) богослужения, другие религиозные обряды и церемонии;
д) внутренние документы религиозной организации, отражающие ее иерархическую и институционную структуру;
е) религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и (или) распространяемые религиозной организацией.
4. Задачами экспертизы являются:
а) определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
б) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах, относительно основ ее вероучения;
в) проверка соответствия заявленных при государственной регистрации видов и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности.
При проведении экспертизы могут быть разъяснены иные возникающие при осуществлении государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций вопросы, требующие экспертной оценки.
III. Субъект экспертизы
5. Проведение экспертизы в отношении централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, осуществляется Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Совет).
6. Проведение экспертизы в отношении местных религиозных организаций и централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, а также религиозных организаций, образованных централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, осуществляется Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации (далее - Совет при Управлении).
В случае необходимости территориальный орган Минюста России вправе обратиться за заключением в Совет.
IV. Запрос о проведении экспертизы
7. Минюст России (его территориальный орган) вправе направить запрос о проведении экспертизы (далее - запрос) в следующих случаях:
а) при поступлении в Минюст России (его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации:
религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания;
изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации;
б) при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозного объединения (вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей);
в) при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности религиозной организации видам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации;
г) при вступлении в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося участником религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность;
д) при вступлении в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготовляемых или распространяемых религиозной организацией;
е) в иных случаях при возникновении при государственной регистрации и (или) осуществлении контроля за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности вопросов, требующих специальных знаний.
8. Решение о направлении документов религиозной организации на экспертизу принимается уполномоченным должностным лицом центрального аппарата Минюста России, курирующим вопросы государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций (руководителем территориального органа), и оформляется распоряжением Минюста России (его территориального органа).
В случае назначения экспертизы при государственной регистрации религиозной организации в распоряжении Минюста России (его территориального органа) должна быть определена дата, до которой продлевается срок принятия решения о государственной регистрации религиозной организации.
Копия распоряжения Минюста России (его территориального органа) направляется в адрес религиозной организации, в отношении которой назначено проведение экспертизы, в течение 3 дней со дня регистрации указанного распоряжения.
9. Запрос направляется на рассмотрение Совета (Совета при Управлении) с приложением копий документов, представляемых для государственной регистрации или проведении проверки деятельности религиозной организации.
10. В запросе обосновывается необходимость проведения экспертизы, а также определяются вопросы, требующие экспертной оценки. Запрос, направленный в случаях, не предусмотренных пунктом 7 Порядка, не подлежит рассмотрению, о чем Совет (Совет при Управлении) письменно уведомляет Минюст России (его территориальный орган) в течение 7 дней со дня поступления запроса.
V. Срок проведения экспертизы
11. Экспертиза проводится в течение 3 месяцев с даты поступления запроса в Совет (Совет при Управлении). В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам религиозных организаций, а также дополнительной информации дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, иных государственных органов Российской Федерации срок проведения экспертизы может быть продлен на один месяц с письменным уведомлением об этом Минюста России (его территориального органа) в течение 7 дней.
12. Датой завершения экспертизы является дата осуществляемой в день заседания Совета (Совета при Управлении) регистрации экспертного заключения о результатах проведения экспертизы.
VI. Требования к содержанию экспертного заключения,
его правовое значение
13. В экспертном заключении отражаются:
а) время, дата и место проведения экспертизы;
б) основания для ее проведения;
в) фамилия, имя, отчество представителя религиозной организации, присутствовавшего на заседании Совета (Совета при Управлении);
г) вопросы, поставленные перед экспертами;
д) информация об объектах и документах, представленных для экспертизы;
е) содержание и результаты исследований;
ж) оценка результатов исследования, мотивы и доводы, положенные в основу решения, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;
з) наименования документов, прилагаемых к экспертному заключению.
14. Если при проведении экспертизы установлены обстоятельства, имеющие значение для ее результатов, но не указанные в запросе, Совет (Совет при Управлении) вправе включить выводы по этим обстоятельствам в экспертное заключение.
15. Экспертное заключение имеет для Минюста России (его территориального органа) рекомендательный характер.
VII. Доступ к информации о проведении экспертизы
16. Доступ к информации о проведении экспертизы обеспечивается в порядке, установленном для информирования граждан о деятельности органов государственной власти. Экспертное заключение и особое мнение экспертов подлежат опубликованию на официальном сайте Минюста России (его территориального органа).
VIII. Организационное и материально-техническое
обеспечение деятельности Совета (Совета при Управлении)
17. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Совета (Совета при Управлении) осуществляется Минюстом России (его территориальным органом).
Приложение N 2
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 18 февраля 2009 г. N 53
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Совет) образуется приказом Минюста России и действует на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных законов, Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы и настоящего Положения с целью проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее - экспертиза) по запросам Минюста России.
II. Порядок формирования и организация
деятельности Совета
2. Совет формируется из должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти, ученых-религиоведов, специалистов в области отношений государства и религиозных объединений, включение которых в его состав осуществляется по согласованию. В качестве консультантов к работе Совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.
3. Заседания Совета проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины его членов. Ведет заседания Совета его председатель или в его отсутствие - заместитель председателя.
Члены Совета могут участвовать в заседании Совета дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, а также создающие возможность им участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать.
3(1). Решение Совета может быть принято без проведения заседания (заочное голосование) посредством отправки, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, не менее чем половиной членов Совета документов со сведениями об их голосовании.
Мнение члена Совета по рассматриваемому вопросу учитывается, если оно представлено не позднее установленного для окончания голосования срока, который указывается в опросном листе.
При проведении заочного голосования решение считается принятым, если за него проголосовало большинство направивших опросные листы членов Совета.
В случае равенства голосов членов Совета, принявших участие в заочном голосовании, голос председателя Совета является решающим. В случае если председатель Совета не участвовал в заочном голосовании, при равенстве голосов решение принимается заместителем председателя Совета.
При определении результатов заочного голосования засчитываются голоса членов Совета, поступившие в установленный ответственным секретарем Совета срок, по тем вопросам, по которым в опросном листе членом Совета отмечен только один из возможных вариантов голосования.
Решением Совета может быть предусмотрено совмещение голосования на заседании Совета и заочного голосования.
4. Председатель Совета, его заместители и ответственный секретарь избираются на первом заседании Совета. Ответственным секретарем Совета избирается член Совета, являющийся государственным служащим Минюста России.
5. Запрос Минюста России, поступившие на экспертизу документы регистрируются в системе электронного документооборота Минюста России. Датой представления документов является дата их регистрации.
6. Совет вправе через Минюст России запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для проведения экспертизы.
Переписка, протоколы и другие документы Совета формируются в номенклатурные дела Департамента законодательства и правоприменения в сфере некоммерческих организаций.
7. Рассмотрение запроса, касающегося конкретной религиозной организации, производится, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание Совета. Представитель религиозной организации имеет право давать экспертам пояснения, относящиеся к предмету экспертизы. На стадии совещания экспертов и формулирования выводов экспертизы присутствие представителя религиозной организации не допускается.
В случае неявки представителя религиозной организации на заседание Совета экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.
III. Полномочия председателя, ответственного
секретаря, членов Совета
8. Полномочия председателя Совета:
а) в течение 10 дней со дня получения запроса Минюста России принимает решение о проведении заседания Совета, назначает его и определяет форму его проведения (очная или заочная);
б) обеспечивает контроль за соблюдением процедуры и сроков проведения экспертизы, полнотой и качеством проводимых исследований, не нарушая принцип независимости экспертов;
в) при необходимости ходатайствует перед Минюстом России о привлечении к работе Совета консультантов, не являющихся его членами, если их специальные знания необходимы для подготовки экспертного заключения.
9. Полномочия ответственного секретаря Совета:
а) организует документационное обеспечение деятельности Совета, ведет переписку Совета, получает под роспись адресованные Совету документы, регистрирует входящую и исходящую корреспонденцию, отправляет исходящие письма и иные документы Совета (повестки заседаний, заверенные копии протоколов заседаний Совета), контролирует сроки работы с документами, ведет и оформляет соответствующие номенклатурные дела;
б) обеспечивает подготовку заседаний Совета;
в) информирует членов Совета о месте, времени проведения заседания Совета, обеспечивает их необходимыми документами.
10. При проведении экспертизы член Совета имеет право:
а) знакомиться со всеми документами, представленными на экспертизу;
б) по согласованию с руководящими органами религиозного объединения присутствовать при проведении богослужений, религиозных обрядов и церемоний, иных мероприятий;
в) письменно излагать особое мнение по результатам экспертизы, которое прилагается к экспертному заключению;
г) по поручению председателя представлять Совет в органах государственной власти Российской Федерации, органах местного самоуправления, иных органах и организациях.
Член Совета обязан:
а) осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представленных на экспертизу документов;
б) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы;
в) обеспечивать сохранность предоставленных объектов исследования;
г) не разглашать сведения, содержащие информацию ограниченного доступа, которые стали ему известны при проведении экспертизы.
IV. Подготовка экспертного заключения
11. По результатам проведения экспертизы членами Совета по поручению председателя Совета, его заместителя готовится проект экспертного заключения, содержащий обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики, иных сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах.
12. Содержание экспертного заключения должно отвечать требованиям Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы.
13. Проект экспертного заключения рассматривается на заседании Совета, который принимает по нему решение, оформляемое протоколом. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено простым большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании, включая членов Совета, участвующих заочно.
Члены Совета вправе голосовать только "за" или "против". При принятии Советом решения в случае равного числа голосов членов Совета, включая членов Совета, участвующих заочно, поданных "за" и "против", голос председательствующего на заседании Совета является решающим. В случае если председатель Совета не участвовал в голосовании, при равенстве голосов решающим голосом является голос заместителя председателя Совета.
Член Совета также имеет право представить в письменной форме ответственному секретарю Совета особое мнение по поставленным перед экспертами вопросам.
14. Экспертное заключение подписывается председателем Совета или в его отсутствие - заместителем председателя.
15. Экспертное заключение с приложением копий документов, использованных при проведении экспертизы, и заверенной ответственным секретарем Совета копии протокола соответствующего заседания Совета, направляется в Минюст России в трехдневный срок.
Приложение N 3
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 18 февраля 2009 г. N 53
Утратило силу. - Приказ Минюста России от 12.11.2024 N 334.