ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ПРИКАЗ
от 24 марта 2015 г. N 486/4-д
О ЧАСТИЧНОМ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ, УКАЗАННЫХ В ЗАЯВЛЕНИИ
ОАО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
О ДОСУДЕБНОМ РАССМОТРЕНИИ СПОРА С ГОСУДАРСТВЕННЫМ
КОМИТЕТОМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ
(ВХ. N ФСТ-22317-29 ОТ 19.08.2014)
В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669, рассмотрев заявление о досудебном рассмотрении спора между ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее - Заявитель) и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (вх. N ФСТ-22317-29 от 19.08.2014), а также представленные сторонами дополнительные материалы, установлено следующее.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам письмом N ЕГ-9/4168 от 20.12.2013 направил в адрес ОАО "Северо-Западная ППК" экспертное заключение.
По мнению ОАО "Северо-Западная ППК", в экспертном заключении Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам неправомерно завысил пассажирооборот на 27%.
ОАО "Северо-Западная ППК" считает данное завышение необоснованным и противоречащим п. 23.6 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1 (далее - Методика), поскольку в расчетах должны использоваться данные, представляемые Компанией.
ОАО "Северо-Западная ППК" просит ФСТ России обязать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам осуществить регулирование на 2014 год в соответствии с действующими нормативными документами.
Согласно п. 23.6 Методики ожидаемые на текущий период (год) и прогнозные на период регулирования индексы изменения объемов работы компании пригородных пассажирских перевозок по субъектам Российской Федерации, которые расположены в зоне обслуживания данной компании пригородных пассажирских перевозок, определяются аналогично подпункту 22.8 пункта 22 настоящей Методики с использованием данных об объемах работы компании пригородных пассажирских перевозок за отчетный, текущий периоды (полгода и ожидаемые по году) и прогнозных на период регулирования, представляемых компанией согласно приложению 8 к настоящей Методике.
Ожидаемые на текущий период (год) и прогнозные на период регулирования индексы изменения отправленных пассажиров в пригородном сообщении определяются с учетом прогнозной динамики дальности поездки пассажира и прогноза пассажирооборота. При этом темпы изменения пассажирооборота в пригородном сообщении определяются на базе прогнозной динамики вагоно-километровой работы с корректировкой на населенность вагонов. Населенность вагонов принимается в расчетах по согласованию с регулирующим органом. Если населенность вагонов компании пригородных пассажирских перевозок на ожидаемый период (год) или на период регулирования оказывается ниже, чем в отчетном периоде, оценка индексов изменения пассажирооборота производится регулирующим органом с учетом стимулирования прироста объемов работы субъектов регулирования, в том числе за счет снижения количества безбилетных пассажиров.
При необходимости регулирующий орган самостоятельно проверяет показатели объемов работы, представленные субъектом регулирования, в том числе с применением маркетинговых исследований или экспертных оценок.
Согласно представленной ОАО "Северо-Западная ППК" в Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам информации о фактических показателях работы за 2013 год количество перевезенных пассажиров составило 474,736 тыс. пасс., вагоно-километровая работа - 2305,409 тыс. ваг.-км, пассажирооборот - 25259,2 тыс. пасс.-км, средняя населенность вагона - 10,96 пасс./ваг.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам на основании вышеуказанных данных, а также на основании проведенной проверки фактических показателей работы ОАО "Северо-Западная ППК" в марте и мае 2014 года учел следующие показатели работы ОАО "Северо-Западная ППК" на 2014 год:
- количество перевезенных пассажиров - 745,077 тыс. пасс.,
- пассажирооборот - 39720,061 тыс. пасс.-км,
- вагоно-километровая работа - 2515,52 тыс. ваг.-км.,
- средняя населенность вагона - 15,79 пасс./ваг.
ФСТ России отмечает, что в оспариваемом по настоящему спору экспертном заключении Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по дополнительным материалам ОАО "Северо-Западная ППК", представленным на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия, отмечено:
"По результатам выездных обследований членами рабочей группы в соответствии с порядком обследования пассажиропотока на маршрутах перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия были проведены необходимые расчеты. Результаты расчета были рассмотрены на заседании межведомственной рабочей группы 10 июня 2014 года.
Средняя населенность вагона по итогам обследования пассажирооборота в марте и мае т.г. была определена межведомственной рабочей группой в размере 15,79 чел.".
Контрольно-ревизионное управление отмечает, что в протоколе заседания межведомственной рабочей группы по обследованию пассажирооборота на маршрутах перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия от 10.06.2014 N 4 решений по величине населенности не отражено.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам письмом от 03.06.2014 N 1465/15-4/КЦТи направил в адрес ОАО "Северо-Западная ППК" результаты обследования пассажирооборота, а также пояснительную записку по материалам обследования пассажирооборота на маршрутах перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия в марте и мае 2014 года.
В указанной пояснительной записке Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам отмечает, что "среднегодовая населенность, определенная по обследованию в марте 2014 года, находится в границах интервала [15,75; 16,73] (16,24 +/- 3%). Аналогичный показатель, определенный по обследованию в мае 2014 года, находится в границах интервала [14,91; 15,83] (15,37 +/- 3%). Результатом пересечения этих двух интервалов является интервал [15,75; 15,83]. Серединой полученного интервала является число 15,79. Среднюю населенность вагона в размере 15,79 чел. предлагается принять в качестве обобщающей характеристики".
Согласно инструкции по статистическому учету перевозок грузов, пассажиров и багажа по железным дорогам СССР от 14 марта 1991 г. N ЦЭУ-ЦЧУ-4845 Министерства путей сообщения Российской Федерации средняя населенность пассажирского вагона показывает, сколько пассажиров в среднем находилось в вагоне на всем пути его следования, и определяется делением пассажирооборота на пробег пассажирских вагонов в пассажирском движении.
ФСТ России отмечает, что в результатах обследования пассажирооборота Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам отражены показатели пассажирооборота, коэффициент использования вместимости, средняя дальность поездки, на основании которых невозможно рассчитать среднюю населенность вагонов (в отсутствие данных о вагоно-километровой работе).
Таким образом, ФСТ России считает, что Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам учел некорректные величины средней населенности вагона и пассажирооборота при расчете экономически обоснованных затрат для ОАО "Северо-Западная ППК" на 2014 год.
Учитывая результаты анализа материалов по существу спора, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 17.03.2015 N 16-Д), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования, указанные в заявлении ОАО "Северо-Западная ППК" о досудебном рассмотрении спора с Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам.
2. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в срок до 01.06.2015:
- произвести перерасчет величины пассажирооборота, учитываемого при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Республике Карелия на 2014 год, а также рассчитать величину недополученного дохода, вызванного некорректным учетом Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам пассажирооборота ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания";
- при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Республике Карелия, на 2015 год дополнительно учесть затраты, подлежащие компенсации, выявленные при уточнении параметров расчета тарифов на 2014 год.
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 2 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, принятие которых предписано пунктом 2 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, на которых принимались вышеуказанные решения.
4. Отказать в удовлетворении остальной части требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания".
Руководитель Федеральной
службы по тарифам
С.НОВИКОВ
