МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
МЧС РОССИИ" (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)
ПРИКАЗ
от 28 сентября 2020 г. N 161
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММАМ
ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
В целях повышения качества научных кадров в институте и для организации на базе ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - институт) подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации приказываю:
1. Ввести в действие положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее - Положение).
2. Подготовку научно-педагогических кадров в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) вести в соответствии с требованиями Положения.
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на ученого секретаря (в ранге заместителя начальника института) И.Ю. Олтян.
Начальник института
С.Л.ДИДЕНКО
Приложение
к приказу ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
от 28 сентября 2020 г. N 161
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В АСПИРАНТУРЕ ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
1. Общие положения
1.1. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре регламентирует порядок организации образовательного процесса, разработки, принятия и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - программы аспирантуры) ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - Институт).
1.2. При разработке настоящего Положения использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании);
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования;
- Приказ Минобразования РФ от 27.03.1998 N 814 "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации" в части, не противоречащей Закону об образовании;
- Приказ Минобрнауки России от 28.03.2014 N 248 "О порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)";
- Приказ Минобрнауки России от 28.03.2014 N 247 "Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня";
- Приказ Минобрнауки России от 12.01.2017 N 13 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре" с изменениями от 11 января 2017 г. N 23;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 N 1259);
- Устав Института;
- Локальные и нормативные акты Института.
1.3. Аспирантура является составной частью единой системы непрерывного образования и ступенью послевузовского образования, предоставляющей гражданам Российской Федерации возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации. Образовательная деятельность по программам аспирантуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
1.4. Образовательная деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется на основании и в пределах действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.5. Основными целями подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре являются:
- углубленное изучение методов научного поиска и теоретических основ в области гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций;
- приобретение и формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- проведение научных исследований;
- совершенствование философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность;
- совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность;
- сдача кандидатских экзаменов для защиты диссертации;
- обобщение исследований в виде завершенной научной работы (диссертации).
1.6. Аспирантом является лицо, имеющее высшее образование, сдавшее вступительные экзамены и зачисленное в аспирантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
2. Организация разработки и реализации программы аспирантуры
2.1. Программа аспирантуры представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, представленный в виде общей характеристики, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин, программ практик, оценочных средств, методических материалов и иных структурных элементов.
2.2. В рамках лицензированного направления подготовки может быть открыто несколько направленностей (профилей) аспирантуры.
2.3. Порядок разработки, утверждения и сроки лицензирования нового для Института направления подготовки или специальности, а также порядок разработки, утверждения и сроки предоставления документов для открытия отдельной программы аспирантуры в рамках лицензированного направления подготовки или специальности устанавливается локальным актом Института.
2.4. Программы аспирантуры формируются по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - направления подготовки).
2.5. Программа аспирантуры имеет направленность (профиль) (далее - направленность), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности аспирантов и требования к результатам ее освоения в рамках направления подготовки.
2.6. Программы аспирантуры разрабатываются Институтом самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и/или федеральными государственными требованиями (далее - ФГТ) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (при наличии).
2.7. В наименовании программы аспирантуры указывается наименование направленности программы аспирантуры.
2.8. В программе аспирантуры определяются:
- планируемые результаты освоения программы аспирантуры;
- компетенции обучающихся с учетом направленности программы аспирантуры;
- планируемые результаты обучения по каждой дисциплине, практике и научным исследованиям;
- знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры.
2.9. Объем программы аспирантуры (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении указанной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Унифицированной единицей измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема программы аспирантуры и ее составных частей является зачетная единица.
2.10. Зачетная единица для программ аспирантуры, разработанных в соответствии с ФГОС/ФГТ, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут).
2.11. Объем программы аспирантуры (ее составной части) выражается целым числом зачетных единиц, устанавливается в соответствии с ФГОС/ФГТ и не зависит от формы обучения, формы получения образования, сочетания различных форм обучения, применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации программы аспирантуры, особенностей индивидуального учебного плана, в том числе ускоренного обучения.
2.12. Сроки подготовки по программе аспирантуры устанавливаются в соответствии с ФГОС/ФГТ.
2.13. Срок освоения программ аспирантуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются Институтом в пределах, установленных федеральными государственными образовательными стандартами и/или федеральными государственными требованиями на основании письменного заявления обучающегося.
2.14. Все программы аспирантуры, реализуемые по ФГОС, проходят государственную аккредитацию в установленном порядке.
2.15. Программа аспирантуры утверждается решением научно-технического совета Института (далее - НТС Института).
2.16. Программа аспирантуры дополняется и обновляется с учетом развития науки и технологий и изменений законодательства Российской Федерации в области высшего образования и науки не реже, чем 1 раз в 5 лет.
2.17. Руководство разработкой программы аспирантуры, контроль ее реализации, методическое обеспечение организации и проведения научных исследований обучающихся осуществляется руководителем программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - руководитель программы аспирантуры).
2.18. Руководитель программы аспирантуры назначается приказом начальника Института из числа научно-педагогических работников Института, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук и являющихся специалистами в научной области, соответствующей направленности программы аспирантуры.
2.19. Руководитель программы аспирантуры назначается по каждой программе аспирантуры, при этом один научно-педагогический работник может одновременно быть руководителем не более двух программ аспирантуры.
2.20. Руководитель программы аспирантуры в процессе ее разработки и реализации в целях достижения цели программы аспирантуры взаимодействует с руководителями научных и административных подразделений Института, председателями и учеными секретарями диссертационных советов, ученым секретарем Института.
2.21. Информация о программе аспирантуры размещается на официальном сайте Института.
2.22. Разработка и реализация образовательных программ осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
2.23. Разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
3. Организация приема на обучение по программам аспирантуры
3.1. К освоению программ аспирантуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (уровня специалитета либо магистратуры).
3.2. Прием в аспирантуру проводится ежегодно в сроки, устанавливаемые Институтом. Для проведения приема в аспирантуру приказом начальника Института организуется приемная комиссия из числа высококвалифицированных научных кадров.
3.3. Приемная комиссия рассматривает документы поступающих в аспирантуру, выносит решение о допуске к вступительным экзаменам в аспирантуру с учетом итогов собеседования поступающего с предполагаемым научным руководителем и доводит до сведения поступающего в недельный срок.
3.4. Прием вступительных экзаменов в аспирантуру проводится экзаменационными комиссиями, назначаемыми начальником Института. В состав комиссии в обязательном порядке входит профессор или доктор наук по той специальности, по которой проводится экзамен.
3.5. При отсутствии докторов наук в состав комиссии могут включаться кандидаты наук, доценты, а по иностранному языку и квалифицированные научные сотрудники, не имеющие ученой степени и ученого звания, в достаточной степени владеющие соответствующим иностранным языком.
3.6. Поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
3.7. Перечень вступительных испытаний размещается на официальном сайте Института не позднее 15 апреля текущего года.
3.8. Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены в аспирантуру действительны в течение календарного года.
3.9. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов.
3.10. Результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и иностранному языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены магистерские экзамены по этим предметам.
3.11. Лицам, допущенным к вступительным экзаменам в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней для подготовки к экзаменам и их сдачи с сохранением средней заработной платы по месту работы (ст. 173.1 ТК РФ).
3.12. Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе наиболее подготовленных к научной работе и научно-педагогической деятельности.
3.13. Решение о приеме в аспирантуру или отказе в приеме сообщается поступающему в пятидневный срок после решения приемной комиссии, но не позднее чем за две недели до начала реализации программы аспирантуры.
3.14. Зачисление в аспирантуру производится приказом начальника Института.
4. Организация образовательного процесса
по программе аспирантуры
4.1. Образовательный процесс по программе аспирантуры разделяется на учебные годы (курсы). Учебный год по очной, заочной формам обучения начинается с 1 октября. Институт может перенести срок начала учебного года по очной форме обучения не более чем на 2 месяца.
4.2. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 6 недель. Срок получения высшего образования по программе аспирантуры включает в себя каникулы, предоставляемые по заявлению обучающегося после прохождения итоговой аттестации.
4.3. При осуществлении образовательной деятельности по программе аспирантуры Институт обеспечивает:
а) проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, лабораторных работ, в иных формах, устанавливаемых Институтом;
б) проведение практик;
в) условия проведения обучающимися самостоятельных научных исследований в соответствии с направленностью программы аспирантуры;
г) контроль качества реализации программы аспирантуры.
4.4. Перечень, трудоемкость и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практик, научных исследований, промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой аттестации обучающихся определяются учебным планом программы аспирантуры.
4.5. На основе учебного плана для обучающегося формируется индивидуальный план аспиранта, который обеспечивает освоение программы аспирантуры на основе индивидуализации ее содержания и/или графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося.
4.6. Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы научно-исследовательской работы в рамках направленности программы аспирантуры и основных направлений научно-исследовательской деятельности Института.
4.7. Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры обучающемуся решением НТС Института назначается научный руководитель и утверждается тема научно-исследовательской работы.
4.8. Научный руководитель осуществляет контроль выполнения обучающимся индивидуального учебного плана.
4.9. Научный руководитель из числа докторов наук и/или профессоров. В отдельных случаях по решению НТС Института к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, если иное не определено ФГОС/ФГТ. Число аспирантов, научное руководство которыми одновременно осуществляет научный руководитель, составляет, как правило, не более 5 на каждом курсе обучения, если иное не установлено ФГОС/ФГТ. Количество аспирантов, прикрепляемых к одному научному руководителю, определяется с его согласия начальником Института.
4.10. Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух научных руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандидатом наук.
4.11. Оплата труда научных руководителей аспирантов производится из расчета 50 часов на одного аспиранта в год, в том числе и при утверждении аспиранту двух руководителей (руководителя и консультанта).
4.12. Начальник Института имеет право устанавливать научным руководителям доплату без ограничения ее предельных размеров.
4.13. При подготовке по программе аспирантуры обучающийся, который имеет диплом об окончании аспирантуры и/или диплом кандидата наук, и/или диплом доктора наук, и/или обучается по иной программе аспирантуры, и/или имеет способности и/или уровень развития, позволяющие освоить программу аспирантуры в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по программе аспирантуры, установленным в соответствии с ФГОС/ФГТ, по решению НТС Института осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану. Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается на основании его личного заявления.
4.14. Сокращение срока получения высшего образования по программе аспирантуры при ускоренном обучении осуществляется посредством зачета (в форме переаттестации или перезачета) полностью или частично результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям), и/или отдельным практикам, и/или отдельным видам научно-исследовательской работы и/или посредством повышения темпа освоения программы аспирантуры.
4.15. Перевод обучающегося на обучение с сочетанием различных форм обучения осуществляется с его письменного согласия.
4.16. При сетевой форме реализации программ аспирантуры в установленном порядке осуществляется зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, проведения научно-исследовательской работы в других организациях, участвующих в реализации программ аспирантуры. Использование сетевой формы реализации программы аспирантуры осуществляется с письменного согласия обучающегося.
4.17. Контроль качества освоения программ аспирантуры включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
4.18. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию/итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации (диплом об окончании аспирантуры). Лицам, не прошедшим государственную итоговую аттестацию/итоговую аттестацию или получившим на государственной итоговой аттестации/итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы аспирантуры и/или отчисленным из Института, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому Институтом.
4.19. Лица, осваивающие программу аспирантуры в форме самообразования (если ФГОС/ФГТ допускается подготовка по соответствующей программе аспирантуры в форме самообразования), а также лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации реализуемой по ФГОС программе аспирантуры, могут быть зачислены в качестве экстернов для прохождения государственной итоговой аттестации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей, имеющей государственную аккредитацию программе аспирантуры, реализуемой по ФГОС. После зачисления экстерна в срок, установленный организацией, но не позднее 1 месяца с даты зачисления, утверждается индивидуальный учебный план экстерна, предусматривающий прохождение им промежуточной и/или государственной итоговой аттестации/итоговой аттестации. Условия и порядок зачисления экстернов в организацию (включая порядок установления сроков, на которые зачисляются экстерны, и сроков прохождения ими промежуточной и/или государственной итоговой аттестации/итоговой аттестации) устанавливаются локальным нормативным актом Института.
4.20. Содержание программ аспирантуры и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются разрабатываемой адаптированной программой аспирантуры, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
4.21. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе программ аспирантуры, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Обучение по программам аспирантуры инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в Институте с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
4.22. Институт создает специальные условия для подготовки по программам аспирантуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание Института;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ аспирантуры обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4.23. В целях доступности подготовки по программам аспирантуры инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья Институт обеспечивает:
- для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению: наличие альтернативной версии официального сайта Института в сети Интернет для слабовидящих; размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (текст выполняется крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирован шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию Института;
- для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество определяются с учетом размеров помещения); обеспечение соответствующими звуковыми средствами воспроизведения информации;
- для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся и пребывания их в учебных помещениях, столовых, туалетных и других помещениях Института: пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, локальное понижение стоек-барьеров; специальные кресла и другие приспособления.
4.24. Подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.
4.25. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Институт предоставляет бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иную учебную литературу, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения приказом начальника Института после принятия НТС Института.
5.2. Настоящее Положение обязательно для применения всеми структурными подразделениями Института в рамках описываемой деятельности.
5.3. Основанием для отмены действия настоящего Положения является решение НТС Института, утвержденное приказом начальника Института.