КОЛЛЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 1998 г. N 16-1
О РЕФОРМИРОВАНИИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления почтовой связи В.В. Коршунова о совершенствовании системы почтовой связи Российской Федерации, коллегия отмечает:
Почтовая связь представляет собой единую сеть предприятий почтовой связи и функционирует на территории страны как взаимоувязанный производственно - хозяйственный комплекс.
В период коренных изменений экономики страны почтовой связи, как и всем отраслям народного хозяйства, не удалось избежать негативных явлений, связанных с либерализацией цен в этот период. Произошло обвальное (в 5 - 6 раз) уменьшение объемов предоставляемых услуг почтовой связи. Это вызвало уменьшение темпов роста доходов почты и увеличение количества убыточных организаций федеральной почтовой связи.
По итогам работы за 1997 г. в целом по почтовой связи балансовая прибыль с учетом дотации из федерального бюджета составила 307,7 млн. руб. при уровне рентабельности 3,4%. Непокрытый балансовый убыток 29 нерентабельных УФПС составил 80,7 млн. руб.
В 1997 г. на покрытие убытков нерентабельных УФПС, содержание социальной сферы и выплату социальных льгот из федерального бюджета выделена дотация в сумме 7,0 млн. руб. из предусмотренных 93,1 млн. руб., или 1,6% от фактической потребности.
Недостаточно высокие для расширенного воспроизводства финансовые результаты обусловлены следующими факторами:
- тарифы на наиболее массовые услуги почтовой связи устанавливаются много ниже их фактической себестоимости на доступном для населения уровне (пересылка почтовых карточек, писем, бандеролей);
- темпы роста тарифов и цен на услуги и продукцию смежных отраслей (пробег почтовых вагонов, воздушный транспорт, электроэнергия и др.) носят опережающий характер по сравнению с темпами роста на основные услуги почтовой связи;
- предоставление бесплатных и льготных услуг почтовой связи ряду категорий потребителей, предусмотренных действующим законодательством (Федеральные законы: "О статусе военнослужащих" (до 01.01.98), "Об обязательном экземпляре документов", "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (1996 - 1998 гг.), "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (1996 - 2001 гг.). Удельный вес этих льгот в общем объеме предоставляемых услуг в 1997 г. возрос до 20%, почта недополучила более 500,0 млн. руб.;
- недостаточная государственная финансовая поддержка на покрытие убытков от услуг, предоставляемых по регулируемым тарифам, и на содержание нерентабельных объектов почтовой связи на селе, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Регулируемые тарифы в 1,5 - 3 раза ниже их реальной себестоимости.
В целях обеспечения конкурентоспособности и эффективного функционирования почтовой связи в условиях развития и совершенствования элементов рыночных отношений целесообразна ее структурная перестройка путем реорганизации организаций федеральной почтовой связи на основе их слияния в Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" с правом хозяйственного ведения, входящее в единую систему связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
Создание Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на базе региональных управлений федеральной почтовой связи, преобразованных в филиалы с предоставлением им некоторых прав юридического лица со структурными подразделениями на уровне районного звена, позволит решить следующие задачи:
- сократить количество хозяйствующих субъектов с 91 до одного юридического лица;
- отказаться начиная с 1999 г. от бюджетных финансовых средств на государственную поддержку социально значимой отрасли (дотации, инвестиции из федерального бюджета);
- централизовать платежи в федеральный бюджет по налогу на прибыль при сохранении действующего порядка платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
- улучшить работу с крупными корпоративными клиентами для поддержки развития предпринимательства в России и улучшения качества обслуживания населения;
- проводить единую тарифную политику и политику внутрисистемных расчетов за услуги почтовой связи, в том числе централизованных расчетов за перевозку почты, включая железнодорожный транспорт, путем объединения финансовых ресурсов региональных хозяйствующих субъектов почтовой связи и на основе перераспределения доходов между филиалами;
- осуществлять централизованные закупки технического оборудования и транспорта в больших количествах и, соответственно, со значительными скидками, что позволит уменьшить затраты на эксплуатационную деятельность;
- централизовать финансовые потоки, исключить искусственное занижение прибыли и рентабельности, направить дополнительные средства на развитие и перевооружение почтовой связи.
Предлагаемые структурные преобразования почтовой связи позволят в течение 2 - 3 лет оздоровить финансовое состояние отрасли, технически переоснастить и перевооружить сеть почтовой связи, закончить внедрение автоматизированной информационной системы почтовой связи, за счет эксплуатации которой получить значительные дополнительные доходы. Повышение доходности приведет к увеличению обязательных платежей в бюджеты всех уровней, включая федеральный бюджет.
При достижении уровня рентабельности в целом по почтовой связи 20 - 25% возможно проведение дальнейших структурных преобразований почтовой связи, обеспечить ее финансовую автономию и инвестиционную привлекательность для отечественных и иностранных инвесторов. Этот уровень возможно достичь к 2003 - 2005 гг. после завершения работ по техническому и технологическому перевооружению почтовой отрасли.
В связи с изложенным коллегия постановляет:
1. Согласиться с предложением УПС (Коршунов) о реформировании почтовой связи путем создания на базе организаций федеральной почтовой связи единого Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России".
2. УПС (Коршунов) в установленном порядке организовать работу по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовленных документов по созданию Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и внести их в Правительство Российской Федерации на рассмотрение.
3. УПС (Коршунов), МТУСИ (Шахгильдян) совместно с научными организациями в 3-месячный срок разработать механизм финансово - хозяйственной деятельности унитарного предприятия.
4. Контроль за ходом выполнения Постановления коллегии возложить на УПС (Коршунов).
Председатель коллегии,
Председатель Госкомсвязи России
А.Е.КРУПНОВ