ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 июня 2005 г. N 0100/4939-05-32
О ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В связи большим количеством обращений о полномочиях органов местного самоуправления по защите прав потребителей Роспотребнадзор разъясняет.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон) "в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)".
Необходимо отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ ранее закрепленные за органами местного самоуправления контрольно-надзорные полномочия претерпели изменения.
В частности, исключено право органов местного самоуправления в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) до предоставления информации или прекращения продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Вместе с тем при рассмотрении жалоб потребителей в рамках полномочий, закрепленных ст. 44 Закона, органы местного самоуправления вправе в целях объективного разбирательства по существу поставленных вопросов осуществлять проверки фактов, изложенных в жалобах. По результатам указанных проверок органы местного самоуправления вправе принимать обоснованные решения, в том числе связанные с направлением полученных материалов в территориальные управления Роспотребнадзора.
Подобная практика в полной мере отвечает соответствующим положениям Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения заявлений и жалоб граждан" (в ред. Указов Президиума ВС СССР от 04.03.1980 N 1662-Х, от 02.02.1988 N 8422-XI), однако исключает возможность проведения каких-либо мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей по инициативе самого органа местного самоуправления, то есть в плановом порядке и при отсутствии жалоб потребителей.
Необходимо отметить, что ранее достигнутый органами местного самоуправления уровень соответствующей работы, несмотря на произошедшее перераспределение контрольно-надзорных функций в системе органов государственной (федеральной, региональной) и муниципальной власти, должен сохраниться.
Роспотребнадзор указывал на необходимость взаимодействия между территориальными управлениями Федеральной службы и органами местного самоуправления; кроме того, рекомендовал главам муниципальных образований обратить внимание на необходимость сохранения отделов защиты прав потребителей в органах местного самоуправления (письмо Роспотребнадзора от 28.01.2005 N 0100/588-05-32).
Территориальным управлениям Роспотребнадзора следует довести до сведения всех глав муниципальных образований на территории соответствующих субъектов Российской Федерации позицию Роспотребнадзора по рассматриваемому вопросу.
По итогам совместной работы с органами местного самоуправления за III квартал 2005 года в срок до 01.10.2005 представить в Роспотребнадзор обобщенную информацию по данному вопросу (в том числе на электронном носителе информации).
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО