МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 7 ноября 2005 г. N 0100/9549-05-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере потребительского рынка, призвана среди прочего обеспечивать действенный контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).
Основу соответствующей деятельности территориальных управлений в этом направлении должна составлять инициативная целенаправленная работа, связанная с проведением необходимых, прежде всего, плановых мероприятий по контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов.
В основе указанного планирования должен лежать комплексный и системный подход, учитывающий как особенности состояния потребительского рынка конкретного региона, так и соответствующие тенденции и приоритеты его развития на федеральном уровне, включая традиционные колебания спроса и предложения на отдельные товары, вызываемые сезонными факторами, предпраздничными периодами и т.д. (весенне-летняя торговля, "школьные базары", предновогодняя торговля и т.п.).
В любом случае, при организации и проведении соответствующих контрольно-надзорных мероприятий следует добиваться выполнения субъектами предпринимательской деятельности всего комплекса требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность.
В этой связи обращаю внимание руководителей территориальных управлений Роспотребнадзора на необходимость усиления координации деятельности и обеспечения более действенного взаимодействия между собой тех структурных подразделений (отделов защиты прав потребителей, отделов организации надзора за питанием населения, отделов санитарного надзора), от которых в первую очередь и зависит эффективность решения вопросов, связанных с реализацией Федеральной службой полномочий по контролю и надзору в сфере потребительского рынка.
Следует отметить, что применительно к розничной торговле указанная деятельность не может и не должна ограничиваться мероприятиями, направленными исключительно на проверку соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами соответствующих санитарных правил и норм, поскольку приобретаемый потребителем товар должен отвечать не только требованиям безопасности, но и условиям договора купли-продажи по показателям качества (потребительским свойствам), а также содержать необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность его правильного выбора. При этом сама организация продажи товаров должна в полной мере соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым к торгово-технологическому процессу их реализации.
С учетом этого необходимо иметь в виду, что предметом соответствующих контрольно-надзорных мероприятий должны быть не только безопасность и нормируемые показатели качества проверяемой номенклатуры товаров, но и правила их продажи, поскольку именно это направление контроля как превентивная мера, направленная на упорядочение процесса организации розничной торговли (особенно в отношении такой продукции, как автотранспортные средства, технически сложные товары бытового назначения, швейные изделия, обувь и т.п.), будет объективно способствовать предупреждению целого ряда наиболее часто встречающихся нарушений прав потребителей.
На основании изложенного прошу учесть высказанные замечания и взять под личный контроль их выполнение.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО