КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
ПИСЬМО
от 20 октября 1993 г. N 01-04-181
ОБ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПОЛНОМОЧИЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ ВЛАДЕНИЯ,
УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ
В связи с многочисленными обращениями с мест о полномочиях и функциях предприятий жилищно - коммунального хозяйства относительно их имущества в условиях разграничения прав владения, управления и распоряжения муниципальной собственностью Роскоммунхоз сообщает следующее.
Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью должен осуществляться в соответствии с Законом РСФСР "О собственности в РСФСР", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, Указом Президента России "Об утверждении Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга, обладающим правами и полномочиями территориального агентства, Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом" от 14 октября 1992 г. N 1231, а также в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по улучшению координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации, Советов Министров республик в составе Российской Федерации, администраций, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения" от 27 мая 1993 г. N 490.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" от 22 сентября 1993 г. N 935 для обеспечения реализации задач по внедрению рыночных механизмов хозяйствования в жилищно - коммунальной сфере Роскоммунхозом совместно с Госкомимуществом России разработаны, согласованы с Минтрудом России, Минфином России и Госкомитетом по антимонопольной политике Российской Федерации и утверждены следующие документы:
- Положение "О службе Заказчика" по жилищно - коммунальным услугам";
- Положение "О порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве";
- Методика определения нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг;
- Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги ЖКХ;
- Рекомендации по нормированию и оплате труда в жилищном, водопроводно - канализационном и энергетическом хозяйстве.
Указанные нормативно - методические документы определяют порядок владения, управления и распоряжения различными категориями собственности ЖКХ, разграничивают обязанности и права между собственником объектов жилищно - коммунального назначения - местной администрации (через создаваемые при них службы Заказчика) и местными субъектами хозяйствования в жилищно - коммунальной сфере в лице предприятий и организаций различных форм собственности, производящих услуги ЖКХ в соответствии с заключаемыми договорами (см. Приложение).
Так, техническая часть основных фондов отрасли (жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры, электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, линейные сооружения на них и др.) остаются в распоряжении и управлении службы Заказчика - собственника, который несет ответственность за их сохранность, развитие и обновление, выступает ответчиком перед природоохранными органами за сверхнормативные загрязнения окружающей среды, заложенные в технологическом уровне коммунальных объектов, приобретает лицензии на пользование природными ресурсами, осуществляет другие действия, вытекающие из полномочий собственника.
Эксплуатационно - техническая часть основных фондов ЖКХ (производственные базы, ремонтные мастерские, машины, механизмы и т.д.) передаются в полное хозяйственное ведение предприятий ЖКХ различных форм собственности. Роль этих предприятий в процессе производства тех или иных услуг ЖКХ регулируется договорами с Заказчиком - собственником, в которых устанавливаются экономические категории, технические и экологические показатели качества услуг, зависящие от состояния технологической части основных фондов, передаваемых собственником (Заказчиком) предприятию в пользование.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности", службе Заказчика целесообразно поручить и осуществление лицензирования основных видов деятельности в жилищно - коммунальной сфере.
Таким образом, вышеуказанные документы совместно с Законом Российской Федерации "Об основах жилищного законодательства Российской Федерации", который будет принят в ближайшее время, создает правовую и нормативно - методическую базу реформы в жилищно - коммунальной сфере в соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральной жилищной политике в Российской Федерации".
При осуществлении экономических и организационно - правовых преобразований в структуре управления и финансирования ЖКХ на Вашей территории Роскоммунхоз рекомендует руководствоваться вышеупомянутыми документами, а также схемой (прилагается) взаимодействия муниципалитетов в лице Заказчика и предприятий ЖКХ различных форм собственности.
Прошу довести данную информацию до органов муниципального управления и предприятий ЖКХ территории.
Первый заместитель
Председателя Комитета
В.В.АВДЕЕВ
Приложение
к письму Роскоммунхоза
от 20 октября 1993 г. N 01-04-181
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
МЕХАНИЗМА ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ
┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │Основополагающие законодательные и правовые документы,│ │ служащие основой изменения структуры управления │ │ жилищно - коммунальным хозяйством │ └─────────────────────────┬────────────────────────────┘ │ ┌────────────┬─────────────┼──────────────┬─────────────┐ │ │ │ │ │ ┌───┴─────┐ ┌────┴────┐ ┌──────┴──────┐ ┌─────┴───────┐ ┌───┴────┐ │Закон РФ │ │Закон РФ │ │Постановление│ │Распоряжение │ │ Поста- │ │"О прива-│ │ "Об ос- │ │ВС РФ "О раз-│ │президента РФ│ │новление│ │ тизации │ │ новах │ │ граничении │ │"Об утвержде-│ │ Прави- │ │жилищного│ │ Феде- │ │собственности│ │нии пообъект-│ │тельства│ │ фонда в │ │ ральной │ │на федераль- │ │ного состава │ │ РФ "О │ │ РФ" │ │жилищной │ │ную, государ-│ │федеральной, │ │переходе│ └─────────┘ │политики"│ │ ственную │ │государствен-│ │на новую│ └─────────┘ │ (краев, об- │ │ной и муници-│ │систему │ │ластей) и му-│ │ пальной │ │ оплаты │ │ нициальную │ │ собствен- │ │жилья и │ └──────┬──────┘ │ ности" │ │ комму- │ │ └─────────────┘ │нальных │ │ │ услуг" │ │ └────────┘ ┌─────────────────────────────┴────────────────────────────────┐ │ Решение местных органов власти о создании службы Заказчика │ │по жилищно - коммунальным услугам и перераспределение основных│ │ фондов ЖКХ между Заказчиком и предприятиями ЖКХ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐ │Местный бюджет │ │ Орган местного самоуправления -│ └────────────┬──┘ │ собственник объектов │ │ │жилищно - коммунального хозяйства│ │ └────────────────────────────┬────┘ │ │ Оформление │ Регулирование │ Оформление отношений отношений │ правоотношений в │ собственника с субъектами собственника │ жилищно - коммунальной │ хозяйствования в сфере ЖКХ с потребителями │ сфере │ услуг │ │ │ │ │ ┌──────────────────────────────┴─────────────────────┐ └───┤ Служба Заказчика (муниципальная дирекция) ├──────────────────────────┐ ┌──────────┼──────┬──────┬────────┬───────┬──────┬───────┬──────┤ │ ┌────────┴───────┐ │Служба│Финан-│ Дого- │Лицен- │Техни-│Диспет-│Жилищ-│ ┌───────────────────────┴───────────────────────┐ │ Договора с │ │субси-│совая │ворно - │зионная│ческая│черская│ ная │ │ Договоры подряда с субъектами хозяйствования │ │ потребителями │ │ дий │служба│правовая│служба │служба│служба │ инс- │ ├─────┬─────┬───────┬──────┬───────┬────────┬───┤ ├─────┬────┬─────┤ │ │ │ служба │ │ │ │пекция│ │Пред-│Пред-│Ремонт-│Ремон-│Предп- │ Комму- │БТИ│ │Арен-│Найм│Обс- │ └┬───┬─┴────┬┬┴────────┴───────┴──────┴────┬──┴──┬───┘ │прия-│прия-│ но - │тно - │риятия │нально -│ │ │ да │ │лужи-│ │ │ ││ └──┬──┘ │ тия │ тия │строит.│эксп- │благо- │бытовые │ │ │ │ │вание│ │ │ ││ │ │ ВКХ │ ТЭК │предп- │луат. │устр. и│ предп- │ │ └─┬───┴─┬──┴─┬───┘ │ │ ││ │ │ │ │риятия │предп-│озелен.│ риятия │ │ └─────┼────┘ │ │ ││ │ │ │ │ │риятия│ │ │ │ │ │ │ ││ │ └──┬──┴──┬──┴───┬───┴───┬──┴───┬───┴───┬────┴─┬─┘ │ │ │ ││ ┌────────────────────────┴──┐ └─────┴──────┴────┬──┴──────┴───────┴──────┘ ┌─────┴─────┐ │ │ ││ │Контроль состояния основных│ │ │Потребители├──────┘ │ ││ │ фондов и качества │ │ └─────┬─────┘ │ ││ │ производства услуг │ │ │ │ ││ └───────────────────────┬───┘ │ │ │ ││ │ │ ┌───────┴──────────────┐ └────┐ ││ │ │ │Правила предоставления│ │ │└───────────────────────┐ │ │ │жилищно - коммунальных│ │ │ │ │ │ │ услуг │ ┌┴─┴─────────────────┐ ┌──┴───────┴─────────┐ │ └───────┬──────────────┘ │Величина платежей по│ │ Величина платежей │ │ └────────────────────┤ условиям договора │ │по условиям договора├─────────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────────┘