МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПИСЬМО
от 29 апреля 2014 г. N ОД-11/18576
О РАЗРАБОТКЕ КЛЮЧЕВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ДОКУМЕНТОВ В ГОСКОМПАНИЯХ
Во исполнение Перечней поручений Президента Российской Федерации от 27.12.2013 N Пр-3086 (пп. 32 и пп. 33 п. 1) и от 05.07.2013 N Пр-1474 (п. 4), поручения Правительства Российской Федерации от 31.12.2013 N ДМ-П13-9589, а также решений принятых на заседаниях Правительства Российской Федерации (протокол от 30.01.2014 N 3 и от 03.10.2013 N ИШ-П13-98пр) в целях повышения эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием (далее - АО, госкомпания) и совершенствования системы управления ими со стороны акционера - Российской Федерации Росимущество считает необходимым сформировать вертикальную систему стратегического планирования АО, построенную на основе:
- стратегии развития госкомпании (далее - Стратегия АО, госкомпании);
- долгосрочной программы развития госкомпании;
- текущего (тактического) планирования;
- аудита реализации долгосрочной программы развития госкомпании;
- системы ключевых показателей эффективности (далее - КПЭ).
1. Стратегия АО - внутренний документ АО, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития организации (включая сеть дочерних и зависимых обществ), информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических инициативах, стоящих перед организацией, на период не менее 5 лет.
Стратегия АО разрабатывается менеджментом госкомпании в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с учетом стратегических, программных и иных документов, влияющих на сферу деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов и отрасли в целом и окончательно утверждается советом директоров (наблюдательным советом) госкомпании.
2. Долгосрочная программа развития госкомпании - внутренний документ АО, являющийся производным от Стратегии госкомпании и представляющий собой программный документ организации, содержащий перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных Стратегией ее развития, к поставленным срокам с указанием объема и источников их финансирования, включающий значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов на период от 3 до 5 лет.
В рамках исполнения пп. 32 п. 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.12.2013 N Пр-3086, а также решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 30.01.2014 N 3), Минэкономразвития России совместно с Росимуществом подготовлены Методические рекомендации по разработке долгосрочных программ развития АО < 1 > (не приводятся).
< 1 > Во исполнение указанных поручений Методические рекомендации разработаны в отношении в том числе АО, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 91-р (далее - Спецперечень), и АО, не включенных в Спецперечень, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов. Вместе с тем в целях построения целостной и эффективной системы стратегического планирования деятельности в АО, не включенных в Спецперечень, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности не превышает 50 процентов, рекомендуется также руководствоваться данными Методическими рекомендациями.
2.1. В соответствии с указанными Методическими рекомендациями долгосрочная программа развития АО так же, как и Стратегия АО, разрабатывается менеджментом госкомпании.
При разработке долгосрочной программы развития АО менеджменту госкомпании необходимо учитывать те же стратегические, программные и иные документы, что и при разработке Стратегии АО, соблюдая при этом следующий алгоритм:
1) анализ текущего положения компании и показателей достижения целей, поставленных по итогам разработки и утверждения предыдущей Стратегии АО (в случае если применимо);
2) анализ перспектив развития отрасли в Российской Федерации и на международных рынках с учетом прогнозируемых (ожидаемых) изменений технологий, технологического и экологического регулирования, динамики спроса и т.д.;
3) проведение анализа деятельности АО в сравнении с сопоставимыми компаниями, учитывая отраслевую и конкурентную специфику деятельности АО;
4) описание целевой модели развития компании, приоритетных направлений развития и стратегических инициатив;
5) анализ ключевых рисков и возможностей;
6) разработка перечней конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей к поставленным срокам.
При этом Росимущество обращает внимание на важность установления долгосрочной мотивации руководства компании (выплата вознаграждений предусматривается в зависимости от достижения КПЭ, установленных на соответствующий срок).
2.2. Порядок согласования и утверждения долгосрочной программы развития госкомпании.
Разработанный менеджментом госкомпании проект долгосрочной программы развития рассматривается комитетом по стратегии (при его наличии) и предварительно обсуждается на совете директоров (наблюдательном совете). Одновременно с долгосрочной программой развития АО рекомендуется также разрабатывать и согласовывать инвестиционную программу развития госкомпании. Далее проект документа направляется на согласование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и координацию деятельности госкомпании в соответствующей отрасли (далее - ФОИВ). При наличии возражений со стороны ответственного ФОИВ проект долгосрочной программы развития АО согласуется с замечаниями, которые оформляются на бланке данного ФОИВ, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к согласуемому проекту (его копии).
Согласованный с ФОИВ документ с замечаниями (при их наличии) направляется в Минэкономразвития России и Росимущество для проведения всестороннего анализа, в том числе на соответствие параметрам экономической эффективности и ранее заявленным целям. При наличии возражений со стороны Минэкономразвития России и/или Росимущества документ согласуется с замечаниями, которые оформляются на официальном бланке соответствующего ведомства, подписываются руководителем (его заместителем) и прилагаются к согласуемому проекту (его копии).
После получения позиции Минэкономразвития России и/или Росимущества ответственный ФОИВ направляет согласованный проект долгосрочной программы развития госкомпании с разногласиями (при их наличии) на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. После рассмотрения проекта долгосрочной программы развития АО Правительством Российской Федерации или соответствующей отраслевой Правительственной комиссией при Правительстве Российской Федерации выносится одно из следующих решений:
- об одобрении проекта долгосрочной программы развития АО;
- об одобрении проекта долгосрочной программы развития АО с учетом замечаний.
Порядок рассмотрения проектов долгосрочных программ развития АО в Правительстве Российской Федерации может быть изменен только по решению Председателя Правительства Российской Федерации на основании его публичного поручения.
Принятые Правительством Российской Федерации решения оформляются в установленном порядке соответствующим протокольным решением, которое доводится до заинтересованных ФОИВ, органов управления госкомпаний.
С учетом норм действующего законодательства утверждение долгосрочных программ развития осуществляется советами директоров (наблюдательными советами) госкомпаний. При этом материалы, содержащие позиции Правительства Российской Федерации и согласующих ФОИВ, представляются органам управления госкомпаний на рассмотрение в ходе соответствующего заседания.
Аналогичный порядок целесообразно применять для корректировки ранее утвержденной долгосрочной программы развития АО.
Следует обратить внимание АО, что в целях повышения эффективности деятельности АО Росимущество неоднократно доводило до сведения АО необходимость разработки и утверждения долгосрочной и среднесрочной программ развития с приложением рекомендаций по их разработке (письма от 28.03.2012 N ГН-15/9233 и от 20.11.2013 N 11/54024).
3. Текущее (тактическое) планирование - планирование деятельности госкомпании на срок до 1 года, которое ориентировано на выбор средств для достижения поставленных стратегических целей и находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах. Краткосрочные планы, в свою очередь, разрабатываются в виде бюджетов, финансовых смет, производственных программ.
К тактическим вопросам относятся: создание определенной организационной структуры, порядок найма сотрудников, процедуры взаимодействия с потребителями продукции/услуг и т.д. Реализация Стратегии предполагает, что организация устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы поставленная стратегическая цель была достигнута наиболее эффективным и оперативным способом.
4. Аудит реализации долгосрочной программы развития госкомпании является завершающим этапом в процессе стратегического планирования деятельности АО.
Правительство Российской Федерации поручением от 15.04.2014 N ИШ-П13-2583 одобрило разработанные Минэкономразвития России совместно с Росимуществом во исполнение пп. 33 п. 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.12.2013 N Пр-3086 и поручения Правительства Российской Федерации от 31.12.2013 N ДМ-П13-9589 примерное техническое задание и типовой стандарт проведения аудиторской проверки реализации долгосрочной программы развития АО Спецперечня < 2 > (не приводятся).
< 2 > Во исполнение указанных поручений примерное техническое задание и типовой стандарт проведения аудиторской проверки реализации долгосрочной программы развития АО разработаны в отношении АО Спецперечня. Вместе с тем в целях построения целостной и эффективной системы стратегического планирования деятельности в АО, не включенных в Спецперечень, рекомендуется также руководствоваться данными типовыми документами.
Предметом аудита реализации долгосрочной программы развития АО является проведение экспертной оценки:
- достоверности значений фактических показателей результатов деятельности АО по итогам аудируемого периода и степени достижения их плановых значений;
- эффективности целевого использования АО средств соответствующих бюджетов в течение аудируемого периода;
- причин отклонения фактических значений показателей результатов деятельности АО от запланированных долгосрочной программой развития АО.
Проведение аудита реализации АО долгосрочной программы развития целесообразно обеспечивать путем привлечения специализированных организаций, являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов. Данные меры позволят обеспечить надлежащее качество проводимых аудиторских процедур, независимость и прозрачность результатов таких проверок.
Ответственность за организацию аудита реализации долгосрочной программы развития АО представляется целесообразным возложить на генерального директора АО в рамках проведения закупочных процедур на право заключения договора на оказание услуги по проведению такого аудита.
Разработанный менеджментом госкомпании проект технического задания должен подлежать одобрению советом директоров (наблюдательным советом) АО.
Порядок обеспечения проведения АО аудита реализации долгосрочной программы развития представляется целесообразным стандартизировать путем утверждения соответствующего внутреннего документа АО, регламентирующего такой порядок (далее - Стандарт), используя типовую форму Стандарта, разработанную Минэкономразвития России совместно с Росимуществом.
5. Разработка и внедрение системы ключевых показателей эффективности и совершенствование нормативной базы, регулирующей деятельность АО, в этой связи выступают ключевым связующим звеном в системе стратегического планирования деятельности АО.
Правительство Российской Федерации одобрило предложения по применению ключевых показателей эффективности, разработанных во исполнение п. 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.07.2013 N Пр-1474 Рабочей группой в составе представителей Росимущества, Минэкономразвития России и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также утвержденных Экспертно-консультационным советом при Росимуществе < 3 > (не приводится).
< 3 > Во исполнение указанного поручения Методические указания разработаны в отношении в том числе АО, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов. Вместе с тем в целях построения целостной и эффективной системы стратегического планирования деятельности в АО, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности не превышает 50 процентов, рекомендуется также руководствоваться данными методическими указаниями.
Методические указания содержат типовую структуру системы КПЭ госкомпании, соответствующую Стратегии, долгосрочной программе развития и стратегическим целям госкомпании, и предназначенную для регулярного планирования и контроля исполнения и достижения, определенных Стратегией госкомпании, целей, средств и реализации мероприятий, определенных долгосрочной программой развития.
Основные задачи системы КПЭ:
- оценка достижения стратегических целей госкомпании;
- мониторинг и контроль реализации стратегии госкомпании;
- создание должной мотивации менеджмента госкомпании с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей госкомпании.
Представленная в Методических указаниях по КПЭ модель разделяет КПЭ, исходя из следующих 5 принципов:
- Сегментация госкомпаний.
- Финансово-экономические/отраслевые показатели.
- Показатели депремирования.
- Алгоритм утверждения КПЭ, мониторинг и контроль исполнения показателей.
- Связь КПЭ и системы мотивации менеджмента и членов совета директоров (наблюдательного совета).
Сегментация госкомпаний.
Акционерные общества разделены на публичные и непубличные, отдельно рассмотрены показатели для финансового сектора.
Финансово-экономические/отраслевые показатели.
Для повышения эффективности управления Обществом рекомендуется определить общий вес финансово-экономических показателей в диапазоне от 50% до 70% от суммы весов всех показателей.
Обязательными показателями определены: рентабельность инвестиций акционеров (TSR) (для публичных АО) или размер дивидендов (для непубличных АО), а также рентабельность инвестиционного капитала (ROIC) или рентабельность акционерного капитала (ROE).
Важно отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 774-р норма выплаты дивидендов госкомпаниями установлена в размере не менее 25% от чистой прибыли компании с государственным участием, что определяет позицию единственного акционера - государства в отношении минимально определенного размера выплаты дивидендов в свою пользу и отсутствия заинтересованности в искусственном занижении/отказе от выплаты дивидендов.
Учитывая изложенное, менеджмент госкомпании в рамках установленной мотивации должен быть ориентирован на выполнение указанной нормы либо в случае отклонения от нормы в сторону уменьшения дивидендов должно быть осуществлено представление членам совета директоров (наблюдательного совета) и акционеру исчерпывающей информации, объясняющей причины отклонения.
Необходимо отметить, что, несмотря на макроэкономические изменения, оказывающие влияние на деятельность госкомпаний в любом секторе экономики, именно принципы открытости и прозрачной работы с инвесторами, а также повышение качества системы корпоративного управления оказывают существенное влияние на показатели эффективности деятельности АО по сравнению с операционной и финансовой эффективностью деятельности АО.
Таким образом, учитывая международную практику, Росимущество полагает, что развитие открытости корпоративного управления в госкомпаниях, прозрачного и предсказуемого планирования деятельности, стабильный процесс распределения чистой прибыли с направлением на выплату дивидендов не менее 25%, а также совершенствование форм отраслевых КПЭ, актуальных для компаний, влекут за собой повышение инвестиционной привлекательности компаний. Использование таких показателей, как TSR, ROE, ROIC, должно побудить менеджмент компаний более тщательно относиться к процессам планирования и инвестирования, вовремя реагировать на тенденции на рынке и создавать более гибкую стратегию развития компании как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Общее количество финансово-экономических показателей рекомендуется установить в размере не более 7 показателей. При этом общий вес обязательных показателей должен быть не менее 30% от суммы общего веса всех показателей АО и положительную динамику значений < 4 > .
< 4 > Для АО, в отношении которых ФОИВ в соответствии с подведомственностью осуществляет утверждение единой/типовой отраслевой финансовой и инвестиционной политики, применение вышеуказанных показателей не является обязательным. Установление альтернативных КПЭ для таких АО осуществляется по согласованию с советом директоров (наблюдательным советом) госкомпании.
При этом увеличение количества показателей в системе КПЭ приведет к размыванию веса показателей и соответственно снижению значимости каждого из них, что отрицательно повлияет на эффективность системы КПЭ в целом.
К показателям на усмотрение совета директоров (наблюдательного совета) АО можно отнести в том числе качественные (экономические) показатели, такие как рост производительности труда или увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест, что позволит оценивать эффективность работы госкомпании исходя из ее отраслевой специфики деятельности.
Целевые значения соответствующих показателей утверждаются для каждого АО советом директоров (наблюдательным советом) с учетом требований, установленных Методическими указаниями по КПЭ.
В части отраслевых КПЭ для АО необходимо предусмотреть не более 4 показателей, учитывающих специфику деятельности организации, политику государства в отношении развития конкретного АО и отрасли в целом, положения существующих госпрограмм, а также решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и курирующих федеральных органов исполнительной власти в части развития Общества.
Наименование и порядок расчета отраслевых показателей подлежат обязательному согласованию с ФОИВ до предварительного рассмотрения соответствующим специализированным комитетом при совете директоров (наблюдательном совете) и утверждению советом директоров (наблюдательным советом) целевых значений КПЭ.
Отраслевые КПЭ должны иметь привязку к Стратегии и долгосрочной программе развития госкомпании, согласованными с отраслевым ФОИВ и утвержденными Правительством Российской Федерации.
Показатели депремирования.
Для повышения эффективности управления АО Методическими указаниями по КПЭ рекомендовано совету директоров (наблюдательному совету) утвердить показатели депремирования менеджмента АО. При этом вес показателей (КПЭ), целевое значение КПЭ, а также размер (%) депремирования определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) АО.
Показатели депремирования менеджмента госкомпаний выделены в Методических указаниях по КПЭ отдельно ввиду нецелесообразности их включения в набор обязательных КПЭ, влияющих на увеличение размера выплаты вознаграждения менеджменту госкомпании, путем суммирования дополнительных надбавок за достижение или превышение установленных советом директоров (наблюдательным советом) целевых значений КПЭ.
При этом использование целевых значений показателей депремирования менеджментом АО не предполагает влияния на увеличение размера выплаты вознаграждения менеджменту.
Методическими указаниями по КПЭ также предусмотрен опционный подход в расчете КПЭ госкомпании, исходя из российских или международных стандартов ведения бухгалтерского учета, обусловленный формой стандарта ведения бухгалтерского учета, утвержденной в госкомпании в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также готовностью компании вести учет в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
В Методических указаниях также подробно представлен алгоритм утверждения КПЭ для госкомпаний, построенный исходя из лучшей международной практики, а также норм, заложенных в Кодексе корпоративного управления, одобренного Правительством Российской Федерации (протоколе совещания в Правительстве РФ от 13.02.2014 N 5).
Алгоритм мониторинга и контроля за исполнением КПЭ госкомпаний.
Анализ достижения КПЭ руководством АО проводится членами совета директоров (наблюдательного совета) совместно с анализом годового отчета о деятельности, отчетов об исполнении бюджета, бизнес-плана, выполнения стратегических целей с предварительным рассмотрением на комитете по стратегии/кадрам и вознаграждениям при совете директоров (наблюдательном совете), а также с привлечением представителей внутреннего аудита (в случае наличия данных органов соответственно).
Таким образом, основной целью внедрения КПЭ является перевод Стратегии и долгосрочной программы развития госкомпании в форму конкретных показателей оперативного управления, оценка текущего состояния их достижения и создание основы для принятия управленческих решений в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
В этой связи, руководствуясь положениями настоящего письма, АО должна быть сформирована эффективная вертикальная система стратегического планирования АО, в обязательном порядке включающая:
- стратегию развития госкомпании (далее - Стратегия АО, госкомпании);
- долгосрочную программу развития госкомпании;
- текущее (тактическое) планирование;
- аудит реализации долгосрочной программы развития госкомпании;
- систему ключевых показателей эффективности (далее - КПЭ).
В заключение следует отметить, что своевременная оценка достижения установленных показателей, влияющая на вознаграждение менеджмента, способствует увеличению мотивации руководства компании к достижению стратегических целей, формирует прозрачную систему корпоративного управления и повышает инвестиционную привлекательность АО.
Все типовые документы и методические рекомендации, приведенные в настоящем письме, размещены также на главной странице сайта Росимущества в разделе "Корпоративное управление" - "Формирование методологической базы для совершенствования стандартов корпоративного управления".
Заместитель министра
экономического развития
Российской Федерации -
Руководитель
О.К.ДЕРГУНОВА