МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 19 февраля 2004 г. N 09-0-10/674@
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для использования в работе налоговых органов дополнительные рекомендации к Временным методическим рекомендациям для территориальных органов МНС России при осуществлении ими государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и ведении Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Направляемые дополнительные рекомендации предназначены для использования только в налоговых органах.
Обеспечьте применение названных дополнительных рекомендаций.
Заместитель Министра
Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
М.В.МИШУСТИН
Приложение
к письму МНС России
от 19 февраля 2004 г. N 09-0-10/674@
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по своему месту жительства.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 129-ФЗ указанная обязанность индивидуального предпринимателя возникает в случае изменения сведений о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, о поле, гражданстве, дате и месте рождения, месте жительства в Российской Федерации, а также о данных основного документа, удостоверяющего личность.
Необходимо отметить, что согласно пункту 4 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. N 828 (далее - Положение), фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения содержатся в паспорте гражданина Российской Федерации.
Таким образом, изменение указанных в предыдущем абзаце сведений о личности гражданина Российской Федерации влечет замену основного документа, удостоверяющего личность.
На основании изложенного, датой изменения фамилии, имени, отчества, пола, даты и места рождения гражданина Российской Федерации, а также данных основного документа, удостоверяющего личность, является дата выдачи гражданину Российской Федерации нового паспорта.
Вместе с тем, при привлечении индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в регистрирующий орган сведений на основании части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регистрирующим (налоговым) органам необходимо руководствоваться следующим:
В соответствии с пунктом 16 Положения паспорт выдается гражданину в 10-дневный срок со дня принятия соответствующих документов органами внутренних дел.
Однако зачастую указанная в паспорте дата его выдачи не соответствует дате получения паспорта гражданином Российской Федерации в органах внутренних дел.
Указанные обстоятельства должны приниматься во внимание должностными лицами регистрирующих (налоговых) органов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5 Положения в паспорте производится отметка о регистрации гражданина по месту жительства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Таким образом, в паспорте гражданина Российской Федерации содержится дата его регистрации по новому месту жительства.
Вместе с тем, дата регистрации гражданина по новому месту жительства не всегда совпадает с датой получения гражданином паспорта, содержащим указанные сведения.
Указанные обстоятельства также должны приниматься во внимание должностными лицами регистрирующих (налоговых) органов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
2. Необходимо отметить, что в ряде случаев при изменении индивидуальным предпринимателем осуществляемого им вида экономической деятельности или начале осуществления иного вида экономической деятельности, не указанного в ранее выданном свидетельстве о государственной регистрации, органы, осуществлявшие регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 года, повторно или дополнительно к ранее выданному свидетельству выдавали индивидуальному предпринимателю свидетельство о его государственной регистрации.
В случае, если физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года, представляет в регистрирующий (налоговый) орган два и более свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, или имеющееся у него свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя содержит отметку "взамен ранее выданного", регистрирующим (налоговым) органам необходимо руководствоваться следующим.
Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до 1 января 2004 года, при заполнении пункта 11 заявления по форме N Р27001 указывает дату регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также регистрационный номер на основании данных первоначально выданного свидетельства.
3. С 1 января 2004 года регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей в органах государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, реализация концепции "одного окна" не означает возложение на регистрирующие (налоговые) органы функций по осуществлению регистрации субъектов предпринимательской деятельности в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах.
На основании вышеизложенного, направление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям документов, подтверждающих их регистрацию в качестве страхователей, производится самостоятельно соответствующими органами государственных внебюджетных фондов.
4. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 23.06.2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 76-ФЗ) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года, обязано в срок до 1 января 2005 года представить в регистрирующий орган по месту своего жительства определенные статьей 3 Закона N 76-ФЗ документы.
В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязанности по представлению документов в регистрирующий (налоговый) орган государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 г. утрачивает силу.
Обращаем внимание, что представление в течение 2004 года физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - индивидуальные предприниматели), в регистрирующие (налоговые) органы заявлений о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не означает выполнение ими обязанности, предусмотренной статьей 3 Закона N 76-ФЗ.
В связи с изложенным, в случае если в ЕГРИП содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, но в регистрирующем (налоговом) органе отсутствуют документы, предусмотренные статьей 3 Закона N 76-ФЗ, обязанность индивидуального предпринимателя считается неисполненной.
Принимая во внимание вышеизложенное, регистрирующим (налоговым) органам необходимо руководствоваться следующим.
В случае подачи индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным до 1 января 2004 года, заявления по форме N Р24001 до представления предусмотренных статьей 3 Закона N 76-ФЗ документов, регистрирующий (налоговый) орган осуществляет следующие действия:
абзац отменен. - Письмо МНС России от 14.10.2004 N 09-0-10/4081@,
- государственную регистрацию внесения изменений в сведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей,
- выдачу свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004,
- направление индивидуальному предпринимателю уведомления о необходимости представления до 1 января 2005 года документов, предусмотренных статьей 3 Закона N 76-ФЗ.
Обращаем внимание, что регистрирующим (налоговым) органом не осуществляется распечатка свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе по форме N Р67001. Указанное свидетельство распечатывается и выдается индивидуальному предпринимателю в случае исполнения им обязанности, предусмотренной статьей 3 Закона N 76-ФЗ.
Таким образом, к индивидуальным предпринимателям, государственная регистрация которых утрачивает силу с 1 января 2005 года, в связи с неисполнением обязанности, предусмотренной Законом N 76-ФЗ, относятся индивидуальные предприниматели в случае:
- наличия сведений в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя, но отсутствия документов, предусмотренных статьей 3 Закона N 76-ФЗ. При этом регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРИП запись об утрате государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с невыполнением обязанности, предусмотренной статьей 3 Закона N 76-ФЗ;
- отсутствия по состоянию на 1 января 2005 года сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, что определяется путем сравнения списка состоящих на учете в налоговом органе индивидуальных предпринимателей, сформированного на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, со списком индивидуальных предпринимателей, выполнивших обязанность, предусмотренную статьей 3 Закона N 76-ФЗ, сформированного на основе сведений, содержащихся в ЕГРИП. По результатам сверки регистрирующим (налоговым) органом подготавливаются справки об отсутствии информации об индивидуальных предпринимателях в ЕГРИП, которые подшиваются в регистрационные дела индивидуальных предпринимателей, принятые из осуществлявших регистрацию до 1 января 2004 года регистрирующих органов. Обращаем внимание, в указанном случае при утрате государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя регистрирующие (налоговые) органы не вносят в ЕГРИП никаких записей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации снятие с учета индивидуального предпринимателя осуществляется в случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
На основании вышеизложенного, снятие с учета индивидуальных предпринимателей, государственная регистрация которых утратит силу с 1 января 2005 года в случае невыполнения ими обязанности, предусмотренной статьей 3 Закона N 76-ФЗ, осуществляется либо на основании копии справки об отсутствии информации об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, либо на основании выписки из ЕГРИП (в случае наличия сведений в ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года).
Данная работа должна будет проводиться регистрирующими (налоговыми) органами по дополнительному указанию МНС России.
Кроме того, в целях недопущения аврального режима работы регистрирующих (налоговых) органов в ноябре - декабре 2004 года в связи с представлением в указанный период большинством индивидуальных предпринимателей заявлений по форме N Р27001, Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации целесообразно информировать индивидуальных предпринимателей об обязанности представления документов, предусмотренных статьей 3 Закона N 76-ФЗ, и организовать представление индивидуальными предпринимателями заявлений по форме N Р27001 в период проведения декларационной кампании 2004 года.
Департамент
государственной регистрации
и учета юридических
и физических лиц