МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 16 июня 2022 г. N 07-3860
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
В рамках исполнения пункта 2 Комплекса мер по подготовке и повышению квалификации специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан на 2021 - 2024 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 25 июня 2021 г. N 6425п-П8, департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет методические рекомендации по проведению расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации, согласованные с Минтрудом России (М.С. Абдулхалимов, письмо от 14 июня 2022 г. N 28-7/10/В-7835), для руководства в работе.
Директор департамента
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической поддержки при организации работы по формированию кадрового состава органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан и рекомендуются для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, наделенными законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, при установлении нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства.
Методические рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российский государственный социальный университет" по заказу федерального государственного бюджетного учреждения "Центр защиты прав и интересов детей"
1. Характеристика деятельности, осуществляемой специалистами органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан
Полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов опеки и попечительства (далее - ООиП) относятся обеспечение реализации прав и защита интересов несовершеннолетних граждан, включая детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из норм статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", специалисты ООиП являются государственными гражданскими служащими или муниципальными служащими, на которых распространяется соответственно законодательство о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, а также ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) государственная гражданская служба Российской Федерации представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий, в том числе государственных органов субъектов Российской Федерации, что в полной мере относится к ООиП.
Законодательством Российской Федерации на ООиП возложено порядка 60 полномочий, многие из которых комплексные по своей структуре. Кроме того, предусмотрено еще около 40 полномочий в сфере защиты прав и законных интересов детей, порядок осуществления которых определяется законами субъектов Российской Федерации.
Разнородность полномочий ООиП требует междисциплинарной команды, специалисты которой владеют профессиональными компетенциями в области права, экономики, социальной работы, медиации, педагогики и психологии. Вопрос качества выполнения полномочий зависит как от квалификации специалистов, так и от численности специалистов ООиП, которая должна обеспечивать имеющуюся на территории ООиП потребность.
2. Цель и практическая значимость Методических рекомендаций по проведению расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации
Методические рекомендации по проведению расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях оказания методической поддержки при организации работы по формированию кадрового состава ООиП.
Практическая значимость Методических рекомендаций определяется возможностью их использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, наделенными законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, при установлении нормативов численности специалистов ООиП.
Положения настоящих Методических рекомендаций носят исключительно рекомендательный характер, а их учет при определении структуры и штатного расписания ООиП позволит сформировать оптимальную организационно-штатную структуру ООиП, обеспечивающую оптимизацию кадрового состава, что в целом способствует повышению качества реализации возложенных на ООиП полномочий.
Методику типового расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, содержащуюся в разделе 5 Методических рекомендаций, рекомендуется использовать в качестве основы для разработки региональных методик расчета нормативов численности специалистов ООиП с учетом специфики конкретного субъекта Российской Федерации (осуществление специалистами ООиП полномочий одновременно в отношении несовершеннолетних граждан и совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, высокая плотность населения, полномочия, возложенные на ООиП законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и др.).
3. Определение понятий, используемых в Методических рекомендациях
В настоящих Методических рекомендациях используется следующая терминология.
1. Отдаленные и труднодоступные территории - населенные пункты, находящиеся на значительном расстоянии как друг от друга, так и от районного центра, с отсутствием регулярного транспортного сообщения (нестабильное автомобильное, водное и воздушное сообщение), со сложными метеоусловиями, отсутствием устойчивой телекоммуникационной связи.
2. Норматив численности - установленная численность специалистов определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных трудовых действий или объемов работ.
3. Плановый фонд рабочего времени - время, которым располагает организация для реализации возложенных на нее полномочий с учетом утвержденного режима работы и отдыха, скорректированное на время невыходов на работу в связи с плановыми отпусками, неоплачиваемыми отпусками, болезнями, простоями, пр.
4. Плотность населения - это число жителей, приходящихся на квадратный километр территории.
5. Трудовое действие - это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых специалистом неизменными предметами и средствами труда.
6. Трудозатраты - это количество затраченного времени на выполнение определенного вида деятельности за определенный период.
7. Типовые нормы времени - величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы однородных работ специалистом в оранизационно-технических условиях.
4. Правовые основания по определению нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства на федеральном уровне
Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" установлено, что структура исполнительных органов субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 20, пункт 4 статьи 25, часть 3 статьи 31), а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации согласно положениям статьи 8 Федерального закона N 79-ФЗ учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона N 79-ФЗ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа.
В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что должности муниципальной службы образуются в соответствии с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, принятие решения о составлении (изменении) штатного расписания, в том числе с учетом сферы деятельности, а также численного состава муниципальных служащих органа местного самоуправления, относится к исключительной компетенции представителя нанимателя (работодателя).
Таким образом, штатная численность ООиП определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
В настоящее время субъекты Российской Федерации по-разному определяют норматив численности специалистов ООиП, единые подходы отсутствуют. Более того, субъекты Российской Федерации руководствуются рекомендациями в том числе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, требующими актуализации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних").
Существующие подходы для определения нормативов численности специалистов ООиП не учитывают число и объем полномочий ООиП, временные затраты на выполнение специалистом ООиП соответствующих полномочий, региональную специфику, включая плотность населения и наличие отдаленных и труднодоступных территорий в субъекте Российской Федерации.
В этой связи разработаны настоящие Методические рекомендации, включающие Методику типового расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.
При подготовке Методических рекомендаций учтены результаты опроса представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, руководителей территориальных органов, созданных указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления, на которые законами субъектов Российской Федерации возложено выполнение отдельных полномочий в сфере опеки и попечительства, а также специалистов ООиП.
По итогам опроса определены типовые нормы времени на выполнение трудовых действий специалистом ООиП (часов в месяц) (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям). Также определены примерные трудозатраты специалиста ООиП на одного несовершеннолетнего гражданина. Методика расчета представлена в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям.
5. Методика типового расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан
Методика устанавливает рекомендуемый порядок расчета оптимальной штатной численности специалистов ООиП органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ) в случае, если полномочия в сфере опеки и попечительства осуществляются исключительно данным органом (без создания территориальных органов и передачи полномочий органам местного самоуправления); территориального ООиП, созданного органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан; органа местного самоуправления, на который законом субъекта РФ возложены полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан).
Расчет нормативной численности ООиП рекомендуется проводить по следующей схеме.
1. Нормативная численность специалистов ООиП (НЧ) в отношении несовершеннолетних граждан определяется по формуле 1:
(1),
где:
ЧЛ - численность несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
ПФ - плановый фонд рабочего времени специалиста ООиП;
РК - региональный коэффициент.
Трудозатраты ООиП в расчете на одного несовершеннолетнего едины для всех ООиП во всех субъектах РФ и устанавливаются на уровне 25,7 час/чел. Данный коэффициент показывает трудозатраты ООиП на реализацию полномочий по защите прав и законных интересов в отношении одного несовершеннолетнего.
1,8 - коэффициент, показывающий соотношение численности несовершеннолетних, не относящихся к детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих на территории ООиП, в отношении которых ООиП принимались меры по защите их прав и интересов, к численности несовершеннолетних, проживающих на территории ООиП. Коэффициент принимается равным 1,8 для всех ООиП во всех субъектах РФ.
При расчете нормативной численности специалистов ООиП применяются правила математического округления дробного значения до целых единиц.
2. Численность несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (ЧЛ), рекомендуется определять по формуле 2:
ЧЛ = ДС + УД + ДО + ДГ (2),
где:
ДС - дети, которые находятся на воспитании в семьях опекунов (попечителей) (чел.);
УД - усыновленные дети (чел.);
ДО - дети, находящиеся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ДГ - дети, в отношении которых исполнение обязанностей опекуна или попечителя возложено на органы опеки и попечительства.
ЧЛ определяется на основании сведений согласно федеральному статистическому наблюдению по форме N 103-РИК за предыдущий календарный год.
3. Плановый фонд рабочего времени специалиста ООиП рекомендуется определять по формуле 3:
ПФ = НФ - ВО - ВБ (3),
где:
НФ - нормативный фонд рабочего времени одного специалиста ООиП за год. Определяется по производственному календарю на очередной календарный год;
ВО - время отпусков. Определяется среднее значение ежегодных оплачиваемых отпусков (основной оплачиваемый отпуск и дополнительные оплачиваемые отпуска) всех специалистов ООиП;
ВБ - невыходы на работу в связи с болезнью, неоплачиваемыми отпусками, пр. Определяется среднее значение времени, не отработанное из-за невыходов специалистов ООиП за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета).
Пример расчета планового фонда рабочего времени на 2022 год приведен в таблице N 1.
Таблица N 1
Пример расчета планового фонда рабочего времени на 2022 год
Нормативный фонд рабочего времени на 2022 год, часов | 1973 |
Время отпуска (8 часов x 30 дней) | 240 |
Время болезни, неоплачиваемого отпуска (8 часов x 14 дней) < * > | 112 |
Плановый фонд рабочего времени, часов | 1621 |
< * > Примерное время, взятое для расчета. Рассчитывается на основе средних данных за аналогичный предыдущий период.
4. Региональный коэффициент (РК) учитывает плотность населения и наличие отдаленных и труднодоступных территорий.
Для целей настоящей Методики все субъекты РФ разделены в зависимости от плотности населения на 5 кластеров, а по наличию отдаленных и труднодоступных территорий - на 2 группы (таблица N 2):
Кластер 1 - с плотностью населения до 5,06 чел./км2;
Кластер 2 - с плотностью населения от 5,07 до 21,92 чел./км2;
Кластер 3 - с плотностью населения от 21,93 до 41,41 чел./км2;
Кластер 4 - с плотностью населения от 41,42 чел./км2 и более;
Кластер 5 - города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
Группа 1 - имеются труднодоступные территории;
Группа 2 - не имеются труднодоступные территории.
Таблица N 2
Региональные коэффициенты плотности населения и наличия
отдаленных и труднодоступных территорий
Наличие отдаленных и труднодоступных территорий | Плотность населения | 5 кластер | |||||||
1 кластер | 2 кластер | 3 кластер | 4 кластер | ||||||
min | max | min | max | min | max | min | max | ||
- | 5,06 | 5,07 | 21,92 | 21,93 | 41,41 | 41,42 | - | ||
1. Имеются | 3 | 2 | 1,5 | 1,25 | 1,0 | ||||
2. Не имеются | 1,7 | 1,5 | 1,3 | 1,1 |
5. Региональные коэффициенты плотности населения для каждого субъекта РФ приведены в Приложении 3.
В случае, если одни территории в рамках субъекта РФ относятся к отдаленным и труднодоступным, а другие не относятся, при расчете рекомендуется определять принадлежность к группе отдаленных и труднодоступных территорий на основании приказа Минэкономразвития России от 31 августа 2020 г. N 563 "Об утверждении Перечня отдаленных и труднодоступных территорий и сроков проведения в них Всероссийской переписи населения 2020 года" < 1 > .
< 1 > Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 8 октября, N 0001202010080039; 2021, 6 сентября, N 0001202109060003).
Пример расчета нормативной численности специалистов ООиП для Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края (1 кластер плотности населения; 1 группа отдаленности и труднодоступности территорий) представлен в таблице N 3.
Таблица N 3
Пример расчета нормативной численности специалистов ООиП
для Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
Красноярского края (входит в перечень отдаленных
и труднодоступных территорий)
Показатель | Значение |
Численность несовершеннолетних ООиП, чел. (ЧЛ) | 315 |
Трудозатраты на одного несовершеннолетнего, часов/чел. | 25,7 |
Плановый фонд рабочего времени (ПФ) | 1621 |
Региональный коэффициент (РК) | 3,0 |
Нормативная численность специалистов ООиП, шт. ед. (НЧ) | 27 |
Пример расчета нормативной численности специалистов ООиП для г. Костромы (2 кластер плотности населения; 2 группа отдаленности и труднодоступности территорий) представлен в таблице N 4.
Таблица N 4
Пример расчета нормативной численности специалистов ООиП
для г. Костромы
(входит в перечень Министерства экономического развития РФ
отдаленных и труднодоступных территорий)
Показатель | Значение |
Численность несовершеннолетних ООиП, чел. (ЧЛ) | 474 |
Трудозатраты на одного несовершеннолетнего, часов/чел. | 25,7 |
Плановый фонд рабочего времени (ПФ) | 1621 |
Региональный коэффициент (РК) | 1,5 |
Нормативная численность специалистов ООиП, шт. ед. (НЧ) | 20 |
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по проведению расчета
нормативов численности
специалистов органов опеки
и попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан
в субъектах Российской Федерации
ТИПОВЫЕ НОРМЫ
ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТОМ ОРГАНА
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА (ЧАСОВ В МЕСЯЦ)
Трудовые действия | Норма времени (часов в мес.) |
1. Ведение служебной документации (заполнение журналов, составление отчетов, ведение учетов и др.). Внесение сведений в государственные информационные системы, за исключением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей | 24,0 |
2. Ведение служебной переписки, в том числе запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях | 22,1 |
3. Ведение приема и консультирования граждан, в том числе несовершеннолетних граждан и их законных представителей | 25,9 |
4. Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, лица (лиц), претендующих на воспитание ребенка | 12,9 |
5. Участие в судебном заседании в качестве представителя истца (заявителя) или для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика | 14,1 |
6. Осуществление сбора и первичной статистической и аналитической обработки информации | 10,7 |
7. Подготовка материалов для предъявления в суд (иски, заключения, отзывы и пр.) | 12,5 |
8. Выяснение мнения ребенка | 3,3 |
9. Подготовка материалов для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) | 0,8 |
10. Подготовка материалов для дачи разрешения на изменение имени и фамилии ребенка | 1,3 |
11. Взаимодействие со службой медиации для внесудебного разрешения конфликта | 3,3 |
12. Подготовка материалов для назначения представителя для защиты прав и интересов детей | 5,6 |
13. Подготовка материалов для принятия решения о проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего или больного наркоманией несовершеннолетнего | 1,1 |
14. Определение видов помощи и перечня услуг, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей | 6,1 |
15. Подготовка материалов для подготовки акта об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью и информирования прокурора | 1,5 |
16. Временное устройство ребенка, отобранного у родителей на основании акта ООиП | 2,3 |
17. Подготовка материалов для дачи указаний и разрешений относительно имени и (или) фамилии ребенка в случае соглашения между родителями | 1,4 |
18. Подготовка материалов для обязания родителя не препятствовать общению с ребенком родителю, проживающему отдельно от ребенка, в случае возникновения спора | 5,1 |
19. Подготовка материалов для обязания родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком его близких родственников | 3,3 |
20. Участие в непосредственном отобрании ребенка и его передача заинтересованному лицу (взыскателю) | 1,7 |
21. Подготовка материалов для выдачи согласия родителю, родительские права которого ограничены судом, на контакты с ребенком | 1,2 |
22. Подготовка материалов для дачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет | 4,0 |
23. Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка | 13,9 |
24. Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством случаях | 4,8 |
25. Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность | 1,2 |
26. Подготовка материалов для установления предварительной опеки (попечительства) над несовершеннолетними | 5,4 |
27. Подготовка материалов для принятия решения о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 3,6 |
28. Подготовка материалов для согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, при отсутствии у них законных представителей | 2,1 |
29. Подготовка материалов для дачи согласия на установление отцовства | 1,5 |
30. Подготовка материалов для запроса о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния | 1,0 |
31. Подготовка материалов для выдачи справки, содержащей реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя) | 2,2 |
32. Подготовка материалов для информирования граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации | 2,4 |
33. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (в случае, если полномочие не передано) | 5,7 |
34. Организация отбора и работы с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочие по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах | 3,4 |
35. Подготовка материалов для выдачи заключения о возможности или о невозможности гражданина принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание (назначение опеки или попечительства или об отказе в назначении) | 5,4 |
36. Выдача направления для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, состоящих на учете в ООиП | 1,4 |
37. Подготовка и внесение сведений в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях | 6,2 |
38. Подготовка материалов для заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, договора о патронатной семье (патронатном воспитании) | 3,5 |
39. Формирование и ведение личного дела несовершеннолетнего подопечного, усыновленного ребенка | 20,2 |
40. Составление акта обследования жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей | 8,0 |
41. Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных | 3,1 |
42. Принятие отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом | 1,9 |
43. Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных | 0,5 |
44. Подготовка материалов для принятия решения об освобождении и отстранении опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (расторжение договора о приемной семье, договора о патронатной семье (патронатном воспитании) | 0,9 |
45. Подготовка материалов для выдачи согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию | 1,5 |
46. Подготовка материалов для выдачи разрешения на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 0,7 |
47. Подготовка материалов для заключения доверительного управления имуществом несовершеннолетних подопечных | 1,7 |
48. Другие трудовые действия (в том числе в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, связанные с вопросами местного значения) | 17,4 |
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по проведению расчета
нормативов численности
специалистов органов опеки
и попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан
в субъектах Российской Федерации
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА СРЕДНЕГОДОВЫХ ТРУДОЗАТРАТ СПЕЦИАЛИСТА ОРГАНА ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА ОДНОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Для определения трудозатрат специалиста ООиП на одного несовершеннолетнего использованы результаты опроса:
руководителей территориальных органов (управлений, отделов), созданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, или органов местного самоуправления, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее - руководители);
специалистов ООиП, осуществляющих деятельность в вышеуказанных территориальных органах и в органах местного самоуправления (далее - специалисты).
Расчет среднегодовых трудозатрат ООиП на одного несовершеннолетнего проводился в четыре этапа:
1. Руководителям предлагается список трудовых действий. По каждому трудовому действию руководители указывают число специалистов, которые в течение месяца выполнили эти трудовые действия.
Для выявления средней тенденции в ответах респондентов используются медиана. То есть, для определения среднего месячного числа специалистов, выполняющих трудовое действие, ответы руководителей, относящиеся к этому трудовому действию, группируются и находится медиана их значений (ЧС) (таблица N 1, столбец 3 (далее - ст.).
Таблица N 1
Расчетные данные по итогам опроса
Трудовые действия | Трудозатраты специалиста на выполнение ТД в месяц по анкете специалистов (час) | Медианное число специалистов, выполняющих ТД в месяц по анкете руководителей (чел) | Трудозатраты на выполнение ТД всеми специалистами организации в месяц (час) (ст. 2 x ст. 3) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Ведение служебной документации (заполнение журналов, составление отчетов, ведение учетов и др.) Внесение сведений в государственные информационные системы, за исключением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей | 24,0 | 5 | 120 |
2. Ведение служебной переписки, в том числе запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях | 22,1 | 6 | 133 |
3. Ведение приема и консультирования граждан, в том числе несовершеннолетних граждан и их законных представителей | 25,9 | 6 | 156 |
4. Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, лица (лиц), претендующих на воспитание ребенка | 12,9 | 4 | 51 |
5. Участие в судебном заседании в качестве представителя истца (заявителя) или для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика | 14,1 | 4 | 56 |
6. Осуществление сбора и первичной статистической и аналитической обработки информации | 10,7 | 4 | 43 |
7. Подготовка материалов для предъявления в суд (иски, заключения, отзывы и пр.) | 12,5 | 4 | 50 |
8. Выяснение мнения ребенка | 3,3 | 3 | 10 |
9. Подготовка материалов для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) | 0,8 | 1 | 1 |
10. Подготовка материалов для дачи разрешения на изменение имени и фамилии ребенка | 1,3 | 1 | 1 |
11. Взаимодействие со службой медиации для внесудебного разрешения конфликта | 3,3 | 1 | 3 |
12. Подготовка материалов для назначения представителя для защиты прав и интересов детей | 5,6 | 2 | 11 |
13. Подготовка материалов для принятия решения о проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего или больного наркоманией несовершеннолетнего | 1,1 | 1 | 1 |
14. Определение видов помощи и перечня услуг, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей | 6,1 | 3 | 18 |
15. Подготовка материалов для подготовки акта об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью и информирования прокурора | 1,5 | 1 | 1 |
16. Временное устройство ребенка, отобранного у родителей на основании акта ООиП | 2,3 | 1 | 2 |
17. Подготовка материалов для дачи указаний и разрешений относительно имени и (или) фамилии ребенка в случае соглашения между родителями | 1,4 | 1 | 1 |
18. Подготовка материалов для обязания родителя не препятствовать общению с ребенком родителю, проживающему отдельно от ребенка, в случае возникновения спора | 5,1 | 2 | 10 |
19. Подготовка материалов для обязания родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком его близких родственников | 3,3 | 2 | 7 |
20. Участие в непосредственном отобрании ребенка и его передача заинтересованному лицу (взыскателю) | 1,7 | 1 | 2 |
21. Подготовка материалов для выдачи согласия родителю, родительские права которого ограничены судом, на контакты с ребенком | 1,2 | 1 | 1 |
22. Подготовка материалов для дачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет | 4,0 | 1 | 4 |
23. Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка | 13,9 | 2 | 28 |
24. Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством случаях | 4,8 | 1 | 5 |
25. Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность | 1,2 | 1 | 1 |
26. Подготовка материалов для установления предварительной опеки (попечительства) над несовершеннолетними | 5,4 | 2 | 11 |
27. Подготовка материалов для принятия решения о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 3,6 | 2 | 7 |
28. Подготовка материалов для согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, при отсутствии у них законных представителей | 2,1 | 1 | 2 |
29. Подготовка материалов для дачи согласия на установление отцовства | 1,5 | 1 | 1 |
30. Подготовка материалов для запроса о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния | 1,0 | 2 | 2 |
31. Подготовка материалов для выдачи справки, содержащей реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя) | 2,2 | 2 | 4 |
32. Подготовка материалов для информирования граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации | 2,4 | 1 | 2 |
33. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (в случае, если полномочие не передано) | 5,7 | 0 | 0 |
34. Организация отбора и работы с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочие по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах | 3,4 | 1 | 3 |
35. Подготовка материалов для выдачи заключения о возможности или о невозможности гражданина принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание (назначение опеки или попечительства или об отказе в назначении) | 5,4 | 2 | 11 |
36. Выдача направления для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, состоящих на учете в ООиП | 1,4 | 1 | 1 |
37. Подготовка и внесение сведений в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях | 6,2 | 1 | 6 |
38. Подготовка материалов для заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, договора о патронатной семье (патронатном воспитании) | 3,5 | 2 | 7 |
39. Формирование и ведение личного дела несовершеннолетнего подопечного, усыновленного ребенка | 20,2 | 3 | 61 |
40. Составление акта обследования жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей | 8,0 | 3 | 24 |
41. Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных | 3,1 | 2 | 6 |
42. Принятие отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом | 1,9 | 3 | 6 |
43. Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных | 0,5 | 2 | 1 |
44. Подготовка материалов для принятия решения об освобождении и отстранении опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (расторжение договора о приемной семье, договора о патронатной семье (патронатном воспитании) | 0,9 | 2 | 2 |
45. Подготовка материалов для выдачи согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию | 1,5 | 1 | 1 |
46. Подготовка материалов для выдачи разрешения на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей, и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 0,7 | 1 | 1 |
47. Подготовка материалов для заключения доверительного управления имуществом несовершеннолетних подопечных | 1,7 | 1 | 2 |
48. Другие трудовые действия (в том числе в соответствии с законодательством субъекта РФ, связанными с вопросами местного значения) | 17,4 | 1 | 17 |
ИТОГО | 897,5 |
Кроме того, руководители указывают:
численность несовершеннолетних, которые на территории подведомственной ООиП находятся на воспитании в семьях опекунов (попечителей);
численность усыновленных детей на территории подведомственной ООиП;
численность детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории подведомственной ООиП;
численность детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых ООиП принимаются меры по защите их прав и интересов, но не относящихся к перечисленным категориям.
Ответы респондентов суммируются, усредняются и определяется средняя численность детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых ООиП принимаются меры по защите их прав и интересов (ЧН).
Средняя численность детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых ООиП принимаются меры по защите их прав и интересов, определенная по результатам опроса, составила 418 человек.
2. Специалистам предлагается список трудовых действий. По каждому трудовому действию респонденты указывают:
а) Как часто выполняется трудовое действие. Шкала:
ежедневно;
3 - 4 раза в неделю;
1 - 2 раза в неделю;
2 - 3 раза в месяц;
1 раз в месяц;
реже, чем 1 раз в месяц.
б) Сколько времени требуется на выполнение трудового действия. Шкала:
до 30 минут;
от 30 минут до 1 часа;
от 1 до 2 часов;
от 2 до 4 часов;
от 4 до 6 часов;
от 6 до 8 часов;
более 8 часов;
не выполняю.
Ответы респондентов относительно частоты и продолжительности выполнения трудового действия группируются в двумерную таблицу и усредняются с использованием следующих коэффициентов:
а) Частота выполнения трудового действия:
ежедневно - 20 раз в месяц;
3 - 4 раза в неделю - 13 раз в месяц;
1 - 2 раза в неделю - 6 раз в месяц;
2 - 3 раза в месяц - 2 раза в месяц;
1 раз в месяц - 1 раз в месяц;
реже, чем 1 раз в месяц - 0,4 раза в месяц.
б) Сколько времени требуется на выполнение трудового действия:
до 30 минут - 0,2 часа;
от 30 минут до 1 часа - 0,5 часа;
от 1 до 2 часов - 1 час;
от 2 до 4 часов - 2 часа;
от 4 до 6 часов - 4 часа;
от 6 до 8 часов - 6 часов;
более 8 часов - 8 часов;
не выполняю - 0 часов.
Средние месячные трудозатраты специалиста на выполнение трудового действия (ТЗС) рассчитываются как частное суммы времени (В), которое затратили специалисты ООиП на выполнение этого трудового действия и количества специалистов (С), выполняющих это трудовое действие (таблица N 1, ст. 2):
Пример расчета средних трудозатрат специалиста ООиП на выполнение трудового действия "Ведение служебной документации (заполнение журналов, составление отчетов, ведение учетов и др.), внесение сведений в государственные информационные системы, за исключением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (таблицы N 2 и N 3).
Таблица N 2
Количество специалистов ООиП, выбравших разные пары ответов,
касающиеся частоты и продолжительности выполнения трудового
действия (чел.)
Ведение служебной документации (заполнение журналов, составление отчетов, ведение учетов и др.), внесение сведений в государственные информационные системы, за исключением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей | До 30 минут | От 30 минут до 1 часа | От 1 до 2 часов | От 2 до 4 часов | От 4 до 6 часов | От 6 до 8 часов | Более 8 часов |
Ежедневно | 161 | 417 | 390 | 274 | 90 | 69 | 28 |
3 - 4 раза в неделю | 41 | 100 | 99 | 64 | 9 | 5 | 2 |
1 - 2 раза в неделю | 36 | 60 | 62 | 31 | 3 | 0 | 0 |
2 - 3 раза в месяц | 8 | 30 | 21 | 16 | 3 | 1 | 1 |
1 раз в месяц | 5 | 15 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 |
Реже, чем 1 раз в месяц | 5 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Не выполняю | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 256 | 625 | 582 | 389 | 106 | 75 | 32 |
Итого специалистов, выполняющих трудовое действие - 2065.
Таблица N 3
Время, затраченное специалистами ООиП на выполнение
трудового действия (часов)
Трудовое действие | До 30 минут | От 30 минут до 1 часа | От 1 до 2 часов | От 2 до 4 часов | От 4 до 6 часов | От 6 до 8 часов | Более 8 часов | |
0,2 | 0,5 | 1 | 2 | 4 | 6 | 8 | ||
Ежедневно | 20 | 644 | 4170 | 7800 | 10960 | 7200 | 8280 | 4480 |
3 - 4 раза в неделю | 13 | 107 | 650 | 1287 | 1664 | 468 | 390 | 208 |
1 - 2 раза в неделю | 6 | 43 | 180 | 372 | 372 | 72 | 0 | 0 |
2 - 3 раза в месяц | 2 | 3,2 | 30 | 42 | 64 | 24 | 12 | 16 |
1 раз в месяц | 1 | 1 | 7,5 | 9 | 8 | 4 | 0 | 8 |
Реже, чем 1 раз в месяц | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Не выполняю | 0 | |||||||
Итого | 798 | 5038 | 9510 | 13068 | 7768 | 8682 | 4712 |
Итого сумма времени, которое затратили специалисты ООиП на выполнение этого трудового действия - 49576 часов.
Средние трудозатраты специалиста ООиП на трудовое действие "Ведение служебной документации (заполнение журналов, составление отчетов, ведение учетов и др.), внесение сведений в государственные информационные системы, за исключением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" = 49576 / 2065 = 24 часа.
Аналогичным образом рассчитаны средние трудозатраты специалиста ООиП на выполнение каждого трудового действия.
3. После того, как определено среднемесячное число специалистов ООиП, выполняющих каждое трудовое действие и средние трудозатраты специалистов ООиП на выполнение каждого трудового действия, определяются среднемесячные трудозатраты организации (ТО) на выполнение трудовых действий. Для этого рассчитывается сумма произведений средних трудозатрат специалистов на выполнение трудовых действий (ТЗС) и среднемесячного числа специалистов ООиП их выполняющих (ЧС) (см. таблица N 1, ст. 4):
.
Среднемесячные трудозатраты организации на выполнение трудовых действий по результатам опроса составили 897,5 часов.
4. Среднегодовые трудозатраты ООиП на одного несовершеннолетнего (ТОН) являются частным двенадцатикратных среднемесячных трудозатрат ООиП (ТО) и средней численности детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых ООиП принимаются меры по защите их прав и интересов (ЧН):
Указанный подход позволил определить среднегодовые трудозатраты специалиста ООиП на одного несовершеннолетнего - 25,7 часов:
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по проведению расчета
нормативов численности
специалистов органов опеки
и попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан
в субъектах Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА
ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N | Наименование субъекта Российской Федерации | Наличие отдаленных и труднодоступных территорий | Группа отдаленности и труднодоступности территорий | Плотность населения | Кластер плотности | Региональный коэффициент |
1 | Республика Адыгея | 2 группа | 59,44 | 4 | 1,1 | |
2 | Республика Алтай | Имеются | 1 группа | 13,67 | 2 | 2 |
3 | Республика Башкортостан | 2 группа | 28,08 | 3 | 1,3 | |
4 | Республика Бурятия | Имеются | 1 группа | 2,8 | 1 | 3 |
5 | Республика Дагестан | Имеются | 1 группа | 62,33 | 4 | 1,25 |
6 | Республика Ингушетия | 2 группа | 165,09 | 4 | 1,1 | |
7 | Кабардино-Балкарская Республика | 2 группа | 69,7 | 4 | 1,1 | |
8 | Республика Калмыкия | 2 группа | 3,61 | 1 | 1,7 | |
9 | Карачаево-Черкесская Республика | 2 группа | 32,59 | 3 | 1,3 | |
10 | Республика Карелия | Имеются | 1 группа | 3,37 | 1 | 3 |
11 | Республика Коми | Имеются | 1 группа | 1,95 | 1 | 3 |
12 | Республика Крым | 2 группа | 72,91 | 4 | 1,1 | |
13 | Республика Марий Эл | 2 группа | 28,89 | 3 | 1,3 | |
14 | Республика Мордовия | 2 группа | 29,81 | 3 | 1,3 | |
15 | Республика Саха (Якутия) | Имеются | 1 группа | 0,32 | 1 | 3 |
16 | Республика Северная Осетия - Алания | 2 группа | 86,78 | 4 | 1,1 | |
17 | Республика Татарстан | 2 группа | 57,4 | 4 | 1,1 | |
18 | Республика Тыва | Имеются | 1 группа | 1,96 | 1 | 3 |
19 | Удмуртская Республика | 2 группа | 35,5 | 3 | 1,3 | |
20 | Республика Хакасия | 2 группа | 8,64 | 2 | 1,5 | |
21 | Чеченская республика | 2 группа | 92,63 | 4 | 1,1 | |
22 | Чувашская республика | 2 группа | 65,85 | 4 | 1,1 | |
23 | Алтайский край | 2 группа | 13,67 | 2 | 1,5 | |
24 | Забайкальский край | Имеются | 1 группа | 2,44 | 1 | 3 |
25 | Камчатский край | Имеются | 1 группа | 0,67 | 1 | 3 |
26 | Краснодарский край | 2 группа | 75,3 | 4 | 1,1 | |
27 | Красноярский край | Имеются | 1 группа | 1,21 | 1 | 3 |
28 | Пермский край | 2 группа | 16,1 | 2 | 1,5 | |
29 | Приморский край | 2 группа | 11,4 | 2 | 1,5 | |
30 | Ставропольский край | 2 группа | 42,21 | 4 | 1,1 | |
31 | Хабаровский край | Имеются | 1 группа | 1,65 | 1 | 3 |
32 | Амурская область | Имеются | 1 группа | 2,16 | 1 | 3 |
33 | Архангельская область | Имеются | 1 группа | 2,62 | 1 | 3 |
34 | Астраханская область | 2 группа | 20,35 | 2 | 1,5 | |
35 | Белгородская область | 2 группа | 56,8 | 4 | 1,1 | |
36 | Брянская область | 2 группа | 33,93 | 3 | 1,3 | |
37 | Владимирская область | 2 группа | 46,15 | 4 | 1,1 | |
38 | Волгоградская область | 2 группа | 21,92 | 2 | 1,5 | |
39 | Вологодская область | 2 группа | 7,96 | 2 | 1,5 | |
40 | Воронежская область | 2 группа | 44,16 | 4 | 1,1 | |
41 | Ивановская область | 2 группа | 46,04 | 4 | 1,1 | |
42 | Иркутская область | Имеются | 1 группа | 3,07 | 1 | 3 |
43 | Калининградская область | 2 группа | 67,35 | 4 | 1,1 | |
44 | Калужская область | 2 группа | 33,62 | 3 | 1,3 | |
45 | Кемеровская область - Кузбасс | Имеются | 1 группа | 27,51 | 3 | 1,5 |
46 | Кировская область | 2 группа | 10,39 | 2 | 1,5 | |
47 | Костромская область | 2 группа | 10,44 | 2 | 1,5 | |
48 | Курганская область | 2 группа | 11,45 | 2 | 1,5 | |
49 | Курская область | 2 группа | 36,55 | 3 | 1,3 | |
50 | Ленинградская область | 2 группа | 22,56 | 3 | 1,3 | |
51 | Липецкая область | 2 группа | 46,92 | 4 | 1,1 | |
52 | Магаданская область | Имеются | 1 группа | 0,3 | 1 | 3 |
53 | Московская область | 2 группа | 173,89 | 4 | 1,1 | |
54 | Мурманская область | Имеются | 1 группа | 5,06 | 1 | 3 |
55 | Нижегородская область | 2 группа | 41,46 | 4 | 1,1 | |
56 | Новгородская область | 2 группа | 10,87 | 2 | 1,5 | |
57 | Новосибирская область | 2 группа | 15,67 | 2 | 1,5 | |
58 | Омская область | 2 группа | 13,49 | 2 | 1,5 | |
59 | Оренбургская область | 2 группа | 15,71 | 2 | 1,5 | |
60 | Орловская область | 2 группа | 29,4 | 3 | 1,3 | |
61 | Пензенская область | 2 группа | 29,78 | 3 | 1,3 | |
62 | Псковская область | 2 группа | 11,2 | 2 | 1,5 | |
63 | Ростовская область | 2 группа | 41,41 | 3 | 1,3 | |
64 | Рязанская область | 2 группа | 27,73 | 3 | 1,3 | |
65 | Самарская область | 2 группа | 58,88 | 4 | 1,1 | |
66 | Саратовская область | 2 группа | 23,66 | 3 | 1,3 | |
67 | Сахалинская область | 2 группа | 5,58 | 2 | 1,5 | |
68 | Свердловская область | Имеются | 1 группа | 22,08 | 3 | 1,5 |
69 | Смоленская область | 2 группа | 18,5 | 2 | 1,5 | |
70 | Тамбовская область | 2 группа | 28,86 | 3 | 1,3 | |
71 | Тверская область | 2 группа | 14,79 | 2 | 1,5 | |
72 | Томская область | 2 группа | 3,4 | 1 | 1,7 | |
73 | Тульская область | 2 группа | 56,43 | 4 | 1,1 | |
74 | Тюменская область | Имеются | 1 группа | 9,64 | 2 | 2 |
75 | Ульяновская область | 2 группа | 32,77 | 3 | 1,3 | |
76 | Челябинская область | 2 группа | 38,89 | 3 | 1,3 | |
77 | Ярославская область | 2 группа | 34,32 | 3 | 1,3 | |
78 | Москва | 2 группа | - | 5 | 1 | |
79 | Санкт-Петербург | 2 группа | - | 5 | 1 | |
80 | Севастополь | 2 группа | - | 5 | 1 | |
81 | Еврейская автономная область | Имеются | 1 группа | 4,31 | 1 | 3 |
82 | Ненецкий автономный округ | Имеются | 1 группа | 0,25 | 1 | 3 |
83 | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Имеются | 1 группа | 3,16 | 1 | 3 |
84 | Чукотский автономный округ | Имеются | 1 группа | 0,07 | 1 | 3 |
85 | Ямало-Ненецкий автономный округ | Имеются | 1 группа | 0,71 | 1 | 3 |