МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 мая 2024 г. N ДГ-744/07
О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (пункт 56), а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями (пункт 34).
В рамках реализации указанных полномочий на региональном уровне в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 апреля 2024 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" определяется исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, и в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список).
Согласно данным мониторинга, проведенного Минпросвещения России, в настоящее время в 79 субъектах Российской Федерации указанные полномочия осуществляются одним уполномоченным исполнительным органом, который в 51 регионе находится в сфере социальной защиты, в 28 регионах - в сфере образования. В шести субъектах Российской Федерации исполнение полномочий обеспечивается разными ведомствами. При этом в двух из этих регионов (Чеченская Республика и Тамбовская область) Список формируется исполнительным органом, осуществляющим деятельность в сфере социальной защиты (орган опеки и попечительства находится в сфере образования), в четырех (Алтайский и Хабаровский края, Вологодская область, г. Санкт-Петербург) - в сфере строительства и коммунального хозяйства. В новых субъектах Российской Федерации (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области) уполномоченный орган на ведение Списка не определен, так как в настоящее время проходит процесс формирования нормативной правовой базы и распределения полномочий в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
С учетом результатов мониторинга Минпросвещения России обращает внимание на следующее.
Формирование и ведение Списка является одной из мер, направленных на реализацию законного права детей-сирот на предоставление жилого помещения.
Поскольку защита прав и законных интересов детей-сирот относится к сфере ответственности органов опеки и попечительства, Минпросвещения России считает целесообразным обеспечить исполнение полномочия по формированию Списка исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Полагаем, что данный подход будет способствовать наиболее полной и последовательной защите жилищных прав детей-сирот, а также наиболее четкому исполнению законодательства в указанной сфере.
Минпросвещения России просит проинформировать о принятых решениях в части перераспределения полномочий в срок до 1 июля 2024 г.
Заместитель министра
Д.Е.ГРИБОВ