МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 сентября 2017 г. N Д05и-885
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУБСИДИЙ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России в целях реализации соглашений, заключенных между Минэкономразвития России и субъектами Российской Федерации о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства (далее - государственная поддержка), направляет Методические рекомендации по расчету отдельных показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета.
В Методических рекомендациях приведены источники официальной бухгалтерской и статистической информации, подтверждающие исполнение показателей, используемых для расчета отдельных показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета.
Следует отметить, что формирование статистических показателей, характеризующих деятельность малых предприятий, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей осуществляется на основе представительной (репрезентативной) выборки на уровне субъекта Российской Федерации. Выборочная совокупность указанных категорий субъектов малого предпринимательства создается на основе многомерного расслоенного случайного отбора.
Порядок осуществления выборочных обследований установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства".
Учитывая вышеуказанное и установленные федеральным законодательством сроки сдачи бухгалтерской и статистической отчетности, обращаем внимание, что для расчета отдельных показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета целесообразно использовать такой метод получения информации, как сбор оперативных данных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, проводимый уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий государственной поддержки.
При этом субъектам малого и среднего предпринимательства, получившим государственную поддержку, рекомендуется предоставлять информацию на основе данных, указываемых ими в официальной бухгалтерской и статистической отчетности.
Вр.и.о. директора Департамента
развития малого и среднего
предпринимательства и конкуренции
Д.В.АНТИПОВ
Приложение
к письму Департамента
развития малого и среднего
предпринимательства и конкуренции
от 6 сентября 2017 г. N Д05и-885
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Методические рекомендации разработаны в целях реализации соглашений между Минэкономразвития России и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, и содержат методы расчета показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета в отчетном году по следующим показателям:
1) "Прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку";
2) "Увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года";
3) "Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку".
Методические рекомендации могут быть приняты в качестве основы для создания нормативно-методических документов по расчету показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, ответственными за предоставление государственной поддержки.
1. "Прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку", в %.
Показатель рассчитывается на основании показателей, характеризующих среднесписочную численность работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, на начало и конец периода, в котором субъекты малого и среднего предпринимательства получили государственную поддержку.
Алгоритм расчета показателя следующий:
1. где:
ССЧi - среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, на конец отчетного периода, в ед.;
ССЧj - среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, на начало отчетного периода, в ед.
Источниками данных для расчета показателя "Прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку" являются результаты мониторинга, проводимого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, ответственным за предоставление государственной поддержки, в соответствии с оперативными данными субъектов малого и среднего предпринимательства;
источники официальной бухгалтерской и статистической информации:
- форма по КНД 1110018 "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год", на 1 января отчетного года и на 1 января года, следующего за отчетным, утвержденная приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. N ММ-3-25/174@;
- по крупным и средним организациям - форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" за отчетный год, утвержденная приказом Росстата от 24 сентября 2014 г. N 580;
- по малым предприятиям - форма федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" за отчетный год, утвержденная приказом Росстата от 25 января 2017 г. N 37;
- форма N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" (кроме осуществляющих сельскохозяйственную деятельность), утвержденная приказом Росстата от 11 августа 2016 года N 414;
- форма N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" (кроме осуществляющих сельскохозяйственную деятельность), утвержденная приказом Росстата от 11 августа 2016 года N 414;
2. "Увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года", в %.
Показатель рассчитывается на основании показателей, характеризующих оборот (выручку) субъектов малого и среднего предпринимательства от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг по субъектам Российской Федерации на начало и на конец периода, в котором субъекты малого и среднего предпринимательства получили государственную поддержку, в постоянных ценах. В целях обеспечения сопоставимости значения показателей корректируются на индекс потребительских цен субъекта Российской Федерации по состоянию на декабрь 2014 года.
Под оборотом (выручкой) следует понимать денежные средства, полученные субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги населению характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет соотношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах отчетного года к его стоимости в ценах предыдущего года.
Необходимо отметить, что на официальном сайте Росстата (www.gks.ru) приведены индексы потребительских цен по субъектам Российской Федерации на отдельные группы и виды товаров, услуг.
Алгоритм расчета показателя следующий:
1. где:
- оборот (выручка) получателя поддержки на конец отчетного периода в постоянных ценах, в тыс. руб.,
- оборот (выручка) получателя поддержки на начало отчетного периода в постоянных ценах, в тыс. руб.
2. где:
Vi - оборот (выручка) получателя поддержки на конец отчетного периода в текущих ценах, в тыс. руб.;
Ii - индекс потребительских цен на конец отчетного периода, в %;
Ii-1 - индекс потребительских цен на конец периода, предшествующего отчетному периоду, в %;
Ii-2 - индекс потребительских цен на конец периода, предшествующего отчетному периоду на два года, в %.
3. где:
Vj - оборот (выручка) получателя поддержки на начало отчетного периода в ценах года, предшествующего отчетному периоду, в тыс. руб.;
Ii-1 - индекс потребительских цен на конец периода, предшествующего отчетному периоду, в %;
Ii-2 - индекс потребительских цен на конец периода, предшествующего отчетному периоду на два года, в %.
Пример. Оборот получателя поддержки в регионе N на конец отчетного периода (за 2017 год) (Vi) составит 24 млн. руб. в ценах отчетного года, оборот на начало отчетного периода (на 1 января 2017 г., т.е. за 2016 год) (Vj) составил 20 млн. руб. в ценах года, предыдущего отчетному. Индекс потребительских цен на товары и (или) услуги в субъекте Российской Федерации, по данным Росстата, на конец года по отношению к декабрю предыдущего года составил (условные показатели): в 2017 году (Ii) - 101,7%, в 2016 году (Ii-1) - 105,4%, в 2015 году (Ii-2) - 112,9%. Необходимо найти увеличение оборота получателя поддержки.
Алгоритм формирования показателя следующий:
1. Для того, чтобы рассчитать увеличение оборота получателя поддержки, необходимо найти оборот на конец периода в постоянных ценах по состоянию на декабрь 2014 года:
24 млн. руб. / ((101,7 / 100) * (105,4 / 100) * (112,9 / 100)) = 19,8 млн. руб. (получили
2. Таким же способом найти оборот на начало периода в постоянных ценах по состоянию на декабрь 2014 года:
20 млн. руб. / ((105,4 / 100) * (112,9 / 100)) = 16,8 млн. руб. (получили
3. Теперь найдем увеличение оборота:
19,8 / 16,8 * 100 - 100 = 17,9%.
Таким образом, увеличение оборота получателя поддержки по отношению к ценам 2014 года составил 17,9%.
Источниками данных для показателя "Увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года" являются результаты мониторинга, проводимого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, ответственным за предоставление государственной поддержки, в соответствии с оперативными данными субъектов малого и среднего предпринимательства;
источники официальной бухгалтерской и статистической информации:
- форма по КНД 1152017 "Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" за 2016 и 2017 годы, утвержденная приказом ФНС России от 26 февраля 2016 г. N ММВ-7-3/99@;
- форма по КНД 1151059 "Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу" за 2016 и 2017 годы, утвержденная приказом ФНС России от 28 июля 2014 г. N ММВ-7-3/384@ (в ред. приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. N ММВ-7-3/51@);
- форма по ОКУД 0710002 "Отчет о финансовых результатах за 2016 год", "Отчет о финансовых результатах за 2017 год" (Форма N 2 к бухгалтерскому балансу), утвержденная приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н (в ред. приказа Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н);
- форма N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (в части средних предприятий), утвержденная приказом Росстата от 11 августа 2016 года N 414;
- форма N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденная приказом Росстата от 11 августа 2016 года N 414;
- по малым предприятиям - форма федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" за отчетный год, утвержденная приказом Росстата от 25 января 2017 г. N 37;
- форма N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" (кроме осуществляющих сельскохозяйственную деятельность), утвержденная приказом Росстата от 11 августа 2016 года N 414;
- форма N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" (кроме осуществляющих сельскохозяйственную деятельность), утвержденная приказом Росстата от 11 августа 2016 года N 414;
- индекс потребительских цен (расчет по методике Росстата).
3. "Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку", в %.
Показатель рассчитывается на основании показателей, характеризующих оборот малых и средних предприятий, получивших государственную поддержку, в том числе в обрабатывающей промышленности.
Алгоритм расчета показателя следующий:
1. где:
Vi - оборот субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку, в обрабатывающей промышленности, в тыс. руб.;
Vобщ - оборот субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку, в тыс. руб.
Субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку, в обрабатывающей промышленности (вид деятельности "Обрабатывающие производства", раздел D) рекомендуется определять по виду экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, указываемой в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, с предъявлением справки-подтверждения основного вида экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Источники данных для расчета показателя "Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку" аналогичны источникам данных показателя "Увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года".