МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2005 г. N 5713-АШ/Д07
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ КОНКУРСОВ
НА РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)
В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы государственной власти при размещении заказов на поставки товаров (работ, услуг) путем проведения закрытых (в том числе двухэтапных) конкурсов согласовывают указанный вид конкурса с Минэкономразвития России - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов для государственных нужд.
При согласовании закрытых конкурсов государственные заказчики обязаны представлять в Минэкономразвития России обоснование выбора вида конкурса и перечень организаций, которые будут привлекаться к участию в конкурсе. В качестве одного из обоснований выбора вида конкурса приводится ссылка на то, что предметом закупки являются товары (работы, услуги) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну.
В настоящее время участились случаи, когда в перечень, представляемый в Минэкономразвития России, включается ограниченный круг организаций, имеющих соответствующие лицензии и способных выполнить работы, выставляемые на закрытый конкурс, что является нарушением законодательства Российской Федерации в области государственных закупок.
Так, в Федеральном законе от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" предусмотрено, что процедура проведения закрытого конкурса не отличается от процедуры проведения открытого конкурса. Единственной особенностью закрытого конкурса является отсутствие публикации извещения о проведении закрытого конкурса в средствах массовой информации, в том числе в информационно-аналитическом бюллетене "Конкурсные торги", обязательной при проведении открытого конкурса.
Безусловно, при указанном виде конкурса участники должны обладать соответствующими лицензиями на право выполнения работ или оказания услуг с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Однако никаких ограничений по числу участников закрытого конкурса на поставку продукции для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну, в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, сужение круга участников закрытого конкурса и ограничение конкуренции является нарушением антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, Минэкономразвития России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль за проведением конкурсов, просит государственных заказчиков принять меры по обеспечению выполнения требований действующего законодательства, а именно: при направлении в Минэкономразвития России обращения о согласовании проведения закрытого конкурса представлять справку органа исполнительной власти, осуществляющего выдачу лицензий на данный вид работ, с полным перечнем организаций, имеющих соответствующие лицензии, а при проведении закрытых конкурсов направлять приглашения во все организации, указанные в перечне. Обращения, не содержащие указанной информации, а также предполагающие ограничение участников конкурса из числа имеющих необходимые лицензии, будут отклоняться.
А.В.ШАРОНОВ