МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 10 августа 2017 г. N 07-04-05/09-665
О РЕАЛИЗАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ,
АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ НЕЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Федеральное казначейство в связи с обращениями территориальных органов Федерального казначейства по вопросу реализации результатов контрольных мероприятий в отношении бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий (далее - Юридические лица), при установлении нецелевого использования ими бюджетных средств и в отношении участников бюджетного процесса, предоставивших им средства, источником финансового обеспечения которых являются средства из федерального бюджета (далее - участники бюджетного процесса), сообщает следующее.
1. В силу пункта 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (пункт 1 статьи 306.1 БК РФ).
Исходя из положений статьи 152 БК РФ Юридические лица не являются участниками бюджетного процесса.
Главой 30 БК РФ не предусмотрено применение в отношении Юридических лиц бюджетных мер принуждения, а следовательно территориальными органами Федерального казначейства формирование и направление уведомления о применении бюджетных мер принуждения в Федеральное казначейство не осуществляется.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 269.2 БК РФ и пунктов 10, 47, 67, 68, 77 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального казначейства принимает решение и направляет объекту контроля представление и (или) предписание, а также осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определена административная ответственность, в том числе, за направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
С учетом изложенного полагаем, что территориальные органы Федерального казначейства при установлении фактов нецелевого использования Юридическими лицами средств, источником финансового обеспечения которых являются средства из федерального бюджета, уполномочены в установленном порядке направлять представления и (или) предписания и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по статье 15.14 КоАП РФ, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
3. Следует отметить, что денежные средства, источником финансового обеспечения которых являются средства из федерального бюджета, перечисляются Юридическим лицам участниками бюджетного процесса, получившими средства из федерального бюджета на соответствующие цели и на определенных условиях.
Соответственно, использование Юридическими лицами средств на цели, не соответствующие целям, определенным документом, являющимся правовым основанием их предоставления, может указывать на наличие в действиях (бездействии) участника бюджетного процесса возможных признаков бюджетного нарушения, предусмотренного статьей 306.8 БК РФ, в части недостижения показателей результативности, предусмотренных при предоставлении средств из федерального бюджета.
В целях подтверждения фактов, указывающих на наличие бюджетных нарушений со стороны участника бюджетного процесса, предоставившего Юридическим лицам бюджетные средства, полагаем необходимым проводить внеплановые контрольные мероприятия в порядке, установленном третьим абзацем пункта 5 Правил N 1092.
И.о. руководителя
Федерального казначейства
С.Е.ПРОКОФЬЕВ