ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 1996 г. N ВЗ-6-07/601
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОК, ПРОВЕДЕННЫХ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПО ВОПРОСУ ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ ДИВИДЕНДОВ ПО АКЦИЯМ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВУ
В соответствии с пунктом 10 Национального плана проверок налогоплательщиков Государственной налоговой службы России на 1996 год, утвержденного руководителем Госналогслужбы России 12 февраля 1996 года, госналогинспекциями была проведена проверка акционерных обществ, имеющих в своем уставном капитале долю государства, по вопросу полноты и своевременности перечисления в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, за 1995 год.
Проверка осуществлялась в соответствии с Программой, направленной Госналогслужбой России в адрес налоговых инспекций письмом от 13.05.96 N ВЗ-6-07/319. Обобщенные материалы проверки были направлены налоговыми органами в Госналогслужбу России с соблюдением установленных сроков. При этом качественные обобщенные материалы с фактическими примерами характерных нарушений и предложениями по совершенствованию действующего законодательства представлены госналогинспекциями по Республике Башкортостан, Республике Карелия, Вологодской, Ивановской, Липецкой, Сахалинской, Свердловской областям, г. Санкт-Петербургу.
При предусмотренной Национальным планом проверке 1200 акционерных обществ, имеющих в своем уставном капитале долю государства, налоговыми органами было документально проверено 4843 акционерных общества. По результатам проведенных проверок доначислено в бюджет 23,3 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет 13,5 млрд. рублей, предъявлены финансовые санкции в сумме 5,5 млрд. рублей.
При этом наиболее значительные суммы доначислены в следующих регионах: Республика Башкортостан - 2,5 млрд. рублей, Республика Саха - 1,8 млрд. рублей, Краснодарский край - 1,1 млрд. рублей, Камчатская область - 4,7 млрд. рублей, Пермская область - 1,4 млрд. рублей, Тульская область - 1,3 млрд. рублей, Ярославская область - 2,1 млрд. рублей, г. Москва - 1,5 млрд. рублей. Наибольшие суммы финансовых санкций были начислены в Республике Башкортостан - 1,0 млрд. рублей, Челябинской области - 1,1 млрд. рублей, г. Москве - 0,9 млрд. рублей.
Как и в период предыдущей проверки акционерных обществ по вопросу уплаты в соответствующий бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, налоговыми органами выявлены следующие характерные нарушения:
- собрания акционеров по итогам деятельности за отчетный период проводятся позже установленных сроков (госналогинспекции по Кабардино-Балкарской Республике, Краснодарскому краю, Кировской, Мурманской, Новосибирской, Челябинской областям и г. Санкт - Петербургу);
- учредительные документы акционерных обществ, имеющих в своем уставном капитале долю государства, не всегда соответствуют требованиям законодательства, например: в реестр акционеров не включен держатель государственной доли акций, устав акционерного общества не содержит сведений о типе акций, принадлежащих государству, о размере дивидендов по привилегированным акциям и порядке их определения (госналогинспекции по Республике Башкортостан, Магаданской и Новосибирской областям);
- дивиденды по акциям, принадлежащим государству, перечисляются в соответствующий бюджет несвоевременно;
- при наличии чистой прибыли акционерные общества не начисляют дивиденды по привилегированным акциям типа "Б" либо расчет размера этих дивидендов делается неправильно;
- в нарушение письма Минфина России и Госналогслужбы России от 25.08.94 N 113/ВЗ-4-15/98н "О налоге на дивиденды по акциям, принадлежащим государству" отдельными акционерными обществами удерживается 15-процентный налог с дивидендов по акциям, принадлежащим государству (госналогинспекции по Республике Алтай, Хабаровскому краю, Брянской, Кемеровской, Новосибирской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской областям и другие);
- отдельные акционерные общества используют дивиденды по акциям, принадлежащим государству, на финансирование содержания объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения с нарушением порядка, установленного письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 31.08.94 N 119/ВП-4-15/102н (госналогинспекции по Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Хабаровскому краю, Архангельской и Свердловской областям);
- в нарушение письма Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.93 N 143/ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления дивидендов и арендной платы" имеют место факты перечисления дивидендов по акциям, принадлежащим государству, не в соответствующий бюджет, а на счет фонда имущества (комитета по управлению имуществом); кроме того, указанные держатели акций, принадлежащих государству, практически не осуществляют контроль за их поступлением в соответствующий бюджет (госналогинспекции по Республике Саха, Костромской области).
Учитывая изложенное, налоговым органам на местах необходимо в первую очередь усилить контроль за полным и своевременным перечислением в бюджет акционерными обществами дивидендов по акциям, принадлежащим государству, а также наладить взаимодействие с фондами имущества (комитетами по управлению имуществом) по контролю за поступлением в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, в части получения сведений от фондов и комитетов об акционерных обществах, имеющих в своем уставном капитале долю государства, а также привлечения их как держателей акций, находящихся в государственной собственности, к взысканию в бюджет не уплаченных по этим акциям дивидендов, в том числе в судебном порядке. Кроме того, с целью недопущения перечисленных нарушений акционерными обществами порядка уплаты в бюджет дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, целесообразно дополнительно проработать с этими плательщиками упомянутые письма Минфина России и Госналогслужбы России.
Представленные предложения и замечания налоговых органов по совершенствованию законодательства в части уплаты в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, рассмотрены и будут в установленном порядке использованы при разработке законодательных актов и нормативных документов по вопросам контроля за поступлением в бюджет этого вида платежа.
Заместитель Руководителя
Федеральной налоговой
службы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ