АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
ПИСЬМО
от 26 декабря 2006 г. N А-02/5-681
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ
ОТ 14.09.2006 N 28-И
Обращение Ассоциации российских банков обусловлено проблемами, возникающими у кредитных организаций - членов АРБ при практическом применении Инструкции Банка России от 14.09.06 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция N 28-И).
В связи с необходимостью единообразного толкования норм Инструкции N 28-И просим ответить на вопросы, прилагаемые к настоящему письму.
Кроме вопросов о порядке применения норм Инструкции N 28-И у кредитных организаций возникает и ряд проблем, требующих пересмотра отдельных ее положений.
Полагаем, что предлагаемые изменения позволят банкам сохранить применяемые в течение длительного времени технологии потребительского кредитования, обеспечить исполнение требований действующих нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также осуществлять свою деятельность, связанную с оказанием банковских услуг по открытию счетов, в рамках действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит дать разъяснения по прилагаемым вопросам, а также рассмотреть вопрос о внесении в Инструкцию N 28-И предлагаемых изменений.
Ассоциация российских банков выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве по вопросам совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность.
Президент Ассоциации
Г.А.ТОСУНЯН
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ
ОТ 14.09.06 N 28-И "ОБ ОТКРЫТИИ И ЗАКРЫТИИ БАНКОВСКИХ
СЧЕТОВ, СЧЕТОВ ПО ВКЛАДАМ (ДЕПОЗИТАМ)", А ТАКЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗАННУЮ ИНСТРУКЦИЮ
I. В связи с необходимостью единообразного толкования норм Инструкции Банка России от 14.09.06 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция N 28-И) просим ответить на следующие вопросы.
1. В пунктах 4.1 - 4.4 Инструкции N 28-И содержится перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета юридическому лицу. Одним из документов, включенных в указанный перечень, является лицензия (разрешение), выданная юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию. Такая лицензия должна быть представлена банку, если она имеет непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида.
Как известно, любое юридическое лицо в начале своей деятельности проходит процедуру регистрации и открывает расчетный счет, а затем получает необходимые лицензии. Например, строительной организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества открытого типа, должен быть открыт накопительный счет, а затем - расчетный счет. Такие счета открываются юридическому лицу задолго до получения им лицензии на осуществление строительной деятельности. С момента государственной регистрации такого юридического лица может пройти длительный период времени (до одного года), пока оно получит лицензию. В течение этого срока организация вправе заниматься любой другой нелицензируемой деятельностью, для выполнения которой необходимо наличие расчетного счета.
Таким образом, вышеуказанное требование Банка России становится либо невыполнимым, либо нарушающим сложившиеся традиции и правила хозяйственной деятельности в Российской Федерации.
В этой связи возникает вопрос, какие лицензии должны рассматриваться и запрашиваться банком как имеющие непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор на открытие расчетного счета?
2. В соответствии с абзацем 4 пункта 8.5 Инструкции N 28-И в случае прекращения договора банковского счета при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений распоряжением денежными средствами на банковском счете и наличии денежных средств на счете исключение соответствующего счета из Книги регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств со счета.
Указанная норма вызвала следующие вопросы, связанные с ее применением:
2.1. Каковы правовые основания нахождения денежных средств на лицевом счете, если их владелец клиентом банка уже не является?
В соответствии с императивной нормой пункта 3 статьи 859 ГК РФ банк обязан выдать клиенту остаток денежных средств на счете либо перечислить его на указанный клиентом счет не позднее семи дней после получения письменного заявления клиента о расторжении договора банковского счета. При применении абзаца 4 пункта 8.5 Инструкции N 28-И могут возникнуть ситуации, когда ограничения распоряжения счетом не будут отменены в семидневный срок. В этой связи банк не сможет перечислить остаток денежных средств в установленный срок после расторжения договора банковского счета, что приведет к нарушению банком требований ГК РФ и, как следствие может повлечь применение к нему мер гражданско-правовой ответственности.
2.2. Какие расходные операции осуществляются по такому счету, на основании каких документов, по чьему распоряжению могут списываться денежные средства со счета бывшего клиента банка и что должно указываться в поле расчетного документа "Плательщик"?
Согласно пункту 8.2 Инструкции N 28-И после прекращения договора банковского счета приходные и расходные операции по счету клиента не осуществляются, за исключением операций, предусмотренных пунктом 8.3 Инструкции N 28-И. Означает ли это, что по сохраненному в Книге регистрации лицевому счету банк вправе не производить никаких платежей? Например, вправе ли банк отказать в проведении таких расходных операций, как платежи по уплате, взысканию налогов и сборов, а также платежи, имеющие в соответствии с законодательством преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и арестом, если к такому счету применена мера по приостановлению операций или по аресту остатка денежных средств? Полагаем, что при таком толковании арест денежных средств на счете и приостановление операций по счету налогоплательщика теряют свою обеспечительную роль и к банку могут быть предъявлены претензии, связанные с отказом в проведении указанных платежей.
2.3. Что должен делать банк с поступающими к такому счету исполнительными документами об аресте и списании денежных средств, инкассовыми поручениями, решениями о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, учитывая, что согласно статье 86 НК РФ в налоговых органах указанный счет числится как открытый. В случае если банк обязан возвращать взыскателям (судебным приставам-исполнителям) такие документы, что следует указывать в качестве основания для их возврата во избежание применения к банку мер ответственности со стороны соответствующих органов?
2.4. На основании какого расчетного документа банк обязан перечислить бывшему клиенту остаток денежных средств на счете?
По общим правилам, установленным в банках, клиент одновременно с заявлением о расторжении договора банковского счета представляет в банк платежное поручение на перечисление остатка денежных средств. Однако в рассматриваемом в абзаце 4 пункта 8.5 Инструкции N 28-И случае одновременное представление такого поручения вместе с заявлением о расторжении договора банковского счета невозможно, поскольку клиенту будет неизвестна сумма остатка на момент снятия всех ограничений на распоряжение счетом. В случае применения в указанной ситуации порядка, установленного пунктом 8.3 Инструкции N 28-И, о перечислении остатка платежным поручением банка, неясно, каким образом клиент укажет в заявлении сумму остатка и не приведет ли это к нарушению порядка расчетов платежными поручениями, установленного главой 3 Положения Банка России от 03.10.02 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение N 2-П).
2.5. Когда должны быть возвращены плательщику и взыскателям расчетные документы, помещенные в картотеку документов, не оплаченных в срок? Если эти документы должны быть возвращены взыскателям после расторжения договора банковского счета, но до фактического закрытия счета, то какая формулировка должна быть применена, учитывая, что в соответствии с требованиями пунктов 2.20 и 2.21 Положения N 2-П возврат документов из картотеки N 2 может осуществляться только после закрытия счета?
2.6. Не приведет ли применение абзаца четвертого пункта 8.5 Инструкции N 28-И к нарушению пункта 4 статьи 859 ГК РФ, согласно которому расторжение договора банковского счета является основанием для закрытия счета клиента?
3. В Инструкции N 28-И не предусмотрено открытие субрасчетных счетов обособленным подразделениям юридических лиц. Однако такие счета ранее открывались на основании Инструкции Госбанка СССР от 30.10.86 N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР". В настоящее время многие юридические лица не желают добровольно закрывать такие счета, так как они удобны для сбора выручки и ее перевода на основной счет.
В этой связи возникает вопрос, может ли банк предложить клиенту аналогичную услугу с использованием обычного расчетного счета? Речь идет о перечислении банком на расчетный счет, указанный клиентом, денежных средств, поступивших на конец операционного дня на несколько других обычных расчетных счетов клиента, без его платежного поручения. Какой договор можно использовать при предоставлении данной услуги (дополнительное соглашение к договору банковского счета, договор поручения, комиссии) и каким платежным документом банк может осуществить данную операцию? Подлежат ли закрытию действующие субрасчетные счета, и каковы действия банка в случае отказа клиентов добровольно закрыть счет?
II. Кроме вопросов о порядке применения норм Инструкции N 28-И у кредитных организаций возникает и ряд проблем, требующих пересмотра отдельных ее положений.
1. Ряд норм Инструкции N 28-И ограничивает возможности банков по реализации программы потребительского кредитования. Так, например, в соответствии с пунктом 1.4 Инструкции N 28-И действия по осуществлению идентификации и непосредственному взаимодействию с клиентами (прием документов, проверка надлежащего оформления документов и полноты представленных сведений, а также выполнение других необходимых функций) вправе осуществлять только должностные лица банка, перечисленные в закрытом перечне, утвержденном руководителем банка. В соответствии с пунктом 1.11 Инструкции N 28-И изготовление и удостоверение копий документов, представленных клиентом (его представителем) для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту), разрешено только должностным лицам банка и только в помещении банка.
Исполнение указанных требований Инструкции N 28-И приводит к невозможности предоставления банками договоров потребительского кредита в торговых организациях и, как следствие, создает предпосылки для снижения доступности потребительских кредитов для значительной части населения. В результате наличие указанной нормы не только не позволит сохранить достигнутый уровень предоставления кредитными организациями розничных услуг, но и приведет к сужению рынка потребительского кредитования.
Учитывая изложенное, полагаем необходимым внести в Инструкцию N 28-И следующие изменения:
а) по тексту Инструкции N 28-И термин "должностные лица банка" заменить на словосочетание "уполномоченные банком лица";
б) четвертый абзац пункта 1.11 Инструкции N 28-И изложить в следующей редакции:
"Уполномоченное банком лицо может изготовить и заверить копии с документов, представленных клиентом (его представителем) для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту). При этом уполномоченное лицо банка учиняет на изготовленной копии документа надпись "копия верна" и проставляет свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности, а также оттиск печати или штампа банка, установленного для этих целей распорядительным актом банка".
2. В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции N 28-И на банки возложена обязанность по проверке дееспособности клиента. Полагаем, что банки не могут выполнить это требование, учитывая, что в соответствии со статей 29 ГК РФ и главой 31 ГПК РФ признание гражданина недееспособным или ограничение его дееспособности может осуществляться только судом. В этой связи полагаем необходимым рассмотреть вопрос о внесении изменений в пункт 1.5 Инструкции N 28-И, изложив его в следующей редакции:
"1.5. Уполномоченные банком лица проводят в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, идентификацию клиента".
Полагаем, что предлагаемые изменения позволят банкам сохранить применяемые в течение длительного времени технологии потребительского кредитования, обеспечить исполнение требований действующих нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также осуществлять свою деятельность, связанную с оказанием банковских услуг по открытию счетов, в рамках действующего законодательства.
Начальник
Правового департамента АРБ
Л.А.МИТЯШОВА