ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2020 г. N АКПИ19-1028
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны",
установил:
на учредительной конференции 18 мая 1991 г. создан Российский фонд инвалидов войны в Афганистане (далее - Фонд), зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 11 июля 1991 г.
Решением внеочередной Конференции от 29 июня 1998 г. Фонд реорганизован путем преобразования в Общероссийскую общественную организацию инвалидов войны в Афганистане (далее - Организация, ООО ИВА), зарегистрированную Минюстом России 14 октября 1998 г.
Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 21 ноября 2002 г., ОГРН 1027739587468.
Решением VI отчетно-выборной Конференции от 23 мая 2009 г. внесены изменения в Устав Организации (далее - Устав), в том числе в связи со сменой наименования на Общероссийскую общественную организацию инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны". Устав в редакции от 23 мая 2009 г. является ныне действующим.
Лицом, действующим от имени Организации без доверенности, согласно Уставу и сведениям, внесенным 1 июля 2014 г. в ЕГРЮЛ, является председатель Организации Чепурной Андрей Геннадьевич, избранный на VII отчетно-выборной конференции Организации 13 мая 2014 г. сроком на 5 лет.
29 марта 2019 г. на 10-й очередной Конференции Организации принято решение о прекращении полномочий Чепурного А.Г., об избрании нового председателя Организации Белялова В.Я.
Согласно уведомлениям от 23 апреля 2019 г. N 11-52919/19, от 26 июля 2019 г. N 11-95273/19, от 7 ноября 2019 г. N 11-140182/19 Минюстом России отказано в государственной регистрации изменений сведений о лице, действующем без доверенности от имени Организации, в связи с проведением указанной Конференции с нарушениями действующего законодательства.
Решением Ленинского районного суда г. Томска от 18 декабря 2019 г. признано незаконным решение Минюста России, выраженное в уведомлении от 26 июля 2019 г. N 11-95273/19, об отказе в государственной регистрации изменений сведений об Организации, содержащихся в ЕГРЮЛ.
На день рассмотрения данного административного дела названное решение суда первой инстанции не вступило в законную силу и обжаловано Минюстом России в апелляционном порядке.
Минюст России обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации на основании части первой статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) в связи с неустранением в срок, установленный Минюстом России, нарушений законодательства Российской Федерации и положений, предусмотренных Уставом, послуживших основанием для приостановления ее деятельности, и просит обязанности по осуществлению ликвидации ООО ИВА возложить на Центральное правление Организации и установить срок для завершения процедуры ликвидации и направления в Минюст России документов для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ - шесть месяцев.
В судебном заседании представитель Минюста России Харламова А.М. просила удовлетворить заявленное требование.
Административный ответчик в письменных возражениях на административный иск указал, что требование Минюста России необоснованно и незаконно, поскольку допущенные Организацией нарушения не являются грубыми и неустранимыми и не могут повлечь такой меры правовой ответственности, как ее ликвидация, которая не соразмерна характеру и степени допущенных нарушений.
В судебном заседании представители Организации Чепурной А.Г., а также уполномоченные решением Центрального правления ООО ИВА от 19 февраля 2020 г. в соответствии с пунктом 6.6 Устава Белялов В.Я., Ивлеев С.Ф., Сайфуллин В.Г., Сарапкин А.В. и Филиппова Г.Н. просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации (статья 30). Создание и деятельность общественных объединений является одной из форм реализации данного права. Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом N 82-ФЗ.
Общественная организация - одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статьи 7 Федерального закона N 82-ФЗ). Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено данным федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (статья 8 Федерального закона N 82-ФЗ).
Частью первой статьи 44 указанного закона установлены основания ликвидации общественного объединения по решению суда: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Названный федеральный закон возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям, при осуществлении которого он вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций (часть первая статьи 38).
Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является Минюст России.
Как следует из материалов дела, в соответствии распоряжением Минюста России от 14 сентября 2017 г. N 1190-р в период с 16 октября по 13 ноября 2017 г. проведена плановая документарная проверка деятельности Организации, в ходе которой Минюстом России были изучены документы, содержащиеся в учетном деле Организации, а также представленные ею документы, и по результатам - составлен акт проверки от 13 ноября 2017 г. (далее - Акт проверки), полученный 14 ноября 2017 г. председателем Организации Чепурным А.Г.
Проверкой были выявлены нарушения Организацией действующего законодательства Российской Федерации и положений Устава и установлено осуществление Организацией, помимо деятельности, направленной на достижение уставных целей, также деятельности, не предусмотренной Уставом, обнаружено нецелевое расходование средств Организации.
Согласно статье 42 Федерального закона N 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.
В связи с выявленными нарушениями Организацией законодательства Российской Федерации и действиями, противоречащими уставным целям, в адрес Центрального правления Организации в порядке, установленном частью первой статьи 42 Федерального закона N 82-ФЗ, Минюстом России 23 ноября 2017 г. вынесено представление N 11/146119-ОП (далее - Представление), которое было обжаловано ООО ИВА в суд. Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 июля 2018 г., по административному делу N 2а-0064/2018 Организации отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене Представления.
В целях устранения нарушений, указанных в Представлении, Организация представляла в Минюст России документы. Однако полностью нарушения не устранила, в связи с чем в соответствии с частью второй статьи 42 Федерального закона N 82-ФЗ Минюст России распоряжением от 25 февраля 2019 г. N 207-р приостановил деятельность Организации сроком на шесть месяцев (далее - Распоряжение о приостановлении).
Распоряжение о приостановлении обжаловано в судебном порядке. Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 10 июля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 ноября 2019 г., по административному делу N 02а-179/2019 в удовлетворении требований Организации о признании незаконным и отмене Распоряжения о приостановлении отказано.
На дату обращения в суд с данным административным исковым заявлением Организацией не устранены следующие нарушения:
1. В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится принятие решений об образовании органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий.
Высшим руководящим органом Организации является Конференция (пункт 6.3 Устава). В период между конференциями деятельностью Организации руководит постоянно действующий коллегиальный орган - Центральное правление (пункт 6.6 Устава). Определение численного состава Центрального правления и его избрание сроком на 5 лет пунктом 6.5 Устава отнесено к исключительной компетенции Конференции.
Из протокола собрания Центрального правления от 9 января 2015 г. N 3 следует, что в нарушение приведенных положений закона и Устава в состав Центрального правления введены в порядке ротации с последующим утверждением на Конференции Королев С.С. и Ефременко Р.Ю. Кроме того, в протоколах собраний Центрального правления от 20 мая 2015 г. N 4 и от 9 ноября 2015 г. N 5 Ефременко Р.Ю. и Королев С.С. указаны в качестве присутствующих членов Центрального правления, голосующих по повестке дня.
2. Согласно протоколу собрания Центрального правления от 9 января 2015 г. N 3 член Центрального правления Морозов С.К. на заседании отсутствовал и передал право голоса Чепурному А.Е., что является нарушением Организацией пункта 3 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу которого членство в общественной организации неотчуждаемо и осуществление прав члена общественной организации не может быть передано другому лицу.
3. Федеральным законом N 82-ФЗ определено, что под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства (часть вторая статьи 14). Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного федерального закона (часть первая статьи 26). Согласно представленным на проверку протоколам собраний Центрального правления в нарушение указанных требований закона на его заседаниях принимались решения о выводе структурных подразделений (региональных отделений и организаций) из состава Организации.
По мнению административного ответчика, утверждение Минюста России о невозможности выведения из состава Организации структурных подразделений является ошибочным и опровергается вступившими в законную силу решениями судов, которыми установлена правомерность исключения из состава Организации региональных организаций, - определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2019 г., определением Арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2019 г., решением Вологодского областного суда от 25 декабря 2018 г., решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 августа 2016 г. Как указал административный ответчик, решения об исключении принимались в соответствии с пунктом 8.6. Устава, предусматривающим, что за несоблюдение норм Устава, невыполнение требований руководящих органов Организации, нарушение финансовой дисциплины региональная организация (отделение) по решению Президиума Центрального правления может быть исключена из состава Организации. Принятые решения о выводе (исключении) этих организаций из ООО ИВА впоследствии были утверждены на внеочередных конференциях.
Данная позиция административного ответчика вступившим в законную силу решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 10 июля 2019 г. уже признана несостоятельной, основанной на неправильном толковании норм материального права, а упомянутый пункт 8.6 Устава - противоречащим закону, поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает исключение либо вывод структурных подразделений из состава общественного объединения.
В своем решении Дорогомиловский районный суд г. Москвы сослался на вступившее в законную силу решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы по делу N 2-482/2015, в котором положения пункта 8.6 Устава были предметом рассмотрения и признаны не соответствующими федеральному законодательству.
Ссылки административного ответчика на указанные им решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции также несостоятельны, поскольку в обоснование своих возражений им представлены иные судебные постановления, имеющие другие даты и вынесенные другими судами, которыми признаны недействительными многочисленные решения конференций Организации по мотивам несоблюдения процедуры их созыва.
4. В нарушение требований части второй статьи 14 и части первой статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, а также пункта 8.2 Устава о том, что структурными подразделения Организации являются региональные общественные организации (отделения), которые создаются Организацией и действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в список региональных организаций, входящих в структуру ООО ИВА (далее - Список), представленный Организацией на проверку, не включены сведения о шести структурных подразделениях Организации. В Списке в качестве структурных подразделений Организации указано пять самостоятельных юридических лиц, не являющихся структурными подразделениями Организации. На территории девяти субъектов Российской Федерации Организацией создано по две региональные организации.
В результате текущего контроля установлено, что Организацией нарушался порядок создания региональных организаций (отделений), предусмотренный пунктом 8.2 Устава Организации, в состав Организации в качестве структурных подразделений принимались самостоятельные юридические лица, руководящими и исполнительными органами Организации неправомерно принимались решения об исключении региональных организаций (отделений) из состава ООО ИВА, создавалось более одной региональной организации (отделения) на территории одного субъекта Российской Федерации.
5. В ходе проверки выявлено несоответствие норм Устава действующему законодательству, а также внутренние противоречия его положений, которые до настоящего времени административным ответчиком не устранены.
В пункте 1.1 Устава указано, что Организация является благотворительным общественным объединением общественных организаций - юридических лиц и граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности (пункт 1 статьи 4 Федерального закона N 7-ФЗ, статья 28 Федерального закона N 82-ФЗ).
В нарушение указанных законоположений в наименовании Организации отсутствует указание на ее характер деятельности - "благотворительная".
Кроме того, Устав Организации, которая является благотворительной, не содержит специальных положений, предусмотренных Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
Частью второй статьи 32 Федерального закона N 82-ФЗ закреплено, что в общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом, структурные подразделения (отделения) имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.
Согласно пункту 1.6 Устава Организация не отвечает по обязательствам своих региональных организаций (отделений).
При этом согласно пунктам 9.3 и 9.4 Устава региональные организации (отделения), действующие на основании Устава Организации, обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними Организацией. Собственником всего имущества, принадлежащего Организации, является Организация в целом.
Положение пункта 1.7 Устава о государственной регистрации символики Организации не соответствует статьям 20 и 24 Федерального закона N 82-ФЗ и пункту 5 статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ, на основании которых государственная регистрация символики некоммерческих организаций не осуществляется, а описание символики должно содержаться в Уставе. Указанным законодательным нормам противоречит пункт 6.6 Устава в части отнесения вопроса об утверждении символики Организации к компетенции Центрального правления Организации, а не к компетенции Конференции.
В нарушение пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ, в силу которого устав общественного объединения должен предусматривать условия и порядок приобретения и утраты членства в нем, в Уставе отсутствует указание на условия и порядок приобретения и утраты членства в Организации общественных объединений - юридических лиц.
Пункты 5.10 и 5.11 Устава допускают включение в состав Организации сторонников, что не соответствует части первой статьи 8 Федерального закона N 82-ФЗ, определяющей общественную организацию как основанное на членстве общественное объединение.
В нарушение пункта 3 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ Уставом к компетенции Конференции не отнесены вопросы определения приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества, определения порядка приема в состав членов Организации и исключения из состава ее членов (пункт 6.5 Устава).
Президиум Центрального правления является коллегиальным исполнительным органом Организации. Положение пункта 6.6 Устава о том, что избрание и досрочное прекращение полномочий Президиума Центрального правления отнесены к компетенции Центрального правления Организации - постоянно действующего руководящего органа (пункт 6.6 Устава), противоречит пункту 3 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ.
Пункт 6.6 Устава в части включения членов Организации в качестве кандидатур для назначения (избрания) на должности в структуре судебной власти не соответствует порядку назначения на должность судьи, установленному Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".
В силу пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий. Пункты 6.9, 8.14 Устава предусматривают должность заместителя председателя Организаций, заместителя председателя региональной организации (отделения) Организации. Однако порядка их избрания, срока полномочий и компетенций Устав не содержит.
В силу положений пункта 6.7 Устава Президиум Центрального правления Организации является исполнительным органом Организации, вместе с тем пунктом 6.1 Устава указанный орган Организации отнесен к числу руководящих.
Содержание пункта 7.1 Устава о сроках полномочий Центральной ревизионной комиссии не соответствует содержанию пункта 6.5 Устава.
Является не соответствующим действующему законодательству пункт 8.6 Устава об исключении региональной организации (отделения) из состава Организации по решению Центрального правления Организации.
В нарушение пункта 3 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ Уставом к компетенции Конференции (общего собрания) региональной организации (отделения) Организации не отнесены вопросы досрочного прекращения полномочий постоянно действующего коллегиального руководящего органа региональной организации (отделения), ревизионной комиссии (ревизора), определение приоритетных направлений деятельности, принципов образования и использования имущества региональной организации (отделения).
К исключительной компетенции Конференции (общего собрания) региональной организации (отделения) отнесено принятие решений о реорганизации, ликвидации региональной организации (отделения) (пункт 8.8 Устава). Однако структурное подразделение Организации не вправе принимать самостоятельно такое решение без соответствующего решения Организации (пункт 8.2 Устава). При этом орган Организации, правомочный принимать такие решения, Уставом не определен, что противоречит пункту 4 части первой статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ.
Уставом Организации в нарушение пункта 4 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ не определено понятие "квалифицированное большинство голосов", необходимое для принятия решений по вопросам исключительной компетенции конференции (общего собрания) региональной организации, при этом пункт 8.9 Устава предусматривает принятие решений по всем вопросам простым большинством голосов.
Устав Организации не содержит положений о единоличном исполнительном органе региональной организации (отделения) Организации, являющейся в силу пункта 8.3 Устава юридическим лицом, что не соответствует части пятой статьи 8 Федерального закона N 82-ФЗ.
Исходя из пункта 8.2 Устава структурными подразделениями Организации являются региональные общественные организации (отделения), которые создаются Организацией и действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Одновременно пунктом 8.17 Устава Организации предусмотрено создание региональными организациями местных (городских, районных, поселковых) организаций, действующих на территории органа местного самоуправления, При этом местные организации не являются структурными подразделениями Организации, что является нарушением положений статьи 14 Федерального закона N 82-ФЗ.
В ходе проверки Минюстом России были установлены и другие нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные ООО ИВА.
Так, Центральная ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом, избираемым Конференцией Организации (пункт 7.1 Устава).
Согласно выписке из протокола VII отчетно-выборной Конференции от 13 мая 2014 г., содержащейся в материалах учетного дела Организации, Центральная ревизионная комиссия избрана в составе 7 членов: Шишова В.П., Литвинова И.Б., Дубика Н.Н., Кострова А.Н., Крылова В.Б., Ткаченко С.Н., Фаталиева И.А.
На Конференции 20 мая 2016 г. из членов Центральной ревизионной комиссии исключены Литвинов И.Б., Костров А.Н., избраны Мардеев Р.А., Озеров О.Н.
В протоколе заседания Центральной ревизионной комиссии от 31 октября 2015 г. в качестве члена Центральной ревизионной комиссии указан, Мардеев Р.А., который на тот момент ее членом не являлся.
В актах проверок шести региональных отделений и акте комплексной проверки деятельности Центрального правления указано, что проверку проводила комиссия в составе 3 - 4 членов, в том числе граждан Сайфуллина В.Г., Вилковой В.Г., Морозовой И.В., Кундиной Т.Г., Панина Е.Н., Денисовой И.В., которые не являлись членами Центральной ревизионной комиссии.
Центральная ревизионная комиссия осуществляет контроль за надлежащим исполнением руководящими органами и структурными подразделениями Организации уставных положений и принимаемых решений, а также за их финансовой и производственно-хозяйственной деятельностью (пункт 7.5 Устава). Решения названной комиссии принимаются простым большинством голосов при наличии кворума, который составляет более половины членов комиссии (пункт 7.9 Устава).
Вместе с тем в состав комиссий, проводивших проверки, входило менее половины членов Центральной ревизионной комиссии, а также лица, не являющиеся ее членами.
Положение о Центральной ревизионной комиссии, утвержденное Конференцией 13 мая 2014 г., в части отнесения проведения проверок к компетенции рабочей группы, а также участия лиц, не являющихся членами Центральной ревизионной комиссии, в проведении проверок противоречит Уставу. Кроме того, при проведении комплексной проверки деятельности Центрального правления в состав комиссии входил член Центрального правления Сайфуллин В.Г.
При анализе документов, представленных Организацией в целях устранения замечаний, указанных в Представлении, Минюстом России вновь выявлены нарушения законодательства.
В частности, на заседании Центрального правления 1 ноября 2016 г. принято решение о выводе из состава Центрального правления Ефременко Р.Ю. и вводе Жданова Г.И. в порядке ротации (протокол N 8), что противоречит требованиям пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ и пункту 3 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ, а также пункту 5.6 Устава.
Из представленных протоколов заседаний Центрального правления и Президиума Центрального правления Организации за период с 15 марта 2016 г. по 26 августа 2017 г. усматривается, что Центральное правление Организации избрано на VII отчетно-выборной Конференции 13 мая 2014 г. в количестве 19 человек, на заседании Центрального правления 29 марта 2016 г. присутствовали лица, не избранные на Конференции в качестве членов Центрального правления: Джаджиев В.В., Королев С.С., Сорокин А.А., Прийменко Н.В. (протокол N 6); на заседании Центрального правления 20 мая 2016 г. присутствовали лица, не избранные на Конференции в качестве членов Центрального правления: Ефременко Р.Ю., Джаджиев В.В., Королев С.С., Сорокин А.А., Прийменко Н.В. (протокол N 7); на заседании Центрального правления 1 ноября 2016 г. присутствовали лица, не избранные на Конференции в качестве членов Центрального правления: Джаджиев В.В., Королев С.С., Сорокин А.А., Прийменко Н.В. (протокол N 8); на заседании Центрального правления 12 января 2017 г. присутствовали лица, не избранные на Конференции в качестве членов Центрального правления: Жданов Г.Ю., Джаджиев В.В., Королев С.С. (протокол N 9); на заседании Центрального правления 14 февраля 2017 г. присутствовали лица, не избранные на Конференции в качестве членов Центрального правления: Жданов Г.Ю., Джаджиев В.В., Королев С.С., Прийменко Н.В. (протокол N 10).
Кроме того, на заседаниях Центрального правления 12 января и 14 февраля 2017 г. присутствовало менее половины членов Центрального правления, избранных на Конференции, тогда как в соответствии с пунктом 6.6 Устава Организации решения Центрального правления считаются правомочными, если за них проголосовало простое большинство при наличии на собрании более половины членов Центрального правления.
Согласно протоколам Президиума Центрального правления от 26 июля 2017 г. N 4, от 10 августа 2017 г. N 5, от 21 августа 2017 г. N 7, от 26 августа 2017 г. N 8 на заседаниях присутствовал в качестве члена Президиума Центрального правления Маняченко В.Ю. Президиум Центрального правления избирается Центральным правлением из числа его членов (пункты 6.6 и 6.7 Устава). Центральное правление Организации избрано на VII отчетно-выборной Конференции 13 мая 2014 г., в состав которого Маняченко В.Ю. не входил. В содержащейся в учетном деле выписке из протокола первого этапа IX отчетно-выборной Конференции Организации от 18 мая 2017 г. не содержится сведений об избрании Маняченко В.Ю. членом Центрального правления.
Из представленной Организацией выписки из протокола очной VIII внеочередной Конференции от 20 мая 2016 г. следует, что на Конференции утверждены решения Центрального правления Организации от 9 января и 9 ноября 2015 г. о ротации в составе Центрального правления. Между тем исключительной компетенцией по досрочному прекращению полномочий членов Центрального правления Организации пунктом 6.5 Устава наделена Конференция.
Центральным правлением приняты решения о ротации в составе Центрального правления по вопросу, не относящемуся к его компетенции, решений о прекращении полномочий Центрального правления, избранного на Конференции 13 мая 2014 г., и об избрании нового состава Центрального правления на Конференции 20 мая 2016 г. не принималось.
Приведенные нарушения в судебном заседании административным ответчиком не оспаривались, подтверждаются копиями и выписками названных протоколов конференций и Центрального правления Организации и свидетельствуют о неоднократности и их систематичности.
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" вступившее в законную силу решение суда, которым признано обоснованным представление об устранении нарушений закона либо решение уполномоченного органа о приостановлении деятельности, имеют преюдициальное значение для суда, рассматривающего административное дело о ликвидации объединения граждан. Установленные такими судебными решениями обстоятельства не нуждаются в доказывании (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Представление и Распоряжение о приостановлении обжалованы в судебном порядке. Вступившими в законную силу решениями суда признана их обоснованность и установлены нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Организацией, которые до настоящего времени не устранены.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона N 82-ФЗ неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации (Минюстом России), нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для его ликвидации.
Поскольку до настоящего времени Организацией не устранены нарушения законодательства Российской Федерации и своего устава, указанные в пунктах 1 - 6 данного решения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, имеются правовые основания для ее ликвидации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 ГК РФ орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Общероссийскую общественную организацию инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны".
Обязанности по осуществлению ликвидации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" возложить на Центральное правление Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны".
Установить срок для завершения процедуры ликвидации и направления в Министерство юстиции Российской Федерации документов для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц - шесть месяцев.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА