ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 января 2020 г. N АКПИ19-931
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Табале Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о приостановлении деятельности Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива",
установил:
Всероссийская политическая партия "Гражданская инициатива" (далее - Партия) создана на учредительном съезде 2 марта 2013 г. Решение о государственной регистрации Партии принято Министерством юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 24 апреля 2013 г., учетный номер 0012060111.
Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) 7 мая 2013 г. за основным государственным регистрационным номером 1137799009391.
Устав Партии (далее - Устав) действует в редакции, утвержденной решением учредительного съезда Партии от 2 марта 2013 г.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель Партии Нечаев Андрей Алексеевич.
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности Партии на срок три месяца по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", ссылаясь на то, что при осуществлении текущего контроля соблюдения Партией действующего законодательства были выявлены нарушения. Несмотря на два предупреждения, вынесенные в адрес административного ответчика, до настоящего времени Партией в полном объеме не устранены допущенные нарушения, указанные в предупреждениях от 21 декабря 2018 г. и 24 июля 2019 г.
В судебном заседании представители Минюста России Анохина Е.С. и Харламова А.М. поддержали заявленные требования.
Представители Партии Нечаев А.А. и Гусев И.Л. в судебном заседании не признали административный иск, пояснили, что выявленные нарушения Партией были устранены путем представления в Минюст России соответствующих документов. Устав Партии переработан, однако Минюстом России без достаточных оснований отказано в его регистрации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации (статья 30).
Создание и деятельность политических партий являются формами реализации данного права.
Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию политической партии, урегулированы Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях").
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что в случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, данного закона и иных федеральных законов федеральный уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального уполномоченного органа.
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях".
В ходе текущего контроля, осуществляемого Минюстом России в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "О политических партиях", в деятельности Партии были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.
Так, на основании распоряжения Минюста России от 29 октября 2018 г. N 1209-р с 19 ноября по 14 декабря 2018 г. Минюстом России проведена плановая документарная проверка Партии.
По результатам проверки Минюстом России составлен акт проверки от 14 декабря 2018 г. Проверкой установлены: несоответствие деятельности Партии, ее региональных отделений Уставу Партии; нарушения в деятельности Партии действующего законодательства Российской Федерации, а также Устава Партии. Копия акта проверки получена представителем Партии по доверенности Вифлянцевым А.О. 18 декабря 2018 г. (л.д. 102).
21 декабря 2018 г. Минюстом России в адрес Партии вынесено предупреждение N 11/167495-ОП, обязывающее устранить нарушения в срок до 4 марта 2019 г. (получено представителем Партии Вифлянцевым А.О. 27 декабря 2018 г. лично). 4 марта 2019 г. Партия представила документы во исполнение предупреждения, однако по результатам рассмотрения данного обращения установлено, что нарушения устранены не в полном объеме, о чем письмом от 2 апреля 2019 г. N 11-41989/19 Минюстом России было сообщено в адрес Партии.
Повторным предупреждением от 24 июля 2019 г. N 11/93806-СБ, направленным по адресу места нахождения Партии, указанному в ЕГРЮЛ: 125009, г. Москва, Георгиевский пер., д. 1, стр. 1, Партии предлагалось в срок до 4 октября 2019 г. устранить выявленные при проверке нарушения. Однако повторное предупреждение получено Партией не было. Конверт с документом возвращен отделением АО "Почта России" в адрес Минюста России.
Адрес юридического лица (его постоянно действующего исполнительного органа) служит для осуществления связи с этим юридическим лицом и отражается в ЕГРЮЛ (подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по данному адресу (абзац второй пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных законоположений предупреждение Минюста России от 24 июля 2019 г. N 11/93806-СБ, направленное Партии по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, считается доставленным адресату.
По выявленным в отношении Партии предупреждениям истекли установленные этими актами сроки для устранения нарушений.
Предупреждения Минюста России, вынесенные в адрес Партии, в судебном порядке не обжаловались.
Выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в предупреждениях, представителями Партии в судебном заседании оспаривались, однако на дату рассмотрения дела в суде полностью не устранены.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ содержатся в том числе сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения (подпункт "в"); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт "л").
Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что политическая партия обязана информировать федеральный уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений о политической партии.
Как следует из представленных Минюстом России материалов, на III Съезде Партии, состоявшемся 23 июня 2018 г., председателем Партии избран Гудков Д.Г. Документы для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ направлялись в Минюст России 1 ноября 2018 г. и 12 февраля 2019 г.
Минюстом России приняты решения об отказе в государственной регистрации в связи с наличием нарушений законодательства в представленных документах (уведомления от 21 ноября 2018 г. и 28 февраля 2019 г.).
Решение Минюста России от 21 ноября 2018 г. об отказе в государственной регистрации в связи с внесением изменений в учредительные документы Партии и сведений о ней обжаловалось в судебном порядке. Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 января 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского городского суда от 20 мая 2019 г., оспариваемое решение было признано законным и обоснованным.
Иные отказы в государственной регистрации Партией не обжаловались.
Таким образом, Партией не представлены в Минюст России в установленный законом срок сведения о смене лица, имеющего право действовать от имени Партии без доверенности, для внесения в ЕГРЮЛ, после отказа в государственной регистрации в связи с внесением изменений в учредительные документы Партии и сведения о ней.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов (подпункт "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях").
Исходя из положений пункта 2 статьи 25 поименованного закона решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В нарушение приведенных законоположений подпунктом 37.5.1 пункта 37.5 статьи 37 Устава предусмотрена возможность выдвижения кандидатов на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации (высшего должностного лица субъекта Российской Федерации) постоянно действующим органом Партии - Политическим советом.
Пунктом 15 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов.
В нарушение данной нормы Уставом не предусмотрен орган, имеющий право внесения таких предложений для замещения вакантных депутатских мандатов на выборах всех уровней.
В Уставе в нарушение пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлен орган, правомочный принимать решения о назначении ликвидатора, об утверждении ликвидационного баланса в отношении структурных подразделений Партии, зарегистрированных в качестве юридических лиц.
Поскольку Партией в установленный в предупреждениях от 21 декабря 2018 г. и 24 июля 2019 г. срок выявленные нарушения не устранены и предупреждения Минюста России не были обжалованы в суд, деятельность Партии подлежит приостановлению.
Доводы возражений административного ответчика, сводящиеся к тому, что отмеченные нарушения большей частью являются несущественными и устранимыми, в частности нарушения, связанные с принятием решений о приеме граждан в члены Партии, не могут служить основанием, оправдывающим нарушение Партией законодательства.
При этом суд принимает во внимание, что Партией принимаются меры по устранению выявленных нарушений, в том числе в ходе судебного разбирательства путем представления соответствующих протоколов Федеральной ревизионной комиссии и информации с сайта Партии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о составе Федеральной ревизионной комиссии, и считает, что разумным сроком приостановления ее деятельности является срок три месяца.
Учитывая, что региональные и местные отделения Партии являются ее структурными подразделениями, действующими на основании Устава и обладающими в соответствии с ним правом принимать участие в выборах на территории Российской Федерации, в случае приостановления деятельности Партии деятельность ее региональных и иных структурных подразделений также приостанавливается на срок приостановления деятельности Партии.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Приостановить деятельность Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" (основной государственный регистрационный номер 1137799009391), ее региональных отделений и иных структурных подразделений на срок три месяца.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ