ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 января 2023 г. N АКПИ22-1186
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Елшиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Политической партии "Партия Малого Бизнеса России",
установил:
Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России" (далее также - Партия) создана на учредительном съезде 28 ноября 2015 г. Решение о государственной регистрации Партии принято Министерством юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 19 сентября 2016 г., учетный номер 0012060139.
Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) 28 сентября 2016 г. под основным государственным регистрационным номером 1167700067655.
Устав Политической партии "Партия Малого Бизнеса России" (далее - Устав) принят на учредительном съезде 28 ноября 2015 г. На I и II этапах внеочередного съезда Партии 17 марта 2016 г. и 1 августа 2016 г. в Устав внесены изменения и дополнения.
Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель Партии С.
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Политической партии "Партия Малого Бизнеса России", ее региональных отделений и иных структурных подразделений. В обоснование требования указало, что в установленный вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2022 г. N АКПИ22-241 срок Партией не устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности.
Административный ответчик Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России" в письменных возражениях на административный иск просила в удовлетворении требований отказать, полагая ликвидацию Партии преждевременной мерой и указав, что часть нарушений, выявленных Минюстом России при проведении плановой проверки деятельности Партии, устранена; для своевременного их устранения имелись объективные препятствия, в частности проведение съезда с целью внесения изменений в Устав является затруднительным, поскольку частичная мобилизация затронула членов Партии.
В судебном заседании представитель Минюста России Харламова А.М. поддержала административный иск.
Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России" письменно заявила ходатайство о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив доводы административного ответчика, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях) установлена обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3, пунктом 4 статьи 41 указанного федерального закона по заявлению федерального уполномоченного органа политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии.
Таким федеральным уполномоченным органом является Минюст России, который осуществляет функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, и функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (подпункты 2, 3 пункта 1, подпункты 30.7, 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2022 г. N АКПИ22-241 деятельность Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений приостановлена на срок три месяца. Судом установлено, что Партией допущены нарушения действующего законодательства, в частности статьи 27 Закона о политических партиях, выразившиеся в следующем.
Минюстом России на основании распоряжения от 17 февраля 2021 г. N 148-р с 16 марта по 12 апреля 2021 г. проведена плановая документарная проверка деятельности Партии, по результатам которой составлен акт от 12 апреля 2021 г. N 7 с указанием многочисленных выявленных нарушений административным ответчиком действующего законодательства и положений Устава. Копия акта проверки получена представителем Партии по доверенности Синяковым В.В. 14 апреля 2021 г.
21 апреля 2021 г. Минюстом России в адрес Партии вынесено предупреждение N 11/46276-ОП, обязывающее устранить нарушения в срок до 25 июня 2021 г. В Минюст России 22 июня 2021 г. поступило обращение Партии с просьбой продлить срок исполнения предупреждения, которое отклонено письмом от 29 июня 2021 г. N 11-73939/21.
7 июля 2021 г. ввиду неустранения в установленный срок нарушений Минюстом России в адрес Партии вынесено повторное предупреждение N 11/78276-ОС с указанием нарушений и срока их устранения до 22 сентября 2021 г.
21 сентября 2021 г. в Минюст России от Партии поступил ответ на повторное предупреждение, по результатам рассмотрения которого сделан вывод о частичном устранении административным ответчиком нарушений, о чем сообщено письмом от 18 октября 2021 г. N 11-122719/21.
На дату подачи административного иска о приостановлении деятельности Партией не были устранены следующие нарушения.
Согласно пункту 2 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
Подпунктом "г" пункта 1 статьи 16 Закона о политических партиях установлено, что для государственной регистрации политической партии в федеральный уполномоченный орган представляются заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда о создании политической партии, о принятии ее устава и программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования.
Решения съезда политической партии, представляемые на государственную регистрацию, отражают результаты голосования и принятые решения, которые заносятся в протокол съезда политической партии.
В нарушение указанных норм решения учредительного съезда Партии от 28 ноября 2015 г., I этапа внеочередного съезда Партии от 17 марта 2016 г. и II этапа внеочередного съезда Партии от 1 августа 2016 г., представленные на государственную регистрацию создания Партии, не соответствуют содержанию и существу принятых решений, указанных в протоколах названных съездов Партии.
Партией не соблюден порядок создания и принятия решений, предусмотренный пунктом 2 статьи 11 Закона о политических партиях, в силу которого политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
В соответствии с представленным на проверку протоколом учредительного съезда Партии от 28 ноября 2015 г. приглашенные на учредительный съезд лица приняты в члены Партии и избраны в руководящий и контрольный органы до принятия учредительным съездом всех решений, необходимых для создания политической партии и дальнейшего осуществления уставной деятельности, то есть до создания Партии в установленном законом порядке.
Исходя из положений пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа корпорации, которой в силу статей 50, 65.1 данного кодекса является политическая партия, относятся в том числе утверждение и изменение устава корпорации.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о политических партиях предусмотрено, что принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Согласно представленным на проверку протоколам: I этапа внеочередного съезда Партии от 17 марта 2016 г. на съезде сформирована редакционная комиссия по внесению изменений в проект Устава и принято решение принять поправки редакционной комиссии в Устав; II этапа внеочередного съезда Партии от 1 августа 2016 г. в повестке дня значился вопрос "о принятии устава Партии с учетом правок редакционной комиссии", однако голосовали по вопросу и решили принять только поправки редакционной комиссии в Устав.
Таким образом, съезд Партии не принимал решение об утверждении Устава с изменениями и дополнениями. Внеочередным съездом Партии приняты поправки редакционной комиссии в Устав.
Устав Партии, на основании которого она действует, не утвержден в порядке, предусмотренном законом.
В нарушение статьи 181.5 ГК РФ III внеочередной съезд Партии 23 декабря 2017 г. проведен в отсутствие кворума, ввиду чего решения, принятые на этом съезде, в силу пункта 1 статьи 181.3 названного кодекса недействительны.
Так, на III внеочередном съезде Партии 23 декабря 2017 г. принято решение об избрании Федерального политического совета в количестве 13 человек, однако в связи с отсутствием кворума на указанном съезде и недействительностью принятых на нем решений Федеральный политический совет в количестве 13 человек считается неизбранным, правомочным является Федеральный политический совет в составе 10 человек, избранных на I этапе внеочередного съезда 17 марта 2016 г.
Согласно пункту 7 статьи 18 Устава заседание Федерального политического совета является правомочным, если на нем присутствует более половины его членов.
На ряде заседаний Федерального политического совета из 8 присутствовавших членов Партии легитимно избранными на I этапе внеочередного съезда Партии 17 марта 2016 г. членами Федерального политического совета являются только 4 человека: С. Б. Ш. С. (протоколы заседаний Федерального политического совета от 3 марта 2018 г. N 63, 64, 65, от 22 апреля 2018 г. N 67, 68, 69, от 21 июня 2018 г. N 70, 71, от 25 июня 2018 г. N 72, от 9 августа 2018 г. N 73, 74, 75, от 20 октября 2018 г. N 76, 77, 78, от 1 декабря 2018 г. N 79, 80, 81, от 15 января 2019 г. N 82, от 4 февраля 2019 г. N 83, 84, 85, от 16 марта 2019 г. N 86, 87, 89, от 12 марта 2019 г. N 88).
Перечисленные заседания Федерального политического совета проведены в отсутствие кворума, поскольку на них присутствовало менее половины членов правомочного состава Федерального политического совета.
Следовательно, в силу пункта 1 статьи 181.3, статьи 181.5 ГК РФ решения, принятые на указанных заседаниях Федерального политического совета, недействительны.
Пунктом 2 статьи 65.3 ГК РФ закреплено, что к исключительной компетенции высшего органа корпорации относится в том числе досрочное прекращение полномочий органов корпорации.
Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 17, пункту 1 статьи 18, пункту 1 статьи 21 Устава к исключительной компетенции съезда Партии относится избрание членов Федерального политического совета, Федеральной контрольно-ревизионной комиссии, досрочное прекращение их полномочий. Члены Федерального политического совета и Федеральной контрольно-ревизионной комиссии Партии избираются съездом Партии сроком на пять лет.
Вместе с тем в результате проверки установлено, что 12 апреля 2019 г. на IV очередном съезде Партии сформирован новый состав Федерального политического совета, Федеральной контрольно-ревизионной комиссии.
При этом вопрос о досрочном прекращении полномочий членов Федерального политического совета, Федеральной контрольно-ревизионной комиссии, избранных на I этапе внеочередного съезда 17 марта 2016 г., на IV очередном съезде Партии, не рассматривался, хотя на дату проведения указанного съезда полномочия членов выборных органов Партии не истекли, что является нарушением действующего законодательства и Устава.
В нарушение подпункта "н" пункта 1 статьи 17 Устава и пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях на проверку не представлены документы, подтверждающие утверждение бюджета, бухгалтерской отчетности съездом Партии, ввиду ведения финансово-хозяйственной деятельности в период 2019 - 2021 гг.
На сайте Партии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://pmbr.ru) размещена программа Партии, отличающаяся от программы, представленной в Минюст России при государственной регистрации, что является нарушением статьи 8, пункта 2 статьи 22 Закона о политических партиях.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Устава предусмотрено право членов Партии получать информацию о деятельности Партии и ее руководящих органов. При этом в нарушение пункта 1 статьи 65.3 ГК РФ порядок и случаи получения такой информации Уставом не определены.
Пункты 2, 3 статьи 13 Устава содержат закрытый перечень прав и обязанностей членов Партии, который не отражает всех установленных статьей 65.2 ГК РФ прав и обязанностей членов корпорации.
Помимо этого, в нарушение пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ и пункта 8 статьи 25 Закона о политических партиях Уставом не определен орган Партии и регионального отделения, правомочные принимать решения о назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора Партии, об утверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности, участии в других юридических лицах.
Пунктом 2 статьи 14 Устава определено, что в случае отсутствия регионального отделения по месту постоянного или преимущественного проживания члена Партии, а также в случае постоянного проживания члена Партии за рубежом, член Партии состоит в одном из региональных отделений, определяемом в порядке, установленном Федеральным политическим советом, что является нарушением пункта 6 статьи 23 Закона о политических партиях, согласно которому член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
В нарушение положения части третьей статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), согласно которому постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию, статьи 33 - 38 Устава допускают возможность в случае, если численность местного отделения не превышает 10 членов Партии, не формировать постоянно действующий коллегиальный руководящий орган местного отделения - политический совет местного отделения.
Пунктом 8 статьи 18 Устава предусмотрено, что решение Федерального политического совета Партии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов этого органа, а в случае равенства голосов правом решающего голоса обладает председатель Федерального политического совета (в случае его отсутствия - председательствующий на заседании), что противоречит принципу равноправия членов, установленному частью второй статьи 6 Закона об общественных объединениях.
Согласно пункту 3 статьи 25 Закона о политических партиях уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
В нарушение указанной нормы пунктом 2 статьи 19 Устава к компетенции Федерального политического совета Партии относится выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти на повторных и дополнительных выборах, а также их отзыв.
15 февраля 2022 г. Партией в Минюст России представлены документы на государственную регистрацию в связи с внесением изменений в ее Устав, однако распоряжением Минюста России от 3 марта 2022 г. N 214-р на основании подпунктов "в", "г" пункта 1 статьи 20 Закона о политических партиях в регистрации отказано.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2022 г. по делу N АКПИ22-241, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г., удовлетворено административное исковое заявление Минюста России ввиду неустранения в полном объеме административным ответчиком приведенных в пунктах 1, 2, 3, подпункте 4.2 пункта 4, пунктах 5, 8, 10 и 11 предупреждений от 21 апреля 2021 г. N 11/46276-ОС и от 7 июля 2021 г. N 11/78276-ОС нарушений действующего законодательства, деятельность Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений приостановлена на срок три месяца.
17 мая 2022 г. в Минюст России Партией представлены документы на государственную регистрацию изменений в Устав, по результатам рассмотрения которых 27 мая 2022 г. принято распоряжение N 666-р об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы на основании подпунктов "в", "г", "д" пункта 1 статьи 20 Закона о политических партиях, о чем административному ответчику сообщено уведомлением от 30 мая 2022 г. N 10-60987/22 и разъяснено, что данный отказ не является препятствием для повторного представления документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Данное распоряжение в судебном порядке не обжаловалось. Сведений о повторном представлении Партией документов на государственную регистрацию не имеется.
Срок приостановления деятельности Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений истек 21 октября 2022 г.
Как следует из представленных материалов, в установленный решением Верховного Суда Российской Федерации трехмесячный срок и до настоящего времени Партия не устранила перечисленные выше нарушения законодательства Российской Федерации, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, что в силу подпункта "б" пункта 3 статьи 41 Закона о политических партиях является основанием для ее ликвидации.
Утверждение административного ответчика о преждевременности ликвидации Партии опровергается установленными по делу обстоятельствами. Доводы об устранении части нарушений, выявленных Минюстом России при проведении плановой проверки деятельности Партии, подлежат отклонению, поскольку не устранены те нарушения, которые послужили основанием для приостановления деятельности политической партии. Невозможность в силу объективных препятствий провести съезд с целью внесения изменений в Устав административным ответчиком не подтверждена. При этом суд принимает во внимание, что судебный акт о приостановлении деятельности Партии вступил в законную силу за два месяца до объявления в Российской Федерации частичной мобилизации. Доказательств призыва на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации членов Партии не представлено.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом.
Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации влечет за собой прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 3 статьи 45 Закона о политических партиях).
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 41 Закона о политических партиях государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных данным федеральным законом.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Политическую партию "Партия Малого Бизнеса России" (основной государственный регистрационный номер 1167700067655), ее региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ