ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2022 г. N 3-АД22-7-К3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу начальника Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу Димитриева А.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Девонского судебного участка г. Усинска Республики Коми от 18 июня 2021 года, решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 01 сентября 2021 года и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "РН-Северная нефть" (далее - ООО "РН-Северная нефть", общество) Борща Егора Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи Девонского судебного участка г. Усинска Республики Коми от 18 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Усинского городского суда Республики Коми от 01 сентября 2021 года и постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "РН-Северная нефть" Борща Е.Г. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу Димитриев А.Ю., передавший дело на рассмотрение мировому судье, просит отменить судебные постановления, вынесенные в отношении генерального директора ООО "РН-Северная нефть" Борща Е.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Борщ Е.Г., уведомленный в порядке части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации, возражения на нее не представил.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения генерального директора общества Борща Е.Г. к административной ответственности) нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 05 по 30 апреля 2021 года в ходе проверки объекта топливно-энергетического комплекса: площадки газотурбинной станции "Хасырейская" ООО "РН-Северная нефть", проведенной должностными лицами Росгвардии, выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ) и Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года N 460, выразившиеся в непринятии мер по приведению контрольно-пропускного пункта названного объекта в соответствие с требованиями, установленными указанными нормами.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 30 апреля 2021 года N 16/2021 (т. 1 л.д. 8 - 11).
По факту выявленных нарушений 19 мая 2021 года должностным лицом Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу в отношении генерального директора ООО "РН-Северная нефть" Борща Е.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела мировой судья Девонского судебного участка г. Усинска Республики Коми, с которым согласились вышестоящие судебные инстанции, пришел к выводу о том, что должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, является начальник Управления экономической безопасности общества. На момент проведения проверки указанную должность занимал Аралков Е.А., в связи с чем генеральный директор общества Борщ Е.Г. не может быть привлечен к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако данные выводы являлись преждевременными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
Согласно подпунктам 14.1, 14.3.10 Устава ООО "РН-Северная нефть" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом - генеральным директором общества (т. 1 л.д. 11 - 12).
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц следует, что генеральным директором общества является Борщ Е.Г.
На основании подпункта "в" пункта 3.1.1 срочного трудового договора от 28 декабря 2020 года N 138 генеральный директор обязан обеспечивать организацию производственно-хозяйственной, финансовой, инвестиционной деятельности общества; согласно подпункту "л" названного пункта также обязан обеспечивать исполнение требований законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 92).
Мировым судьей в постановлении указано на то, что в соответствии с пунктом 10.1.5 Положения по распределению прав и обязанностей между генеральным директором и заместителями генерального директора общества заместитель генерального директора - начальник управления экономической безопасности организовывает и обеспечивает противодиверсионную и антитеррористическую защищенность объектов общества (т. 1 л.д. 75).
Вместе с тем вопрос о том, обладает ли в достаточной степени указанное должностное лицо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, мировым судьей не выяснялся. Заместитель генерального директора - начальник управления экономической безопасности общества Аралков Е.А. в судебное заседание не вызывался, в качестве свидетеля по делу по известным ему обстоятельствам не допрашивался. Должностная инструкция на предмет наличия в ней обязанностей начальника управления экономической безопасности по организации проведения мероприятий по антитеррористической защищенности объектов, по предоставлению предложений по планированию расходов на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов, обеспечению контроля за рациональным использованием выделенных на эти цели денежных средств истребована не была и не исследовалась.
Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 4 приказа от 29 декабря 2017 года N 963 об утверждении и введении в действие Положения по распределению прав и обязанностей между генеральным директором и заместителями генерального директора общества контроль исполнения приказа оставлен за генеральным директором.
В рассматриваемом случае с учетом того, что при рассмотрении дела безусловно не установлено лицо, в обязанности которого входило обеспечение выполнения требований законодательных норм вывод о том, что в действиях Борща Е.Г. отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлся преждевременным.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные при рассмотрении настоящего дела нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были устранены при рассмотрении жалоб вышестоящими судебными инстанциями.
Указанные нарушения являются существенными и не позволяют признать вынесенные по настоящему делу судебные акты законными.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи Девонского судебного участка г. Усинска Республики Коми от 18 июня 2021 года, решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 01 сентября 2021 года и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "РН-Северная нефть" Борща Егора Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации настоящей жалобы срок давности привлечения Борща Е.Г. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек и направление дела на новое рассмотрение невозможно, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
жалобу начальника Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу Димитриева А.Ю. удовлетворить.
Постановление мирового судьи Девонского судебного участка г. Усинска Республики Коми от 18 июня 2021 года, решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 01 сентября 2021 года и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "РН-Северная нефть" Борща Егора Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ