ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. N 5-АПГ17-94
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Металлактив" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2015 г. N 892-ПП "Об утверждении проекта планировки территории района Крюково города Москвы, ограниченной проектируемым проездом 657, Кутузовским шоссе, проектируемым проездом 687 и проектируемой границей особо охраняемой природной территории "Природный заказник Долина реки Горетовки", в части, предусматривающей в отношении участка территории N 1 утверждение плана межевания территории, на которой расположены объекты незавершенного строительства, снос объектов незавершенного строительства, прохождение красных линий улично-дорожной сети по объектам незавершенного строительства, образование природно-рекреационных территорий общего пользования с прохождением границ по объектам незавершенного строительства и размещение на месте объектов незавершенного строительства новых объектов, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Металлактив" на решение Московского городского суда от 30 мая 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей Правительства Москвы Аветисянцева Э.Л. и Кинчевского В.Г., представителя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы Кинчевского В.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Металлактив" (далее - ООО "Металлактив", общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2015 г. N 892-ПП "Об утверждении проекта планировки территории района Крюково города Москвы, ограниченной проектируемым проездом 657, Кутузовским шоссе, проектируемым проездом 687 и проектируемой границей особо охраняемой природной территории "Природный заказник Долина реки Горетовки", в части, предусматривающей в отношении участка территории N 1 утверждение плана межевания территории, на которой расположены объекты незавершенного строительства, снос объектов незавершенного строительства, прохождение красных линий улично-дорожной сети по объектам незавершенного строительства, образование природно-рекреационных территорий общего пользования с прохождением границ по объектам незавершенного строительства и размещение на месте объектов незавершенного строительства новых объектов (участки на планах "Функционально-планировочная организация территории", "Границы зон планируемого размещения объектов" чертеж 1 "Объект капитального строительства" и чертеж 2 "инженерные коммуникации", "межевание территории" N 2, 3, 5, 6, 7, 10, 11, 17, 18, 58, 59, 60, 78).
Решением Московского городского суда от 30 мая 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Металлактив" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь, что решение суда принято с нарушением норм материального прав.
Относительно апелляционной жалобы представителем Правительства Москвы, Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы и прокуратурой г. Москвы представлены возражения.
В судебное заседание представители ООО "Металлактив", прокуратуры города Москвы, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
В соответствии Уставом г. Москвы, Градостроительным кодексом г. Москвы регулирующим вопросы при осуществлении градостроительной деятельности, Правительство Москвы наделено компетенцией и полномочиями для принятия решений об утверждении проектов планировки территорий районов г. Москвы.
Правительством Москвы в пределах предоставленных полномочий 16 декабря 2015 г. принято постановление N 892-ПП "Об утверждении проекта планировки территории района Крюково города Москвы, ограниченной проектируемым проездом 657, Кутузовским шоссе, проектируемым проездом 687 и проектируемой границей особо охраняемой природной территории "Природный заказник Долина реки Горетовки", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 17 декабря 2015 г., а также в "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 1, 7 января 2016 г. (далее - постановление Правительства Москвы N 892-ПП).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Москвы N 892-ПП утвержден проект планировки территории района Крюково города Москвы, в соответствии с пояснительной запиской к этому проекту проектируемая территория состоит из двух участков территории общей площадью 93,67 га, а именно участка территории N 1 площадью 61,92 га и участка N 2 площадью 31,75 га.
В пределах участка территории N 1 расположены объекты незавершенного строительства Центра информатики и электроники высотой более 25 м. В юго-западной части расположены производственно-складские объекты и таможенный комплекс. В северной части за границами проекта планировки территории имеется объект культурного наследия "Братская могила воинов 44-й кавалерийской дивизии, погибших в 1941 году в боях за Москву", охранная зона объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) не установлена.
Проектом планировки на участке территории N 1 предусматривается снос зданий и сооружений незавершенного строительства по адресу: город Зеленоград, проектируемый проезд N 658, промзона Центр информатики и электроники общей площадью 66,4 тыс. кв. м (участки N 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 11, 17, 18, 58, 59, 62, 63, 78) и размещение новых объектов: административно-делового назначения общей площадью 211,4 тыс. кв. м с подземными гаражами общей емкостью 2400 машино-мест (участки N 3, 4, 5); культурно-просветительного назначения общей площадью 27,7 тыс. кв. м (участок N 2); многофункционального комплекса (включая объекты торгово-бытового и спортивно-рекреационного назначения) общей площадью 169,4 тыс. кв. м с многоуровневыми гаражами общей емкостью 2177 машино-мест (участки N 1, 8) и других объектов.
Как следует из материалов дела ООО "Металлактив" является собственником 9-ти объектов незавершенного строительства - корпусов Б1, Б2, Б3, Б5, В2, В21, В22, В23, В24, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:10:0006007:008, площадью 56 га, по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, Промзона ЦИЭ, которые переданы в собственность истца в счет погашения задолженности ООО "СК "Строй-Инвест". Право собственности на объекты недвижимости не завершенного строительством зарегистрировано 31 января 2014 г. Однако, ООО "Металлактив" не оформило земельно-правовые отношения по использованию земельного участка, занятого объектами незавершенного строительства. Земельный участок находится в собственности Москвы и на условиях договора аренды от 31 августа 1999 г. до 21 марта 2048 г. передан в пользование и распоряжение ОАО "ПТК "Зеленоградский".
Административный истец полагает, что в части оспариваемым нормативным актом нарушаются его права и законные интересы, поскольку предусматривается снос принадлежащих ему объектов недвижимости, прохождение красных линий улично-дорожной сети по его объектам и строительство новых объектов капитального строительства.
Отказывая в удовлетворении заявления административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление не регулирует вопросы резервирования, изъятия земельных участков и объектов капитального строительства, сноса объектов капитального строительства и осуществления денежной компенсации, в связи с чем не нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия не находит оснований отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу частей 2, 3, 5 статьи 43 Градостроительного кодекса (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
С учетом изложенного планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на определение перспективного развития конкретной территории, и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.
Согласно части 3 *** Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительного кодекса города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) представительный орган муниципального образования, входящего в границы разработки проекта планировки территории, направляет свои предложения к указанному проекту в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Градостроительного кодекса города Москвы для утверждения проекта планировки территории в Правительство Москвы представляются: проект планировки территории и проект правового акта Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории; перечень материалов по обоснованию проекта планировки территории с указанием их содержания; протокол публичных слушаний, заключение о результатах проведения публичных слушаний по проекту планировки территории; предложения представительного органа соответствующего муниципального образования; заключения о согласовании проекта планировки территории.
Согласно материалам дела процедура принятия постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2015 г. N 892-ПП соблюдена. Проект планировки территории согласован территориальными органами исполнительной власти административного округа и района города Москвы, в границах которых осуществлена его разработка, а также Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Департаментом градостроительной политики города Москвы, Градостроительно-земельной комиссией города Москвы, что следует из протокола от 19 ноября 2015 г. N 39, пункт 46.
Префектурой Зеленоградского административного округа города Москвы проведены публичные слушания, по результатам которых утверждены протокол публичных слушаний N 7 от 18 июня 2015 г. и заключение по результатам публичных слушаний от 26 июня 2015 г.
Оповещение о проведении публичных слушаний в поселении Первомайской по оспариваемому проекту планировки размещено в окружной газете "41" от 08 мая 2015 г. N 13 (45), на официальном сайте управы района Крюково www.krukovo.mos.ru 08 мая 2015 г.
Представители ООО "Металлактив" в проведении публичных слушаний участие не принимали, предложений своих не вносили, являясь собственниками объектов незавершенного строительства. Правообладатель земельного участка "ПТК "Зеленоградский" на котором расположены объекты незавершенного строительства истца, проект планировки территории в судебном порядке не оспаривал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Пунктом 2 указанной статьи закона предусмотрены случаи принудительного изъятия у собственника имущества.
В силу части 3 статьи 279 Гражданского кодекса решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемые в соответствии с земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории, согласно пункту 1 статьи 56.3 указанного кодекса.
Вместе с тем оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует вопросы резервирования, изъятия земельного участка, используемого обществом, для государственных или муниципальных нужд и осуществления денежной компенсации.
Решение об изъятии земельного участка принимается отдельным нормативным актом, уполномоченным государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно материалам дела решение об изъятии земельного участка, на котором расположены объекты не завершенного строительством недвижимого имущества истца, уполномоченным органом не принималось.
Проект планировки территории соответствует Генеральному плану г. Москвы, утвержденному Законом г. Москвы от 05 мая 2010 г. N 17. На основании проекта планировки, Правилами землепользования и застройки города Москвы установлен градостроительный регламент для рассматриваемого земельного участка, границы территориальных зон и подзон, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что принадлежащий истцу объект не завершенного строительством фактически оказался в пределах красных линий улично-дорожной сети на землях общего пользования подлежит отклонению, поскольку в плане красных линий проекта планировки территории, обозначенные красные линии указаны как предполагаемые к установлению (планируемые). Участки улично-дорожной сети в границах данных красных линий в установленном порядке не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены.
Кроме того, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы от 23 сентября 2016 г., от 23 мая 2016 г., от 4 августа 2016 г. по исковому заявлению Департамента городского имущества города Москвы признано отсутствующим право собственности общества на три объекта незавершенного строительства: корпус В24; корпус Б3; корпус В2.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 30 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Металлактив" - без удовлетворения.