ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2022 г. N 305-ЭС22-19546
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив материалы истребованного дела и кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Афанасьевой Анастасии Сергеевны на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2022 по делу N А40-142010/2021,
установил:
индивидуальный предприниматель Афанасьева Анастасия Сергеевна (далее - Предприниматель, Афанасьева А.С.) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент), изложенного в письме от 23.06.2021 N 33-5-40931/21-(0)-2, о рассмотрении запроса на предоставление государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке", о возложении на Департамент обязанности устранить допущенные нарушения путем предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером: 77:01:0003016:99 в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция), Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель, ссылаясь на существенные нарушения судами норм права, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о пересмотре в кассационном порядке судебных актов трех инстанций.
Дело истребовано из Арбитражного суда города Москвы.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение либо об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Предпринимателя вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Предпринимателю на праве собственности принадлежит одноэтажное здание площадью 31,90 кв. м, расположенное по адресу: г. Москвы, ул. Ладожская, вл. 4/6 стр. 5, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН; запись о регистрации от 02.04.2021 N 77:01:0003016:1058-77/051/2021-2).
Истец 19.04.2021 обратился в Департамент за предоставлением государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003016:99 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Ладожская, вл. 4/6 стр. 5.
Письмом от 23.06.2021 N 33-5-40931/21-(0)-2 Департамент отказал заявителю в предоставлении государственной услуги.
Отказ мотивирован тем, что в рамках положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, Департаментом получен акт Госинспекции от 05.12.2016, в соответствии с которым одноэтажное строение площадью 31,90 кв. м, расположенное на указанном земельном участке, обладает признаками самовольного строительства, что также подтверждается письмом Госинспекции от 25.05.2021.
Считая свои права нарушенными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данного решения и возложении на Департамент обязанности устранить допущенные нарушения.
Отказывая в удовлетворении требований, суды трех инстанций исходили из того, что земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Ладожская, вл. 4/6, стр. 5 с кадастровым N 77:01:0003016:99 расположен в границах красных линий улично-дорожной сети, установленных разбивочным чертежом-актом линий градостроительного регулирования от 19.04.2000 N 249 "Корректировка КЛ улично-дорожной сети УР "Басманный" за пределами Садового кольца (УР "Якиманка" за пределами Садового кольца)".
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Суды пришли к выводу, что законодателем установлен запрет на предоставление в аренду земельных участков общего пользования и участков, пересекающихся или входящих в красные линии, обозначающие границы территории общего пользования, в связи с чем участок с кадастровым номером 77:01:0003016:99 не может быть предоставлен на праве аренды.
Также, отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались пунктом 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" и сослались на то, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003016:99 установлена охранная зона КЛ ПОкВ "Елоховская - Лефортово N 1" (тип зоны: охранная зона инженерных коммуникаций; срок действия охранной зоны установлен с 04.12.2021), правовой режим которой запрещает размещение торгового павильона без согласования с уполномоченной сетевой организацией (ПАО "МОЭК").
Кроме того, суды, принимая во внимание наличие акта Госинспекции от 05.12.2016 N 9013828/2 о том, что спорное здание обладает признаками самовольного строительства, и руководствуясь пунктом 3 статьи 4.1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", пришли к выводу, что у Департамента имелись законные основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Предприниматель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты, отменить их и требования истца удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель в числе прочих доводов указывает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2015 по делу N А40-156083/2014 Правительству Москвы и Департаменту было отказано в удовлетворении иска о признании, в том числе, спорного объекта недвижимости самовольной постройкой и о его сносе.
Собственник объектов недвижимости имеет исключительное и законное право на предоставление земельного участка, на котором расположены эти объекты, в собственность или аренду.
Кроме того, Предприниматель считает ошибочным выводы судов о включении спорного земельного участка в состав улично-дорожной сети и красных линий на основании следующего.
По утверждению заявителя по всем земельным участкам улично-дорожной сети (далее - УДС) города Москвы в 2007 году было единовременное внесение данных в кадастр недвижимости в рамках исполнения закона города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Однако при единовременном внесении данных о земельных участках УДС в кадастр недвижимости никаких геодезических работ не проводилось и не были учтены границы земельных участков, которые уже стояли на кадастровом учете.
Таким образом, как указывает истец, земельные участки УДС частично наложились на границы существующих участков, в данном случае участок с кадастровым номером 77:01:0003016:118 (вид разрешенного использования: для эксплуатации улично-дорожной сети) наложился на спорный участок с кадастровым номером 77:01:0003016:99.
В целях приведения документации в соответствие и в целях устранения пересечений границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003016:99 и 77:01:0003016:118 Предприниматель обратился к собственнику земельного участка, городу Москве в лице Департамента, за предоставлением услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
Результатом оказания услуги стало распоряжение Департамента от 23.08.2018 N 27814, которым принято решение: уточнить границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003016:99 (в соответствии с приложением); проектная площадь земельного участка составляет 45 кв. м (подлежит уточнению при проведении кадастровых работ).
Также приложением к данному распоряжению утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ.
На основании распоряжения подготовлен межевой план земельного участка, который согласован Департаментом, что подтверждается письмом от 03.09.2018 N 33-5-97157/18-(0)-1.
В составе межевого плана были согласованы акты местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003016:99 и смежного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003016:118 (участок УДС), тем самым Департамент принял меры к актуализации данных в государственном кадастре недвижимости для устранения наложения границ данных участков.
Как указывает заявитель, согласно данным ЕГРН и данным публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003016:99 не входит в состав УДС, в отличие от земельного участка 77:01:0003016:118, который в свою очередь имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации улично-дорожной сети.
Департамент 01.11.2019 подал заявление об уточнении сведений ЕГРН о земельном участке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра), которое уведомлением от 11.11.2019 приостановило осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером: 77:01:0003016:99, а в последующем уведомлением от 11.02.2020 отказало в учете изменений объекта недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 01.09.2020 по делу N А40-39772/20-92-296 указанное решение Управления Росреестра признано незаконным, суд обязал устранить допущенные нарушения путем осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером: 77:01:0003016:99 в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете от 01.11.2019.
На основании вынесенного решения истец обратился в Департамент за предоставлением государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателем зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москвы, ул. Ладожская, вл. 4/6 стр. 5 (кадастровый номер: 77:01:0003016:99).
Вместе с тем, оспариваемым письмом от 23.06.2021 N 33-5-40931/21-(0)-2 Департамент в предоставлении государственной услуги отказал.
В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Также заявитель считает несостоятельным вывод судов, что земельный участок не может быть предоставлен в аренду со ссылкой на пункт 14.1 статьи 39.16, пункт 3 статьи 105 ЗК РФ по причине установления в отношении него охранной зоны КЛ ПОкВ "Елоховская - Лефортово N 1".
Предприниматель указывает, что согласно письму филиала публичного акционерного общества "Россети Московский регион" - Московские высоковольтные сети (далее - ПАО "Россети Московского региона") от 26.10.2021 и письму Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.07.2020 ПАО "Россети Московского региона" провело реконструкцию КЛ 110 кВ "Елоховская - Лефортово 1,2", в результате чего объекты по адресу: г. Москва, ул. Ладожская, стр. 3, 4, 5, 6 более не находятся в границах охранной зоны электросетевого хозяйства. После проведенной реконструкции документы переданы в Управление Росреестра для дальнейшего внесения в ЕГРН новой границы охранной зоны кабельной линии.
Таким образом, Предприниматель ссылается на то, что данные ЕГРН о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003016:99 охранной зоны электросетевого хозяйства являются неактуальными.
Вместе с тем, как указывает заявитель, судами не дана оценка представленным в дело доказательствам.
Заявитель дополнительно отметил, что постановлением от 03.03.2022 по делу N 492-ЗУ/9018860-22, рассмотренному заместителем начальника Управления административного судопроизводства Госинспекции Афанасьева А.С. признана виновной в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 6.11 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях за использование объекта недвижимости без оформленного договора аренды, назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
Приведенные в жалобе доводы о существенном нарушении судами норм права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
жалобу индивидуального предпринимателя Афанасьевой Анастасии Сергеевны передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 31 января 2023 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Г.Г.ПОПОВА