ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2017 г. N 309-КГ17-18798
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2017 по делу N А76-24361/2016, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа по тому же делу
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Меркурий-Металл-Групп" - (далее - общество) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - Кадастровая палата) с требованием о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 180702 кв. м с кадастровым номером 74:30:0104013:474, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Тюменская, 1А.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Росреестра, изменен процессуальный статус Кадастровой палаты с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Территориальное управление Росимущества).
установил:
решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2017 требование удовлетворено, на Управление Росреестра возложена обязанность снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 74:30:0104013:474. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа по тому же делу, решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росреестра просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Удовлетворяя требование по делу, суды исходили из отсутствия оснований для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет со статусом "ранее учтенный" 11.02.2012 по заявлению Администрации Копейского городского округа (далее - Администрация), поскольку он входит в границы земельного участка с кадастровым номером 74:30:0000000:20, находящегося в федеральной собственности, и Администрация не вправе была его формировать для каких-либо целей и постановки на кадастровый учет.
Выводы судов соответствуют положениям статей 20, 25 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", а также разъяснениям, изложенным в п. 29 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 о том, что в случае признания судом незаконными действий органа кадастрового учета по постановке земельного участка на кадастровый учет требование о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета подлежит удовлетворению, если не имеется препятствий к такому снятию (например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки и др.).
Обстоятельств, препятствующих снятию спорного земельного участка с кадастрового учета, судами установлено не было.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии вины в его действиях по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, который был осуществлен по заявлению Администрации, не опровергает наличие оснований для снятия его с кадастрового учета.
Поскольку изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Е.Е.БОРИСОВА