ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2022 г. N 306-ЭС15-12986
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" на определение Арбитражного суда Саратовской области от 14.01.2022, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2022 по делу N А57-6022/2014
установил:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании муниципального образования (МО) "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов (далее - МКД) по адресам: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 6, 8, 10, 12; ул. Чехова, д. 1; пр. Строителей, д. 4А, 6, 6А, 16А; ул. Центральная, д. 6; ул. Бардина, д. 1; ул. Антонова, д. 33А; ул. Рижская, д. 2А, бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09: разработать и согласовать проекты реконструкции ЦТП N 20 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 12А); ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, д. 33А; ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Бардина, д. 1, и ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Рижская, д. 2А с целью осуществления подготовки и подачи горячей воды (ГВС) по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованными проектами произвести реконструкцию ЦТП N 20 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 12А); ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, д. 33А; ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Бардина, д. 1 и ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Рижская, д. 2А; разработать и согласовать проекты модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения, проложенных от ЦТП N 20 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 12А); ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, д. 33А; ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Бардина, д. 1 и ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Рижская, д. 2А, для прокладки циркуляционных трубопроводов и восстановления подачи горячей воды в МКД по адресам: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 6, 8, 10, 12; ул. Чехова, д. 1; пр. Строителей, д. 4А, 6, 6А, 16А; ул. Центральная, д. 6; ул. Бардина, д. 1; ул. Антонова, д. 33А; ул. Рижская, д. 2А, по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованными проектами провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 20 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 12А); ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, д. 33А; ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Бардина, д. 1 и ЦТП по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Рижская, д. 2А до тепловых вводов МКД по адресам: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 6, 8, 10, 12; ул. Чехова, д. 1; ул. Бардина, д. 1; ул. Антонова, д. 33А; ул. Рижская, д. 2А; в соответствии с результатами теплотехнического и гидравлического расчета тепловых сетей, проложенных от ЦТП N 22Б до МКД: N 4А, 6, 6А, 16А по пр. Строителей, N 6, по ул. Центральной в г. Саратове разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 22Б (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Центральная, д. 10А), а также проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения по закрытой схеме, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованными проектами произвести реконструкцию ЦТП N 22Б (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Центральная, 10А), произвести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 22Б (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Центральная, 10А) до тепловых вводов МКД по адресам: г. Саратов, пр. Строителей, д. 4А, 6, 6А, 16А; ул. Центральная, д. 6; взыскании судебных расходов на оплату экспертизы в сумме 200 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2014, требования удовлетворены.
Арбитражным судом Саратовской области в части реконструкции ЦТП и модернизации внутриквартальных тепловых сетей выдан исполнительный лист серии ФС N 000230835.
Постановлением Волжского РОСП г. Саратова от 03.04.2015 в отношении Комитета по ЖКХ возбуждено исполнительное производство N 19416/15/64040-ИП.
В связи с неисполнением вступившего в законную силу решения суда по настоящему делу АТСЖ Ленинского района обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании судебной неустойки за период с 15.05.2017 по 31.12.2017.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2020 в удовлетворении заявления о взыскании судебной неустойки отказано.
АТСЖ Ленинского района 19.06.2020 реорганизована в Автономную некоммерческую организацию по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" (далее - АНО "Сфера").
АНО "Сфера" 23.09.2020 обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о взыскании с МО "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ судебной неустойки за длительное неисполнение решения суда от 15.12.2014 за период с момента вынесения определения по делу и до момента полного исполнения судебного решения, рассчитанной, исходя из ключевой ставки Банка России и суммы в размере 86 681 000 рублей за каждый день просрочки.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.01.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2022, в удовлетворении заявления АНО "Сфера" о взыскании судебной неустойки отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на наличие безусловных оснований на предъявление настоящего требования.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), суды отказали в удовлетворении заявления.
В рассматриваемом случае предметом заявленных требований являлось обязание Комитета по ЖКХ произвести работы по модернизации и реконструкции ЦТП в целях восстановления бесперебойного горячего водоснабжения МКД, то есть фактически совершить действия не в пользу истца по делу (АТСЖ Ленинского района и его правопреемника АНО "Сфера"), а в пользу собственников помещений соответствующих МКД, являющихся потребителями коммунальной услуги.
При этом АТСЖ Ленинского района, обращаясь в суд с соответствующим иском, действовала именно в интересах жителей МКД, управление которыми она осуществляла.
Как установлено судами, в настоящее время управление МКД по адресам: г. Саратов, ул. Днепропетровская, д. 6, 8, 10, 12; ул. Чехова, д. 1; пр. Строителей, д. 4А, 6, 6А, 16А; ул. Центральная, д. 6; ул. Бардина, д. 1; ул. Антонова, д. 33А; ул. Рижская, д. 2А, осуществляет ООО "АТСЖ".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2021 по делу N А57-21161/2020 признан законным приказ Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28.10.2020 N 162 "О лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Саратовской области" и решение Государственной жилищной инспекции Саратовской области:) от 28.10.2020 N 1780 об исключении с 01.11.2020 сведений о МКД из реестра лицензий Саратовской области, находящихся в управлении АНО "Сфера".
При рассмотрении указанного дела установлено, что после реорганизации в форме преобразования АНО "Сфера" вправе осуществлять деятельность по управлению МКД только путем создания хозяйственного общества, осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД самостоятельно без создания соответствующих обществ противоречит требованиям гражданского законодательства. Деятельность организации, согласно ее уставу, направлена исключительно на оказание услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса, в частности юридических услуг, правовой, информационной, консультационной поддержки граждан и организаций в жилищно-коммунальной сфере, содействие повышению качества оказания населению жилищно-коммунальных услуг, содействие развитию эффективного управления жилищно-коммунальной сферой.
С учетом изложенного, суды признали, что в рассматриваемом случае АНО "Сфера" не может быть признана лицом, в пользу которого ответчик обязан совершить действия по исполнению судебного акта по настоящему делу, в связи с чем не является лицом, имеющим право на получение судебной неустойки за неисполнение судебного решения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 34 Постановления N 7, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), а также с момента незаконного отказа кредитора от принятия предложенного должником надлежащего исполнения (статья 406 ГК РФ) должник не обязан уплачивать судебную неустойку.
При этом судом могут быть учтены степень затруднительности исполнения судебного акта, возможности ответчика по добровольному исполнению судебного акта, его имущественное положение, в частности, размер его финансового оборота, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Судами установлено, что в целях исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области и проведения необходимых работ администрацией МО "Город Саратов" разработана и утверждена муниципальная программа "Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2018-2022 годы", в рамках которой в 2018 году осуществлена разработка проектной (рабочей) документации.
Для исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области Комитетом по ЖКХ неоднократно с 2016 по 2019 годы в адрес Комитета по экономике и Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" направлялись письма о выделении бюджетных средств на указанные виды работ при уточнении бюджета МО "Город Саратов".
В соответствии с пунктом 5 Решения Саратовской городской Думы от 27.03.2008 N 26-271 правом внесения на рассмотрение и утверждение городской Думы проекта бюджета города, изменения в него, обладает администрация МО "Город Саратов".
Уточнение бюджета города - внесение изменений в Решение Саратовской городской Думы о бюджете города - осуществляется Городской Думой по представлению Главы администрации города в случаях, установленных действующим законодательством, по инициативе главы города, главы администрации города, депутатов городской Думы в соответствии с Регламентом городской Думы (пункт 20 Положения о бюджетном процессе).
В целях реализации программных мероприятий 23.05.2019 главой МО "Город Саратов" внесена поправка к проекту решения Саратовской городской Думы"О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 06.12.2018 N 44-324 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" об увеличении бюджетных ассигнований, в том числе на исполнение вышеуказанного решения.
Однако, в связи с дефицитом бюджета МО "Город Саратов", а также отсутствием дополнительных источников финансирования денежные средства не были выделены.
Также Комитетом по ЖКХ в Правительство Саратовской области, Министерство экономического развития Российской Федерации направлялись письма о необходимости софинансирования бюджетов разных уровней, заключения концессионного соглашения относительно сетей теплоснабжения и ЦТП с филиалом "Саратовский" ПАО "Т Плюс" для исполнения вступивших в силу, в том числе, указанного выше решения суда (письма от 21.03.2019 N 02-63-02/367, от 03.04.2019 N 02-60/1092/1, от 12.08.2019 N 02-60/2781).
06.11.2019 между администрацией МО "Город Саратов", Правительством Саратовской области и ПАО "Т Плюс", заключено концессионное соглашение, по условиям которого объекты теплоснабжения, в том числе указанные в решении N А57-6022/2014, переданы ПАО "Т Плюс" с целью их дальнейшей модернизации и выполнения вышеуказанных работ.
В соответствии с указанным соглашением ПАО "Т Плюс" приняло на себя обязательства по исполнению вышеуказанного решения, что подтверждается инвестиционной программой ПАО "Т Плюс" в сфере теплоснабжения на 2019-2043 годы с указанием номера дела, по которому будут производиться вышеуказанные работы.
В настоящее время указанная инвестиционная программа скорректирована, что подтверждается приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 06.10.2021 N 300.
В соответствии с графиком реализации концессионного соглашения в 2020 году ПАО "Т Плюс" выполнило следующие работы: строительство Т4 ГВС от ЦТП по адресу: ул. Антонова, д. ЗЗА до МКД N 33, 33А по ул. Антонова; строительство Т4 ГВС от ЦТП по адресу: ул. Бардина, д. 1 до МКД N 1 по ул. Бардина; строительство Т4 ГВС от ЦТП по адресу: ул. Рижская, д. 2а до МКД N 2а по ул. Рижской.
Таким образом, Комитетом по ЖКХ и ПАО "Т Плюс" решение суда первой инстанции в настоящее время частично исполнено.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА