ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2019 г. N 306-ЭС19-14888
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив кассационные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансов Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 по делу N А55-20014/2018, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2019 по тому же делу
по иску муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Правительства Самарской области; Министерства управления финансов Самарской области (далее - Минфин Самарской области),
установил:
решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019, удовлетворены исковые требования муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти (далее - администрация) к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Минсоцдемографии Самарской области) о взыскании за счет казны Самарской области 5 830 284 руб. 00 коп. убытков, возникших в результате внеочередных предоставлений жилых помещении инвалидам по решениям суда.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2019 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, Минсоцдемографии Самарской области и Минфин Самарской области просят отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобах доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационные жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из обжалуемых актов, на основании решений Центрального районного суда города Тольятти Самарской области администрацией по договорам социального найма предоставлены жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее - Перечень N 378).
Неисполнение ответчиком обязанности по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, послужило основанием для обращения администрации в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, суды пришли к выводу, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Установив по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательства факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, при отсутствии доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в Перечень N 378, вставших на учет после 01.01.2005, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска за счет казны Самарской области в лице Минфин Самарской области.
Изучив изложенные в кассационных жалобах доводы, суд пришел к выводу о том, что они не опровергают выводы судов и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, в связи с чем основания для передачи жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать в передаче кассационных жалоб Министерства социально- демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансов Самарской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Е.Е.БОРИСОВА