ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2018 г. N 36-КГ17-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 февраля 2018 г. гражданское дело по иску Витюговой Татьяны Ивановны к федеральному государственному казенному учреждению "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области", Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области о признании права на получение денежной компенсации расходов на оплату ремонта индивидуального жилого дома
по кассационной жалобе Витюговой Т.И. на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 28 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14 марта 2017 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области, федерального государственного казенного учреждения "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" Гревцова В.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Витюгова Т.И. обратилась в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" (далее - ФГКУ "ОФПС по Смоленской области") о признании за ней права на получение денежной компенсации на оплату ремонта принадлежащего ей индивидуального жилого дома в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В обоснование иска Витюгова Т.И. указала, что является вдовой Дорошенко С.А., проходившего службу в органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Дорошенко С.А. уволен со службы 12 апреля 2004 г., умер 17 июля 2004 г.
По мнению истца, она как член семьи сотрудника, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, имеет право на получение ряда социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, одной из которых является денежная компенсация расходов на ремонт принадлежащего ей индивидуального жилого дома.
Витюгова Т.И. обратилась 25 октября 2013 г. с заявлением в ФГКУ "ОФПС по Смоленской области" о выдаче соответствующей справки для предъявления в Департамент Смоленской области по социальному развитию для назначения данной выплаты, в чем ей было отказано письмом от 8 ноября 2013 г. Отказ считает необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ социальные льготы сохраняются в случае смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, до истечения одного года после его увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
Ее супруг Дорошенко С.А. умер вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах противопожарной службы, до истечения одного года после увольнения со службы, таким образом, она имеет право на указанную денежную компенсацию.
Определением Рославльского городского суда Смоленской области от 15 ноября 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (далее - Главное управление МЧС России по Смоленской области).
В качестве третьего лица по делу привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 28 ноября 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14 марта 2017 г., в удовлетворении иска Витюговой Т.И. отказано.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Витюговой Т.И. поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 10 ноября 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. от 22 декабря 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Витюгова Т.И., представитель третьего лица Департамента Смоленской области по социальному развитию, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Истец Витюгова Т.И. сведений о причинах неявки не представила, представитель третьего лица Департамента Смоленской области по социальному развитию в письменном заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и второй инстанций были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Витюгова Т.И. является вдовой Дорошенко С.А.
Дорошенко С.А. (старший прапорщик внутренней службы) проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы. Уволен со службы по пункту "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации 30 апреля 2004 г. на основании приказа от 21 апреля 2004 г. (по ограниченному состоянию здоровья).
Дорошенко С.А. умер 17 июля 2004 г. вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы (до истечения одного года после увольнения со службы).
Витюговой Т.И. ОАО "Чрезвычайная страховая компания" 12 ноября 2004 г. выплачена страховая сумма в связи со смертью старшего прапорщика внутренней службы Дорошенко С.А. в соответствии с пунктом "г" статьи 17.2 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 16 декабря 1998 г. N 825.
Витюговой Т.И. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: < ... > .
Витюгова Т.И. обратилась 9 октября 2013 г. с заявлением к 8 отряду Федеральной противопожарной службы ФГУ "Отряд ФПС по Смоленской области" и 25 октября 2013 г. с заявлением к ФГКУ "Отряд ФПС по Смоленской области" о выдаче соответствующей справки для предъявления в Департамент Смоленской области по социальному развитию для назначения выплаты на ремонт принадлежащего ей жилого дома, в чем ей было отказано письмами от 23 октября 2013 г. и от 8 ноября 2013 г. соответственно.
Разрешая спор и отказывая Витюговой Т.И. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, анализируя нормы статей 9 и 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и пункта 2 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313, пришел к выводу о том, что Витюгова Т.И. не имеет права на получение денежной компенсации расходов на ремонт принадлежащего ей жилого дома в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, поскольку смерть ее мужа Дорошенко С.А. наступила не в период службы и он не являлся на дату смерти действующим сотрудником противопожарной службы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Как установлено пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", названный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий. Данная норма закона приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений и до 4 июля 2016 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлена система мер социальной поддержки сотрудников ряда федеральных органов исполнительной власти, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении. К числу лиц (субъектов), на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, отнесены в том числе сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Российской Федерации, граждане Российской Федерации, уволенные со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Российской Федерации, члены их семей и лица, находящиеся (находившиеся) на их иждивении.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членами семей сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находившимися (находившимися) на их иждивении, если иное не установлено отдельными положениями данного закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Система мер социальной поддержки сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, а также членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, согласно нормативным положениям Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ включает в себя ряд социальных гарантий, к числу которых отнесены единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилых помещений, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежные компенсации расходов на оплату коммунальных и иных услуг, медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, а также иные социальные гарантии и выплаты.
Так, в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, имеют право на получение денежных компенсаций расходов на оплату: коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона); установки квартирных телефонов, услуг местной телефонной связи, оказанных с использованием квартирных телефонов, а также абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами (пункт 2 части 1 статьи 9 Закона); топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки (для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления) (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона); ремонта принадлежащего им индивидуального жилого дома (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона); общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего имущества в многоквартирных домах (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона).
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлено, что за вдовами (вдовцами) сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, право на денежные компенсации, указанные в части 1 названной статьи, сохраняется до повторного вступления в брак.
Порядок выплаты денежных компенсаций, предусмотренных частью 1 названной статьи, и размеры таких денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313 утверждены Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявших кормильца (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов имеют члены семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ право на социальные гарантии, установленные этим законом членам семьи, а также лицам, находящимся на иждивении сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, сохраняется за ними в случае: гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах (пункт 1 части 4 статьи 11 закона), смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, до истечения одного года после его увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах (пункт 2 части 4 статьи 11 Закона).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, имеют сотрудники, граждане Российской Федерации, уволенные со службы, члены их семей, а также лица, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников. Денежная компенсация расходов на оплату ремонта индивидуального жилого дома является одним из видов социальных гарантий, которая предоставляется членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах. Поскольку каких-либо исключений о круге лиц, имеющих право на получение названной меры социальной поддержки, закон не содержит, указанное право, по смыслу части 4 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, сохраняется за членами семьи, а также лицами, находящимися на иждивении гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в случае его смерти, в том числе вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, до истечения одного года после его увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах. При этом за вдовами (вдовцам) сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, право на эту компенсацию сохраняется до повторного вступления в брак.
Таким образом, право на получение денежной компенсации расходов на оплату ремонта принадлежащего им индивидуального жилого дома имеют как члены семьи и лица, находившиеся на иждивении сотрудника (то есть лица, проходящего службу), погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, так и члены семьи и лица, находившиеся на иждивении гражданина Российской Федерации, уволенного со службы, если его смерть наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, до истечения одного года после его увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
Между тем судебные инстанции из-за неправильного толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм права, регулирующих условия и порядок предоставления мер социальной поддержки членам семей и лицам, находящимся (находившимся) на иждивении сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы, в том числе уволенных со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе, пришли к ошибочному выводу о том, что такая мера социальной поддержки, как денежная компенсация расходов на оплату ремонта индивидуального жилого дома, предоставляется только членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) в период службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах. Соответственно, отказ судебных инстанций в удовлетворении исковых требований Витюговой Т.И. о признании за ней как за вдовой сотрудника, умершего до истечения одного года после его увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, права на получение такой меры социальной поддержки, как денежная компенсация на оплату ремонта принадлежащего ей индивидуального жилого дома, нарушает требования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, 27 сентября 2005 г. федеральным государственным учреждением "Пожарная часть N 13" МЧС России по Смоленской области Витюговой Т.И. была выдана справка о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами на оплату жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что данная справка не подтверждает право Витюговой Т.И. на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых помещений, в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих условия и порядок предоставления мер социальной поддержки членам семьи сотрудника, а также гражданина Российской Федерации, уволенного со службы, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, нельзя признать правомерным.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" члены семей (вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, граждане, находившиеся на иждивении) сотрудников, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, имеют право на компенсационные выплаты на оплату общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах, коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда, услуг местной телефонной связи, оказанных с использованием квартирных телефонов, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами.
Данные меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, наряду с денежной компенсацией расходов на оплату ремонта индивидуального жилого дома входят в систему мер социальной поддержки названных лиц, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, Витюгова Т.И. как член семьи Дорошенко С.А. (вдова) - сотрудника, проходившего службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и уволенного в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы, с 2005 года и до настоящего времени пользуется такой мерой социальной поддержки, как денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, которая предусмотрена как пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", так и частью 1 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данное обстоятельство не было принято во внимание судебными инстанциями и соответствующей правовой оценки не получило.
Учитывая приведенные обстоятельства, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, толкование которых приведено в настоящем определении, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Рославльского городского суда Смоленской области от 28 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14 марта 2017 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Рославльский городской суд Смоленской области.