ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. N 70-КГ17-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 декабря 2017 г. гражданское дело по иску Строгалевой Дианы Маратовны к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, о возложении обязанности заключить договор о выплате единовременной компенсационной выплаты
по кассационной жалобе директора Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого округа Новикова С.В. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Строгалева Д.М. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, о возложении обязанности заключить договор о выплате единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований Строгалева Д.М. указала, что 5 октября 2016 г. в порядке перевода была принята на работу врачом-терапевтом дневного стационара в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Аксарковская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ "Аксарковская ЦРБ"), которая расположена в селе Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
До трудоустройства в ГБУЗ "Аксарковская ЦРБ" Строгалева Д.М. осуществляла свою трудовую деятельность в государственном бюджетном учреждении "Альменевская центральная районная больница" (далее - ГБУ "Альменевская ЦРБ"), которая находится в Курганской области, где воспользовалась правом на получение единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, которая предусмотрена частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Однако в связи с необходимостью переезда в Ямало-Ненецкий автономный округ она не отработала в ГБУ "Альменевская ЦРБ" установленный договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты срок, в связи с чем осуществила возврат выплаченной ей единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени в сумме 610 555 руб. 56 коп.
Полагая, что ее право на получение единовременной компенсационной выплаты не было реализовано в полном объеме, Строгалева Д.М. обратилась в Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа с целью заключения договора на получение названной выплаты в размере 610 555 руб. 56 коп., в чем ей решением от 25 октября 2016 г. было отказано со ссылкой на то, что заявитель не соответствует требованиям пункта 1 Порядка заключения договора в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2016 г. N 359-П, поскольку Строгалевой Д.М. осуществлен переезд из одной сельской местности (села Альменево Альменевского района Курганской области) в другую сельскую местность (село Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа) и единовременная компенсационная выплата ей ранее предоставлялась.
Строгалева Д.М., считая, что оснований для отказа в предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты у Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа не имелось, поскольку она соответствует требованиям, установленным пунктом 1 Порядка заключения договора в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, а именно является медицинским работником, не достигла возраста 50 лет, имеет высшее образование, прибыла в сельский населенный пункт на постоянную основную работу в медицинскую организацию, подведомственную Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году, просила признать незаконным решение Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 октября 2016 г. об отказе в заключении договора о выплате единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", обязать ответчика заключить договор о выплате единовременной компенсационной выплаты.
Представитель Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа Стригин А.С. в суде иск не признал.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 декабря 2016 г. исковые требования Строгалевой Д.М. удовлетворены.
Решение Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 октября 016 г. N 1801-18-01/871 об отказе Строгалевой Д.М. в предоставлении единовременной компенсационной выплаты признано незаконным. На Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность заключить со Строгалевой Д.М. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 610 555 руб. 56 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Директор Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа Новиков С.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 31 июля 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 16 октября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и второй инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Строгалева Д.М., < ... > года рождения, 30 октября 2014 г. была принята на работу на должность врача-терапевта в поликлинику ГБУ "Альменевская ЦРБ", которая расположена в селе Альменево Альменевского района Курганской области.
30 октября 2014 г. между Департаментом здравоохранения Курганской области и Строгалевой Д.М. заключен договор с медицинским работником, соответствующим требованиям, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", по условиям которого Департамент здравоохранения Курганской области обязался в течение 30 календарных дней с момента заключения договора перечислить на счет в банке, указанный в договоре, единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей, а медицинский работник Строгалева Д.М. обязалась отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с ГБУ "Альменевская ЦРБ".
Согласно подпункту 2 пункта 2 названного договора медицинский работник обязан вернуть на счет Департамента здравоохранения Курганской области в течение двух месяцев с даты прекращения трудового договора часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному времени.
4 октября 2016 г. Строгалева Д.М. уволена из ГБУ "Альменевская ЦРБ" в порядке перевода в ГБУЗ "Аксарковская ЦРБ".
4 октября 2016 г. между Строгалевой Д.М. и Департаментом здравоохранения Курганской области заключено соглашение о расторжении договора с медицинским работником, соответствующим требованиям, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", согласно которому на медицинского работника Строгалеву Д.М. возложена обязанность возместить Департаменту здравоохранения Курганской области бюджетную сумму единовременной компенсационной выплаты пропорционально не отработанному медицинским работником периоду в размере 610 555 руб. 56 коп.
Денежные средства в размере 610 555 руб. 56 коп. были возвращены Строгалевой Д.М. Департаменту здравоохранения Курганской области 4 октября 2016 г.
5 октября 2016 г. Строгалева Д.М. принята на работу врачом-терапевтом ГБУЗ "Аксарковская ЦРБ", расположенное в селе Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
12 октября 2016 г. Строгалева Д.М. обратилась к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", полагая, что ее право на получение названной выплаты в полном объеме не было реализовано.
Письмом Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 октября 2016 г. N 1801-18-01/871 в удовлетворении заявления Строгалевой Д.М. было отказано с указанием на то, что право на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", предоставляется специалисту один раз за весь период его трудовой деятельности, это право Строгалевой Д.М. было реализовано, единовременная компенсационная выплата ей предоставлялась, в связи с чем Строгалева Д.М. не соответствует требованиям пункта 1 Порядка заключения договора в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2016 г. N 359-П.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Строгалевой Д.М. о признании незаконным решения Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, о возложении обязанности заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Строгалева Д.М. отвечает всем требованиям, которые предъявляются к медицинским работникам, имеющим право на получение единовременной компенсационной выплаты в порядке части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". При этом суд исходил из того, что положения названного закона не содержат нормы, запрещающей медицинскому работнику, возвратившему единовременную компенсационную выплату пропорционально неотработанному времени, повторно обратиться за ее предоставлением по новому месту работы. Выплата единовременной компенсационной выплаты в размере, равном той сумме, которая была возвращена, свидетельствует о ее единовременности, а не о повторности.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежащими отмене, поскольку они вынесены с существенным нарушением норм материального права.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений и до 1 января 2017 г.) в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в пункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (подпункт "в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" этого же пункта (подпункт "г" пункта 3 части 12.2 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
На основании статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2016 г. N 359-П утвержден Порядок заключения договора в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа (далее также - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей предоставляется медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с департаментом здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа договор по форме согласно приложению N 1 к Порядку, местом основной постоянной работы которых являются медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что основанием для отказа в заключении договора является несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям пункта 1 Порядка.
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду.
К таким исключениям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную компенсационную выплату, относятся следующие случаи прекращения трудового договора:
- в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае ликвидации организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- при смене собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (пункт 4 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что единовременная компенсационная выплата, предусмотренная частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно, ее повторное предоставление медицинским работникам в целом, а равно и в той части, в которой она была возвращена по прежнему месту работы, противоречит правовой природе данной выплаты и действующему правовому регулированию.
Между тем судебные инстанции при разрешении спора по иску Строгалевой Д.М. о признании незаконным решения Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты вследствие неправильного толкования норм права, не предусматривающих возможности повторного предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, пришли к ошибочному выводу о наличии у Строгалевой Д.М. права на получение единовременной компенсационной выплаты в сумме, равной той, которая была в добровольном порядке возвращена Строгалевой Д.М. в связи с неисполнением ею условий ранее заключенного с Департаментом здравоохранения Курганской области договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
Ссылка судов первой и апелляционной инстанции на отсутствие в законе норм, запрещающих медицинскому работнику, возвратившему такую выплату пропорционально неотработанному времени, повторно обратиться за ее предоставлением по новому месту работы, является несостоятельной.
Установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
Следовательно, при наличии установленного законом и нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, в данном случае - постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2016 г. N 359-П, порядка заключения договора в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, не предусматривающего возможность повторного ее предоставления, вывод судебных инстанций о том, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление такой компенсационной выплаты повторно в случае ее возврата, нельзя признать соответствующим буквальному толкованию указанных выше нормативных правовых актов, которыми урегулирован механизм реализации права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты.
Также нельзя признать правомерным и вывод судебных инстанций о том, что Строгалева Д.М. отвечает требованиям пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2016 г. N 359-П, поскольку она в 2014 году прибыла на работу в медицинское учреждение ГБУ "Альменевская ЦРБ", расположенное в сельской местности, в 2016 году ввиду перевода для дальнейшей работы в ГБУЗ "Аксарковская ЦРБ" переехала в село Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судебными инстанциями не было учтено, что компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и в связи с этим компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Строгалева Д.М. в 2016 году прибыла на работу в Ямало-Ненецкий автономный округ из Курганской области, где работала в медицинском учреждении, расположенном в сельской местности. Таким образом, Строгалева Д.М., по смыслу части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, не является прибывшей в 2016 году в медицинское учреждение, расположенное в сельской местности, поскольку условия ее труда (сельская местность) остались неизменными.
Предоставление же единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику при его переезде из одного сельского населенного пункта в другой сельский населенный пункт противоречит компенсационной природе этой выплаты.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами права, регулирующими спорные отношения, и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2017 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.