КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2022 г. N 1278-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЛЕБЕДЕВА ИГОРЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 50 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.А. Лебедева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решениями арбитражного суда удовлетворены требования гражданина И.А. Лебедева - участника общества с ограниченной ответственностью к названному обществу о предоставлении копий ряда документов. В резолютивной части одного из решений указано "представить Лебедеву Игорю Александровичу следующие документы:...".
Также решением арбитражного суда, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, частично удовлетворены требования заявителя о передаче ему надлежащим образом заверенных, сшитых, подписанных и скрепленных печатью ответчика копий документов о деятельности общества. В отношении документов, которые согласно ранее принятым вступившим в законную силу и не исполненным решениям арбитражного суда должны были быть предоставлены И.А. Лебедеву ответчиком, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации.
И.А. Лебедев оспаривает конституционность пункта 3 статьи 50 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", устанавливающего, в частности, что в течение пяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные в пункте 2 данной статьи документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов; плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление и, если в требовании указано на необходимость их отправки по адресу, указанному участником, соответствующие расходы на пересылку.
По мнению заявителя, данные законоположения не соответствуют статьям 35 (часть 1), 45 (часть 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют хозяйственному обществу не передавать его участнику заверенные копии документов о финансово-хозяйственной деятельности общества, ссылаясь на то, что обязанность по предоставлению документов предполагает лишь их показ, препятствовать участнику хозяйственного общества делать выписки из документов и снимать копии, не исполнять решение суда в резолютивной части которого указано на обязанность общества "представить" запрашиваемые документы, таким образом ограничивая право участника хозяйственного общества на одновременное ознакомление с документами общества и получение их заверенных копий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пункт 3 статьи 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", определяя порядок и формы реализации права участника общества с ограниченной ответственностью на получение информации в виде ознакомления с документами и получения их копий (включая заверенные), рассматриваемый с учетом содержащихся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 января 2011 года N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" разъяснений, предоставляет выбор конкретной формы (способа) реализации названного права участнику общества, тем самым обеспечивая осуществление этого права наиболее приемлемым для него способом. Как отмечается в названном информационном письме, право участника хозяйственного общества требовать предоставления копий документов не обусловлено необходимостью первоначально прибыть по месту нахождения хозяйственного общества и ознакомиться с документами; в процессе ознакомления с документами, вне зависимости от того, было ли это оговорено в его требовании о предоставлении информации, участник хозяйственного общества может самостоятельно с использованием личных технических средств (ручной сканер, фотоаппарат и т.д.) производить копирование документов, с которыми он знакомится (пункт 7); в случае удовлетворения требования участника об обязании хозяйственного общества предоставить информацию суд в резолютивной части решения должен указать, какие именно действия и в какой срок должно совершить общество (пункт 4).
В то же время пункт 3 статьи 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не препятствует участнику хозяйственного общества, в пользу которого арбитражным судом было вынесено решение о понуждении общества "представить" документы, обратиться в данный суд с заявлением о разъяснении решения (часть 1 статьи 179 АПК Российской Федерации), а также при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение названного решения, подать заявление об изменении способа и порядка исполнения этого решения (часть 1 статьи 324 АПК Российской Федерации). Кроме того, участник хозяйственного общества не лишен возможности воспользоваться предусмотренным частью 4 статьи 174 АПК Российской Федерации способом защиты. Таким образом, оспариваемые положения как не ограничивающие право участника хозяйственного общества на получение информации о деятельности общества, не могут расцениваться в качестве нарушающих в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, исковые требования которого к хозяйственному обществу о предоставлении копий документов неоднократно удовлетворялись арбитражным судом.
Установление же и оценка обстоятельств, связанных с неисполнением судебных актов, вынесенных в пользу И.А. Лебедева по спорам о предоставлении информации о деятельности общества, принятие мер по обеспечению их исполнения, на чем по существу настаивает заявитель, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебедева Игоря Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН