КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2022 г. N 1547-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ЧУДИНОВСКИХ БИБИГУЛЬ БУЛАТБАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 11 И ЧАСТЬЮ 2
СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ",
А ТАКЖЕ ПОДПУНКТОМ "А" ПУНКТА 2 И ПУНКТОМ 13 ПРАВИЛ ПОДСЧЕТА
И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ
СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев по требованию гражданки Б.Б. Чудиновских вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Б.Б. Чудиновских оспаривает конституционность следующих положений:
части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и подпункта "а" пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, согласно которым в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона (гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающей, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
пункта 13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, закрепляющего возможность в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, подтверждения периодов работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, - указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.
Как следует из представленных материалов, заявительнице было отказано в удовлетворении требований о включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов деятельности по договорам подряда в 2003-2007 годах, которые имели место после ее регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ, на основании представленных договоров, актов приема-сдачи и самостоятельной уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2019 году денежных средств в сумме, соответствующей размеру страховых взносов за данные периоды. Как указали суды, организации, указанные в договорах, заключенных с истицей, в качестве заказчиков, не представляли сведения о наличии работников в спорные периоды; в периоды осуществления деятельности для данных организаций Б.Б. Чудиновских не была лишена возможности обращения с заявлением о корректировке сведений лицевого счета, которой она не воспользовалась, а представленными документами не подтверждается в том числе факт начисления и уплаты страхователями за данные периоды деятельности Б.Б. Чудиновских страховых взносов. Поступившие же от заявительницы платежи не могут быть приняты в качестве страховых взносов, поскольку в спорные периоды она страхователем не являлась.
По мнению Б.Б. Чудиновских, оспариваемые положения, примененные судами в ее деле, не соответствуют статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ставят реализацию права на страховую пенсию лицам, работавшим по договору гражданско-правового характера, в зависимость от исполнения работодателем (страхователем) обязанности по уплате страховых взносов, позволяют не включать такие периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию, и снижать размер их пенсионного обеспечения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель предусмотрел, что право на страховую (до 1 января 2015 года - трудовую) пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", часть первая статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В качестве одного из таких условий законодатель установил наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом, по общему правилу, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", подпункт "а" пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. Установленное в законодательстве правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, также призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете выплату пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
Оспариваемые положения части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" и пункта 13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, действуя во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", закрепляя, наряду с общим порядком подтверждения страхового стажа за период после регистрации в качестве застрахованного лица, перечень документов, позволяющих подтвердить имеющийся у граждан страховой стаж в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, направлены на наиболее полный учет периодов работы застрахованных лиц и обеспечение реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав граждан.
Таким образом, оспариваемые положения Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий в системе действующего правового регулирования являются необходимыми элементами правового механизма пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования, направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и гарантированного исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Проверка же правильности оценки судами общей юрисдикции доказательств для решения вопроса о включении отдельных периодов деятельности Б.Б. Чудиновских в страховой стаж, а также стаж работы в районах Крайнего Севера, с чем, как следует из материалов жалобы, заявительница связывает нарушение своих прав, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чудиновских Бибигуль Булатбаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН