КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2022 г. N 3231-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ РЫБОЛОВЕЦКОЙ
АРТЕЛИ "КОЛХОЗ КРАСНЫЙ ТРУЖЕНИК" НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 29.1
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ
БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Рыболовецкой артели "Колхоз Красный труженик" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Рыболовецкая артель "Колхоз Красный труженик" оспаривает конституционность положений статьи 29.1 "Добыча (вылов) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации" Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", определяющих порядок формирования и компетенцию комиссий по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в субъектах Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае (далее - Комиссия) по результатам проведенного заседания по вопросу организации лососевой путины в Камчатском крае в 2020 году принято решение, оформленное протоколом от 7 мая 2020 года, в подпункте 3.5 пункта 3 которого в том числе определено, что в периоды пропуска (проходные дни) промысел не осуществляется. Данный протокол 12 мая 2020 года утвержден временно исполняющим обязанности руководителя Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Т. (далее - должностное лицо Росрыболовства).
Постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 19 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от 24 февраля 2021 года, Рыболовецкая артель "Колхоз Красный труженик" привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 КоАП Российской Федерации с назначением наказания в виде административного штрафа в двукратном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 1 761 593,40 руб., в связи с нарушением установленного решением Комиссии запрета на добычу, действовавшего в период проходных дней.
Заявитель, будучи не согласным с требованием подпункта 3.5 пункта 3 решения Комиссии, оспорил данное решение в судебном порядке. Определением судьи Камчатского краевого суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, возвращено административное исковое заявление Рыболовецкой артели "Колхоз Красный труженик" к Комиссии, должностному лицу Росрыболовства о признании недействующим решения Комиссии и о признании незаконным решения должностного лица Росрыболовства об утверждении соответствующего решения Комиссии. Суды указали, что Комиссия не является органом государственной власти Камчатского края, оспариваемое решение не является нормативным правовым актом, а потому поданное административное исковое заявление неподсудно Камчатскому краевому суду. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации отказано в передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Камчатского края, оставленным без изменений арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций, отказано в удовлетворении заявления Рыболовецкой артели "Колхоз Красный труженик" о признании недействующим указанного решения Комиссии, признании незаконным решения должностного лица Росрыболовства об утверждении этого решения Комиссии в связи с пропуском заявителем срока для обращения в суд, установленного статьей 198 АПК Российской Федерации, и отсутствием ходатайства о его восстановлении, а также отсутствием доказательств уважительности причин пропуска данного срока. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации отказано в передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению заявителя, положения статьи 29.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не соответствуют статьям 5 (части 3 и 4), 8 (часть 1), 9 (часть 1), 10, 11, 15 (части 2 и 3), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 36 (часть 2), 47 (часть 1), 72 и 76 - 78 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривают создание в субъектах Российской Федерации в целях организации и регулирования добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, т.е. в целях установления регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах и территориальном море правил и требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.17 КоАП Российской Федерации, комиссий по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб как межведомственных коллегиальных органов, не являющихся органами государственной власти ни Российской Федерации, ни субъекта Российской Федерации, но принимающих решения (акты) об объемах, сроках, местах добычи (вылова) и иных условиях добычи (вылова) анадромных видов рыб, которые не являются нормативными правовыми актами, и тем самым создают неопределенность в вопросах законности осуществления государственной власти в Российской Федерации и реализации прав граждан и их объединений на предпринимательскую деятельность, связанную с владением, пользованием и распоряжением водными биологическими ресурсами (природными ресурсами), отнесенными к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация осуществляет законодательное регулирование в сфере управления федеральной государственной собственностью (статья 71, пункт "д"; статья 76, часть 1), в том числе природными ресурсами, которые используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), и в этих целях вправе организовывать публичную власть, в частности, создавать органы, уполномоченные на принятие решений в сфере управления природными ресурсами (статья 71, пункт "г"). Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "в", "д" части 1), Российская Федерация также вправе для рационального использования природных ресурсов в интересах Российской Федерации и ее субъектов предусмотреть правовой механизм участия субъектов Российской Федерации в принятии решений, связанных с управлением природными ресурсами как федеральной государственной собственностью особого рода.
В силу статьи 10 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" водные биологические ресурсы, под которыми для целей данного Федерального закона понимаются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пункт 1 части 1 статьи 1), находятся в федеральной собственности, за исключением водных биологических ресурсов, обитающих в прудах, обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности (части 1 и 2).
Оспариваемая заявителем статья 29.1 данного Федерального закона предусматривает, что организация и регулирование добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации осуществляются на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства решений создаваемой в субъекте Российской Федерации комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, которую возглавляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и в состав которой, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций (части 1, 2 и 4). Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб устанавливаются объем, сроки, места добычи (вылова) и иные утверждаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области рыболовства условия добычи (вылова) анадромных видов рыб и добыча (вылов) анадромных видов рыб осуществляется с соблюдением определенных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб условий их добычи (вылова) (части 3 и 6).
Данное законодательное регулирование, предусматривающее принятие решений по вопросам организации и регулирования добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации соответствующей комиссией как специально создаваемым межведомственным коллегиальным органом, не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, поскольку Конституция Российской Федерации не исключает ни возможности формирования таких органов, ни принятия на основании и во исполнение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации ненормативных правовых актов, определяющих порядок и условия реализации тех или иных прав гражданами и юридическими лицами. При этом комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб не является органом государственной власти, ее права не тождественны правам таких органов и в силу своей природы она не может осуществлять нормативно-правовое регулирование. Вместе с тем отсутствие у комиссии статуса органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа государственной власти Российской Федерации не препятствует оспариванию ее решений в судебном порядке.
Таким образом, положения статьи 29.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", определяющие порядок формирования и полномочия комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб и обязательность определенных комиссией условий добычи (вылова) анадромных видов рыб, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанных в его жалобе аспектах.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Рыболовецкой артели "Колхоз Красный труженик", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН