КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2020 г. N 397-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
СОКОЛОВОЙ НАТАЛЬИ ВИКТОРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОДПУНКТАМИ "Б", "З" ПУНКТА 5 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ
ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ СОТРУДНИКАМ, ПРОХОДЯЩИМ
СЛУЖБУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Н.В. Соколовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Н.В. Соколова оспаривает конституционность подпунктов "б", "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369), предусматривающих, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления указанных выплат заявление, к которому прилагаются следующие документы:
копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; в случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было признано правомерным решение уполномоченного органа об отказе в постановке на учет заявительницы (в составе семьи, включая детей, зятя и внука) для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Как указали суды, перечень членов семьи сотрудника, которые учитываются в целях предоставления этой социальной выплаты, определен частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно данному перечню совершеннолетние дети, зять и внук заявительницы не относятся к членам ее семьи. Также суды отметили, что Н.В. Соколова, обратившись с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты в 2013 году, не представила в уполномоченный орган копию финансового лицевого счета по месту своего жительства за последние пять лет (в материалах учетного дела содержатся сведения о невозможности представить выписку из лицевого счета в отношении жилого помещения, в котором заявительница была зарегистрирована с 2011 года).
По мнению Н.В. Соколовой, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19, 39 и 40 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют поставленному по месту службы на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и состоящему на данном учете гражданину отказывать в получении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в случае, если им не были предоставлены документы, носящие формальный характер и не связанные с доказательством наличия права на улучшение жилищных условий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает в качестве жилищных гарантий такие виды обеспечения жильем, как предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (статья 4), жилого помещения в собственность (статья 5) и жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма (статья 6). В порядке реализации части 5 статьи 4 данного Федерального закона Правительство Российской Федерации утвердило указанные Правила, предусматривающие в оспариваемых нормах обязанность сотрудника, претендующего на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставить регистрационные и иные документы в целях подтверждения наличия у него правовых оснований как для получения данной выплаты, так и для ее расчета с учетом определенного состава семьи сотрудника. Подобное правовое регулирование, осуществленное в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, обеспечивает реализацию принципа законности при оказании государством социальной поддержки в жилищной сфере, позволяет, в частности, оценить жилищные условия сотрудника применительно к условиям предоставления данного вида жилищной гарантии, документально подтвердить факт совместного проживания сотрудника и членов его семьи, снижает возможность для злоупотребления правом. При этом граждане, которые по независящим от них причинам, подтвержденным документально, не могут представить выписки из домовых книг или копии финансовых лицевых счетов с мест их жительства, не лишаются права на предоставление этой социальной выплаты согласно буквальному содержанию подпункта "з" пункта 5 данных Правил.
С учетом изложенного оспариваемые нормы сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы в аспекте, указанном в жалобе.
Установление же и исследование фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, в том числе определение уважительности причины, по которой заявительница не могла представить копию финансового лицевого счета с места ее жительства, не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Соколовой Натальи Викторовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН