КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2022 г. N 3037-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ФАЙРУШИНА РЕНАТА ФАИЗОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПУНКТАМИ 1 И 13 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев по требованию гражданина Р.Ф. Файрушина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Р.Ф. Файрушин, работавший в должности бортпроводника воздушных судов гражданской авиации, оспаривает конституционность положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (пункт 1 части 1); мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации (пункт 13 части 1).
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, при отсутствии единства судебной практики противоречат статьям 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 19 (части 1), 39, 120 (часть 1) и 126 Конституции Российской Федерации, поскольку лишают права на досрочное пенсионное обеспечение, назначаемое независимо от возраста, бортпроводников, относящихся к кабинному составу экипажа воздушного судна, а при исчислении стажа работы с вредными условиями труда не учитывают налет часов в льготном порядке, предусмотренном пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. В частности, законодатель предусмотрел досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда (пункт 1 части 1 статьи 30), а также работой в летном составе гражданской авиации (пункт 13 части 1 статьи 30).
Такое правовое регулирование, основанное на объективно существующих различиях в характере и условиях труда, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение граждан, работавших на соответствующих должностях, в связи с чем не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.
В рамках действующего правового регулирования лица, работавшие в должности бортпроводника, относящейся согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации к кабинному, а не летному экипажу, имеют право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой во вредных условиях труда (пункт 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"; раздел XXI "Транспорт", подраздел 3, позиция 12003000-11217 Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10).
Как следует из содержания жалобы, Р.Ф. Файрушин считает, что работа в должности бортпроводника по своим условиям и характеру должна быть отнесена к работам в летном составе гражданской авиации, дающим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Однако разрешение данного вопроса, предполагающего оценку специфики профессиональной деятельности бортпроводников, равно как и проверка правильности исчисления специального стажа заявителя при определении его права на назначение пенсии в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, установленные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Файрушина Рената Фаизовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН