ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2022 г. N 127-КАД22-16-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Ганиева Шевкета Иззетовича на решение Сакского районного суда Республики Крым от 8 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2021 г. по административному делу N 2а-1113/2020 по административному исковому заявлению Ганиева Ш.И. о признании незаконным приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 21 ноября 2019 г. N 4594 "Об отказе в предоставлении земельного участка", возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Хистова В.Ю., возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Ганиев Ш.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 21 ноября 2019 г. N 4594 "Об отказе в предоставлении земельного участка", возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление Ганиева Ш.И. о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером < ... > , площадью 600 кв. м, для индивидуального дачного строительства, и принять приказ о передаче Ганиеву Ш.И. бесплатно в собственность спорный земельный участок в порядке завершения оформления права.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 8 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 13 июля 2021 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2021 г., отказано в удовлетворении административного искового заявления Ганиева Ш.И.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Ганиев Ш.И., полагая, что судами допущено существенное нарушение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2022 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 22 июня 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы об отмене судебных постановлений, Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении и разрешении заявленных исковых требований такие нарушения имели место.
Из материалов дела следует, что распоряжением Сакской райгосадминистрации от 9 сентября 2008 г. N 1115-р Ганиеву Ш.И. выдано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу бесплатно в частную собственность земельного участка общей площадью 0,06 га пастбищ, из земель запаса, расположенных южнее садоводческого кооператива "Береговой", за границами населенных пунктов, в пределах 2-километровой прибрежной полосы Черного моря на территории Ореховского сельского совета Сакского района, для индивидуального дачного строительства (пункт 1); на Ганиева Ш.И. возложена обязанность представить согласованный проект землеустройства на утверждение в Сакскую райгосадминистрацию (пункт 2); распоряжение действительно до 1 мая 2009 г. (пункт 3).
Распоряжением Сакской райгосадминистрации от 5 июня 2009 г. N 981-р внесены изменения в распоряжение от 9 сентября 2008 г. N 1115-р: пункт 1 после слова "пастбищ" дополнен словами и цифрами "индивидуальный участок N 36"; в пункте 3 срок действия распоряжения "до 1 мая 2009 г." заменен на "до 1 мая 2010 г.".
Распоряжением Сакской райгосадминистрации от 16 октября 2013 г. N 585-р внесены изменения в распоряжение от 9 сентября 2008 г. N 1115-р: исключен пункт 3 (относительно срока действия распоряжения).
По заказу Ганиева Ш.И. в 2010 г. землеустроительным проектным предприятием "Корван" был изготовлен проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность для индивидуального дачного строительства, который Сакской райгосадминистрацией не утверждался.
В соответствии с заключением акта обследования земельного участка, проектируемого к отводу для индивидуального дачного строительства на территории Ореховского сельского совета Сакского района Автономной Республике Крым от 17 июня 2009 г., передача гражданину Украины Ганиеву Ш.И. бесплатно в собственность обследованного земельного участка общей площадью 0,06 га возможна и материалы его обследования согласованы.
За подписью председателя Сакской райгосадминистрации от 26 ноября 2013 г. составлен акт об установлении в натуре границ отведенного земельного участка общей площадью 0,06 га пастбищ, переданного в собственность гражданину Украины Ганиеву Ш.И. для использования его только по целевому назначению - для индивидуального дачного строительства.
30 марта 2015 г. земельный участок общей площадью 0,06 га поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер < ... > .
Постановлением председателя Ореховского сельского совета - главы администрация Ореховского сельского поселения Республики Крым от 5 сентября 2018 г. N 160 земельному участку с кадастровым номером < ... > установлена категория - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "ведение дачного хозяйства".
Ганиев Ш.И. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером < ... > в собственность бесплатно в порядке завершения оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Приказом от 21 ноября 2019 г. N 4594 административному истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием распоряжения от 9 сентября 2008 г. N 1115-р требованиям части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды пришли к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для принятия решения о предоставлении в собственность Ганиеву Ш.И. испрашиваемого земельного участка, поскольку Законом N 38-ЗРК установлено, что право у граждан на завершение оформления прав на земельные участки должно возникнуть на основании решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 г. В данном случае такое решение было принято 9 сентября 2008 г.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии с положениями части 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом N 38-ЗРК установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК в редакции, действовавшей на дату принятия приказа N 230-м, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым.
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно пункту 12 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном упомянутой статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В связи с тем, что имеется распоряжение администрации на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятое в 2008 г., с внесенными в него изменениями в 2009 г. и 2013 г., для завершения оформления которого заявителем принимались все необходимые меры по подготовке соответствующей документации до вступления в силу Закона N 38-ЗРК, выводы судебных инстанций о том, что у административного ответчика имелись правовые основания для отказа в предоставлении Ганиеву Ш.И. в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка основаны на неверном толковании норм приведенного законодательства в их совокупности и взаимной связи.
При таких данных, принятые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 8 сентября 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 13 июля 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2021 г. отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 21 ноября 2019 г. N 4594 "Об отказе в предоставлении земельного участка".
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявление Ганиева Ш.И. о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером < ... > , площадью 600 кв. м, для индивидуального дачного строительства.