ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2022 г. N 127-КАД22-17-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Николаевой О.В., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Жук Ирины Николаевны о признании незаконным постановления администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, о возложении обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление истца по кассационной жалобе Жук Ирины Николаевны на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 18 декабря 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 апреля 2021 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Александрова В.Н., пояснения представителя административного истца Белошицкого К.Л., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Жук И.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным постановления от 23 сентября 2020 г. N 67-с об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения садоводства, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного по адресу: < ... > .
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 18 декабря 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 апреля 2021 г., в удовлетворении искового заявления отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2021 г. указанные судебные акты оставлены в силе.
В кассационной жалобе, поданной Жук И.Н. в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход административного дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового заявления.
Как следует из материалов дела, решением Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым 42-й сессии 5-го созыва от 17 марта 2010 г. Жук И.Н. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 388 кв. м для ведения садоводства в пгт. < ... > по переулку < ... > сроком 1 год для выполнения проекта землеустройства, который продлен на основании решения Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым 9-й сессии 6-го созыва от 29 сентября 2011 г.
Земельный участок 18 января 2016 г. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер < ... > .
Жук И.Н. в августе 2020 г. обратилась в администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее - администрация) с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313.
Постановлением администрации от 23 сентября 2020 г. N 66-с истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, для ведения садоводства, в связи с полученным от органов архитектуры ответом, согласно которому в соответствии с Генеральным планом Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденным решением 85-й сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1-го созыва от 6 декабря 2018 г. N 1105 и Правилами землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденными решением 89-й (внеочередной) сессии Симферопольского района Республики Крым 1-го созыва от 13 марта 2019 г. N 1167, земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), в границах которой ведение садоводства не предусмотрено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении искового заявления, суды исходили из того, что земельный участок находится в зоне застройки малоэтажными домами, в которой ведение садоводства не предусмотрено.
Вместе с тем выводы судов являются необоснованными исходя из следующего.
В соответствии с положениями части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313 (далее - Порядок), завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно пункту 12 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном упомянутой статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
В соответствии с положениями пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как следует из материалов дела до 18 марта 2014 г. Жук И.Н. не смогла реализовать свое право на получение бесплатно в собственность предоставленного ей земельного участка. Только в 2016 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и уточнены его границы.
Принимая оспариваемое постановление, административный ответчик не учел, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым утверждены в 2018 - 2019 гг., в связи с чем их положения не должны учитываться при принятии решения о завершении оформления права собственности Жук И.Н. на земельный участок, полученного на основании решения органа местного самоуправления от 17 марта 2010 г.
Изменение впоследствии территориальной зоны не является основанием для отказа в предоставлении в собственность участка, в отношении которого в 2010 г. выдано разрешение на составление проекта землеустройства по его отводу для ведения садоводства с дальнейшей передачей в частную собственность Жук И.Н.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
кассационную жалобу Жук Ирины Николаевны удовлетворить, решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 18 декабря 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 апреля 2021 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2021 г. отменить.
Признать незаконным постановление администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 23 сентября 2020 г. N 67-с "Об отказе в предоставлении Жук Ирине Николаевне в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного в пгт. < ... > , пер. < ... > ".
Возложить на администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Жук Ирины Николаевны о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, площадью 388+/-7 кв. м, расположенного по адресу: < ... > .