ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2023 г. N 127-КАД22-31-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яшиной Натальи Гавриловны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 марта 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июля 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 г. по административному делу N 2а-1215/2020 по административному исковому заявлению Яшиной Натальи Гавриловны к администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным постановления от 5 ноября 2019 г. N 2558-п об отказе в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Яшина Н.Г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на данный участок.
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 5 ноября 2019 г. N 2558-п отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что Яшина Н.Г. не имеет права на земельный участок в порядке завершения оформления прав на него.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 марта 2020 г., оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июля 2020 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 г., в удовлетворении административного искового требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, административный истец просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что законодателем определен период принятия органом местного самоуправления решений, позволяющих лицу, в отношении которого они вынесены, завершить процедуру оформления прав на земельный участок в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. Представленное истцом решение Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым, принятое 19 марта 2007 г. не может служить основанием для завершения оформления прав на земельный участок.
То обстоятельство, что решением Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым от 20 августа 2010 г. внесены изменения в решение от 19 марта 2007 г., не имеет юридического значения для дела, поскольку данные изменения не касались срока действия решения, новым решением оно не является.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Указанные нормативные правовые акты, допуская завершение оформления права граждан на земельный участок на основании неисполненных решений о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 г., сохранили действие управленческих решений либо иных распорядительных актов, принятых на основании законодательства Украины в указанный период в целях реализации права граждан на бесплатное предоставление земельного участка, но которые остались не исполнены до 21 марта 2014 г.
Сохраняя за гражданами право на получение земельного участка бесплатно на основании управленческих решений, принятых в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., законодатель временно установил основания для отказа в предоставлении земельного участка. К таким основаниям относится выявление обстоятельств, указанных в части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3РК:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 г., в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или иного уполномоченного органа, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом.
Таких оснований для отказа в предоставлении земельного участка оспариваемое административным истцом решение не содержит.
Как следует из материалов дела, решением 14-й сессии 5-го созыва Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым от 19 марта 2007 г. N 26/29 Яшиной Н.Г. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,05 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: г. < ... > .
Решением 47-й сессии 5-го созыва Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым от 20 августа 2010 г. N 13/45 в редакцию названного решения внесены изменения, утвержден генеральный план застройки земельного участка, предполагаемого к отводу Яшиной Н.Г., земельный участок отнесен к категории "земли жилой и общей застройки".
В дальнейшем Яшиной Н.Г. был подготовлен проект землеустройства по отводу земельного участка и в установленном законом порядке получены необходимые согласования всех заинтересованных служб города Ялты о возможности отвода земельного участка в собственность, данному земельному участку присвоен кадастровый номер.
Распоряжение администрации города Ялты Республики Крым на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка от 2007 г., с учетом изменений, внесенных в него в 2010 г., не препятствует завершению оформления земельного участка в отсутствие выявленных обстоятельств, с которыми законодатель связывает отказ в завершении оформления на основании решений, выданных по процедурам законодательства Украины.
Кроме того, как установлено судом, на момент предоставления Яшиной Н.Г. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность месторасположение данного объекта соответствовало действующей градостроительной документации. Разрабатывая проект землеустройства, Яшина Н.Г. обоснованно полагала, что действует правомерно, рассчитывая на получение в собственность земельного участка по окончании оформления землеустроительной документации. Также согласно заключению проведенной по делу N 2а-2489/2016 землеустроительной экспертизы от 1 августа 2016 г. N 144 фактическое целевое использование испрашиваемого истцом земельного участка и соседних с ним земельных участков соответствует виду разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", вид функционального использования "для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок)". Фактическое целевое использование (функциональное назначение) земельного участка в Генеральном плане Большой Ялты, утвержденном Постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым от 15 июня 1993 г. N 136, отсутствует; зеленых насаждений общего пользования не имеется.
Таким образом, в связи с наличием действующего неисполненного распоряжения уполномоченного органа на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с учетом длящегося характера правоотношений по оформлению земельного участка и влияния на срок его оформления факторов, не зависящих от приобретателя земельного участка, подготовку проекта землеустройства по его отводу, формирование земельного участка в натуре, постановку на кадастровый учет, обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Ялтинского городского суда от 29 сентября 2016 г., правовых оснований для отказа Яшиной Н.Г. в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка не имелось.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 марта 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июля 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 г. отменить.
Признать незаконным постановление администрации города Ялты Республики Крым от 5 ноября 2019 г. N 2558-п.
Возложить на администрацию города Ялты Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Яшиной Натальи Гавриловны о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав.