ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2022 г. N 41-КАД22-10-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Хачатряна Айка Самвеловича на определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года по делу N 2а-1805/2020 по административному исковому заявлению Хачатряна А.С. к Управлению федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области (далее - Управление Росгвардии по Ростовской области) о признании незаконными протоколов заседания жилищной комиссии об исключении Хачатряна А.С. из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Хачатряна А.С. - адвоката Тихомировой Л.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителя Управления Росгвардии по Ростовской области Дедусевой Е.П., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Октябрьского районного суда города Ростова-на-Дону от 2 июля 2020 года отказано в удовлетворении административного иска Хачатряна А.С. о признании незаконными протокола заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по Ростовской области от 17 февраля 2020 года N 2 в части пункта 2.1 и протокола N 4 заседания той же жилищной комиссии от 13 апреля 2020 года в части пункта 1.1 об исключении Хачатряна А.С. из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности восстановить истца в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия на учет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 июля 2021 года решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены. Хачатрян А.С. восстановлен в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия на учет - 26 декабря 2014 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года апелляционное определение отменено, решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Хачатрян А.С. просит решение суда и кассационное определение отменить, вынести новое решение об оставлении в силе апелляционного определения.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 3 октября 2022 года передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о необходимости ее удовлетворения по следующим основаниям.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 1, части 1, пунктам 1 и 2 части 2 и части 4 статьи 4 названного федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения или является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. При этом членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие вышеуказанного федерального закона, считаются несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ установлено, что правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Положения Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ распространены на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
В силу подпунктов "б" - "г", "е" пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления, к которому прилагаются: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Таким образом, право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной социальной выплаты (подпункт "б" пункта 19 Правил), либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из материалов дела следует, что Хачатрян А.С. проходит службу в должности заместителя командира роты N < ... > батальона полиции N < ... > Управления вневедомственной охраны по городу Ростову-на-Дону филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области".
17 февраля 2015 года заключением ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Ростовской области", принятым по результатам рассмотрения заявления и представленных документов, Хачатрян А.С. и члены его семьи (супруга и дочь) поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 26 декабря 2014 года.
8 ноября 2019 года Хачатрян А.С. обратился с рапортом о пересмотре учетного дела на получение единовременной социальной выплаты в связи с установлением его дочери инвалидности.
На основании протокола заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по Ростовской области от 17 февраля 2020 года N 2 (с учетом изменений от 13 апреля 2020 года) Хачатрян А.С. исключен из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома, поскольку общая площадь домовладения, расположенного по адресу: < ... > , в котором он зарегистрирован по месту жительства, составляет 136,8 кв. м, что превышает 15 кв. м на одного члена семьи. Данное решение послужило поводом для обращения Хачатряна А.С. в суд с административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Хачатрян А.С. как член семьи собственника жилого помещения приобрел право пользования жилым помещением, принадлежащим его родителям, в котором он обеспечен площадью более 15 кв. м на одного члена семьи, в связи с чем у жилищной комиссии Управления Росгвардии по Ростовской области имелись основания для снятия истца и членов его семьи с учета для получения единовременной выплаты на основании подпункта "б" пункта 19 Правил.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оснований для снятия Хачатряна А.С. с учета для получения единовременной выплаты на основании подпункта "б" пункта 19 Правил не имелось, поскольку отсутствуют доказательства улучшения им жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания для получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ. Вывод суда мотивирован тем, что жилищная комиссия Управления Росгвардии по Ростовской области неправомерно расценила регистрацию Хачатряна А.С. в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его отцу, как приобретение права пользования данным жильем и улучшение им жилищных условий, поскольку фактически истец и его семья в названном жилом помещении не проживают.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не согласилась с выводами суда апелляционной инстанции, отменив апелляционное определение и оставив в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы кассационного суда основанными на неправильном применении норм материального права и неверной оценке характера и оснований заявленных требований.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, названные выше лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях.
В абзаце шестом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Хачатрян А.С. с 19 января 2005 года по 7 августа 2009 года был зарегистрирован в доме < ... > по улице < ... > в < ... > < ... > края по месту жительства; на срок с 22 февраля 2011 года по 22 февраля 2016 года - по месту пребывания; с 13 января 2017 года - вновь по месту жительства.
В указанном доме, общей площадью 136,8 кв. м, жилой площадью 50,6 кв. м, также зарегистрированы по месту жительства отец, мать и брат административного истца. Данный дом принадлежит на праве собственности отцу Хачатряна А.С. - Х.
На момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (26 декабря 2014 года) и по настоящее время на основании договора найма жилого помещения Х. с семьей проживает по адресу: < ... > (том 1, л.д. 223 - 227). По указанному адресу по месту пребывания зарегистрированы жена и дочь административного истца.
Согласно свидетельству о регистрации от 10 июня 2015 года Хачатрян А.С. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: < ... > на срок с 10 июня 2015 года по 10 июня 2020 года.
Из приведенного выше следует, что Хачатрян А.С. проживает со своей семьей в Ростовской области, расположенной в 80 км от дома в Краснодарском крае, принадлежащего его отцу. Члены семьи административного истца (супруга и несовершеннолетняя дочь-инвалид), с которыми он был поставлен на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в дом отца Хачатряна А.С. - Х. никогда не вселялись и не были зарегистрированы в нем.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что Хачатрян А.С. с женой и дочерью членами семьи Х. не являются, так как совместно с ним не проживают.
Поскольку на момент принятия административным ответчиком оспариваемого решения Хачатрян А.С. жилым помещением в соответствии с требованиями законодательства обеспечен не был, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил административный иск, признав незаконным решение административного ответчика об исключении административного истца из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и восстановив заявителя в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия на учет.
С учетом изложенного принятое по настоящему делу кассационное определение от 15 марта 2022 года является незаконным и подлежит отмене с оставлением в силе апелляционного определения от 22 июля 2021 года.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года отменить, оставить в силе апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 июля 2021 года.