ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2022 г. N 127-КАД22-25-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Щербины Александра Дмитриевича о признании незаконным постановления администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 28 декабря 2020 г. N 76-с "Об отказе в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного в пгт < ... > , пер. < ... > " на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 10 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2021 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Александрова В.Н., пояснения административного истца Щербины А.Д. и его представителя Белошицкого К.Л., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Щербина А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 28 декабря 2020 г. N 76-с об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения садоводства, о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 10 марта 2021 г., оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2021 г., в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 г. принятые по делу судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Щербиной А.Д. в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход административного дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового заявления.
Как следует из материалов дела, Щербина А.Д. с 1985 г. владеет земельным участком площадью 136 кв. м для ведения садоводства, расположенного по адресу: пгт < ... > .
В 1991 г. на земельном участке построен садовый дом, что подтверждается техпаспортом 2013 г., выпиской из ЕГРН от 28 июня 2021 г.
Решением Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым 18-й сессии 6-ого созыва от 25 сентября 2012 г. Щербине А.Д. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу этого земельного участка площадью 0,0136 га для ведения индивидуального садоводства с дальнейшей передачей в собственность.
На основании указанного решения в январе 2016 г. земельный участок площадью 136 кв. м, расположенный по адресу: < ... > , из земель населенных пунктов сформирован и поставлен на кадастровый учет, с видом разрешенного использования "ведение садоводства", ему присвоен кадастровый номер < ... > , уточнены его границы. Сведения о характеристиках земельного участка, в том числе о виде разрешенного использования, внесены в ЕГРН 9 ноября 2016 г.
Решение органа местного самоуправления о предоставлении Щербине А.Д. разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в установленном порядке не отменялось и недействительным не признавалось.
Щербина А.Д. в порядке завершения оформления прав в ноябре 2020 г. обратился в администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Постановлением администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 28 декабря 2020 г. N 76-с отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 136 кв. м для ведения садоводства, расположенного в пгт < ... > в связи с тем, что согласно генеральному плану Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденному решением 85-й сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1-ого созыва от 6 декабря 2018 г. N 1105 и Правилам землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденным решением 89-й (внеочередной) сессии Симферопольского района Республики Крым 1-го созыва от 13 марта 2019 г. N 1167, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где ведение садоводства не предусмотрено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении искового заявления, суды исходили из того, что земельный участок находится в зоне застройки малоэтажными домами (Ж-2), в которой ведение садоводства не предусмотрено.
Вместе с тем выводы судов являются необоснованными исходя из следующего.
В соответствии с положениями части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313 (далее - Порядок), завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно пункту 12 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном упомянутой статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
В соответствии с положениями пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Статьей 13 Правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденных решением 89-й (внеочередной) сессии Симферопольского района Республики Крым 1-го созыва от 13 марта 2019 г. N 1167, сохранено право использования земельных участков, сформированных в установленном порядке до вступления в силу названных Правил, правообладателями таких земельных участков в соответствии с целями предоставления.
Из материалов дела следует, что административный истец предпринимал меры, направленные на оформление земельного участка. Вместе с тем правоотношение по оформлению земельного участка имеет длящийся характер, на срок оформления влияют факторы, не зависящие от приобретателя земельного участка.
Кроме того, решение Николаевского поселкового совета Симферопольского района АР Крым 18-й сессии 6-го созыва от 25 сентября 2012 г. невозможно было исполнить до 21 марта 2014 г., т.е. до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым как субъекта Российской Федерации). Земельный участок сформирован до утверждения и вступления в силу документации территориального планирования и градостроительного зонирования, поставлен на кадастровый учет.
Использование не соответствующих установленному градостроительному регламенту территориальной зоны земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости без установления срока приведения их в соответствие допускается в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Изменение впоследствии территориальной зоны не является основанием для отказа в предоставлении в собственность участка, в отношении которого в 2012 г. выдано разрешение на составление проекта землеустройства по его отводу для ведения садоводства с дальнейшей передачей в частную собственность Щербине А.Д.
Таким образом, истец не лишен возможности в установленном законодательством порядке завершить оформление земельного участка, начатое до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, на основании неисполненного решения.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
кассационную жалобу Щербины Александра Дмитриевича удовлетворить, решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 10 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2021 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 г. отменить.
Признать незаконным постановление администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 28 декабря 2020 г. N 76-с "Об отказе Щербине Александру Дмитриевичу в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного в пгт < ... > ".
Возложить на администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Щербины Александра Дмитриевича о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, площадью 136 +/- 4 кв. м, расположенного по адресу: < ... > .