ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2022 г. N 43-ИКАД22-4-А4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жарковой Ольги Владиславовны на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 2 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 сентября 2022 года по административному делу N 3а-497/2022 по административному исковому заявлению Октябрьской территориальной избирательной комиссии г. Ижевска об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 10, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Удмуртской Республике Жарковой О.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Октябрьской территориальной избирательной комиссии г. Ижевска Удмуртской Республики Матвеева А.С., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего судебные акты оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 7 июня 2022 года N 1263-VI "О назначении выборов депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва" выборы депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва назначены на 11 сентября 2022 года.
Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 15 февраля 2022 года N 1162-VI "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики" утверждена схема одномандатных избирательных округов.
Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Металлургическому N 7, Колтоминскому N 8, Холмогоровскому N 9, Центральному N 10 одномандатным избирательным округам возложены на Октябрьскую территориальную избирательную комиссию г. Ижевска в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики 10 июня 2022 года N 197.10-6 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва на территориальные избирательные комиссии".
Постановлением Октябрьской территориальной избирательной комиссии г. Ижевска (далее также - Октябрьская ТИК г. Ижевска) от 28 июля 2022 года N 49.4 кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 10 зарегистрирована Жаркова О.В., выдвинутая избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Удмуртской Республике.
Октябрьская ТИК г. Ижевска обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Жарковой О.В., ссылаясь на то, что при проведении избирательной кампании Жарковой О.В. нарушено законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также использованы помещение и номер телефона Регионального отделения Союза женщин России в Удмуртской Республике и Региональной общественной организации "Союз женщин Удмуртской Республики" с нарушением действующего избирательного законодательства Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 2 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 сентября 2022 года, административный иск удовлетворен, регистрация Жарковой О.В. кандидатом в депутаты отменена.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Жаркова О.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и о принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами не допущено такого рода нарушений норм материального или процессуального права.
Пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) определено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт "в"); несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 названного Федерального закона (подпункт "д").
Пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Также федеральный законодатель установил ограничения, в частности, для кандидатов, являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, которые при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (пункт 1 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 этой же статьи под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается использование помещений, занимаемых организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях (подпункт "б"); использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (подпункт "в").
Вопросы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, условия их использования, исключительного права на товарный знак урегулированы статьей 1229, пунктом 1 статьи 1477, пунктами 1, 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 1 августа 2022 года кандидатом Жарковой О.В. изготовлен печатный агитационный материал, оплаченный за счет средств избирательного фонда: карманный календарь, информационный бюллетень "Вестник "Центрального" округа", брошюра "Мир и достаток каждой семье", тираж 18 000 экз. каждый, на которых использовано изображение переработанной эмблемы, правообладателем которой является Общероссийская общественно-государственная организация "Союз женщин России" (далее - Союз женщин России), заявившая о неправомерности использования эмблемы кандидатом Жарковой О.В. в агитационных материалах.
Жаркова О.В. является председателем регионального отделения Союза женщин России в Удмуртской Республике и Региональной общественной организации Союз женщин Удмуртской Республики.
Как установлено при рассмотрении дела, номер телефона Союза женщин Удмуртской Республики и помещение указанных выше организаций, расположенное по адресу: < ... > ; < ... > , использовались Жарковой О.В. для целей своей избирательной кампании без предоставления указанного помещения на равных условиях иным кандидатам и без оплаты телефонной связи за счет средств избирательного фонда кандидата.
Кроме того, в перечисленных выше печатных агитационных материалах указан адрес сайта: < ... > .
Постановлением Октябрьской ТИК г. Ижевска от 29 августа 2022 года N 60.1 "Об обращении кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 10 Шадрина Максима Олеговича о нарушении кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу N 10 Жарковой О.В. законодательства Российской Федерации при проведении предвыборной агитации" сайт признан незаконным агитационным материалом Жарковой О.В.
В верхней и нижней частях названного выше сайта размещены видоизмененные логотипы социальных сетей, в том числе "ВКонтакте", являющийся зарегистрированным товарным знаком, согласие на это правообладателя Жарковой О.В. не представлено.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, регулирующие вопросы отмены регистрации кандидата в депутаты, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Жарковой О.В. Суд дал верную правовую оценку доводам административного истца, ответчика и заинтересованных лиц, подробно изложив мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими в судебном акте, в соответствии с частью 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверяя доводы апелляционной жалобы Жарковой О.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции правомерно признала их несостоятельными и отказала в ее удовлетворении, поскольку материалами дела подтверждено наличие предусмотренных пунктом 5 статьи 40, пунктом 1.1 статьи 56, подпунктами "в", "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Жарковой О.В.
Отмена регистрации кандидата является санкцией за допущенные кандидатом нарушения законодательства о выборах, которая может быть применима только тогда, когда будет установлена вина кандидата в нарушении закона. Такие обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судами установлены.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут являться основанием для пересмотра состоявшихся по делу судебных актов. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
С учетом того, что при рассмотрении настоящего административного дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на его исход, обжалуемые судебные акты являются правильными, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы Жарковой О.В.
Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 2 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жарковой Ольги Владиславовны - без удовлетворения.