ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2022 г. N 56-КАД22-3-К9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Черниговского районного суда Приморского края от 26 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 мая 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г. по делу N 2-310/2020 по исковому заявлению заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., пояснения представителя по доверенности Министерства обороны Российской Федерации Столярова Д.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России), выразившееся в непроведении капитального ремонта здания и оборудования котельной N 258, расположенной по адресу: Приморский край, Черниговский район, военный городок N 41 (далее - котельная N 258), возложить на Минобороны России обязанность произвести капитальный ремонт здания и оборудования котельной N 258 - в срок до 31 декабря 2020 г. произвести замену: трех котлов водогрейных КВ-0,42 на три котла УКВр-0,63, котла водогрейного КВ-0,81 - на котел УКВр-0,63.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации законодательства, регламентирующего порядок содержания и эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, установлено, что по адресу: Приморский край, Черниговский район, военный городок N 41, расположена котельная N 258, 1985 года постройки, используемая в интересах военного городка N 41 и поставляющая тепловую энергию в казарменно-жилищный и специализированный жилой фонды Минобороны России, которая согласно актам осмотра системы теплоснабжения и гидравлического испытания на плотность оборудования котельной и тепловых систем имеет признаки аварийности. Минобороны России, являющееся собственником данного объекта, и балансодержатель - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее также - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) его эксплуатацию надлежащим образом не организовали, капитальный ремонт котельной, ее оборудования и инженерных сетей с момента ввода в эксплуатацию не осуществляли, в связи с чем состояние котельной N 258 создает предпосылки к срыву отопительного сезона и, как следствие, угрозу жизни и здоровью граждан, причинения ущерба федеральной собственности.
Решением Черниговского районного суда Приморского края от 26 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 мая 2021 г. и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г., исковое заявление удовлетворено. Возлагая обязанность произвести капитальный ремонт здания и оборудования котельной N 258 (замену котлов водогрейных) в установленный срок, суд первой инстанции исходил из того, что ненадлежащее исполнение Минобороны России обязанностей собственника по проведению текущего и капитального ремонта объекта недвижимости, вытекающих из бремени содержания принадлежащего ему имущества, влечет возможность существенного нарушения прав неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, создает угрозу их жизни и здоровью.
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой выражает несогласие с этими выводами и полагает, что судами не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не была дана надлежащая оценка его возражениям о том, что Минобороны России не является надлежащим ответчиком по делу. Ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и норм процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2022 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 18 апреля 2022 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Судебная коллегия полагает, что такие нарушения допущены.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 которого указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесена среди прочего организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.
При этом согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пунктам 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России учреждение обеспечивает и осуществляет в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которого определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Так, пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (пункты 15 и 16 Руководства).
При этом 32 военной прокуратурой гарнизона представление об устранении нарушений закона по вопросу проведения капитального ремонта котельной N 258 вынесено в адрес жилищно-коммунальной службы N 5 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по Восточному военному округу, неисполнение которого по сути явилось основанием для заявления административного иска по настоящему делу.
Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации как на собственника имущества обязанность произвести именно капитальный ремонт здания и оборудования котельной N 258, суды не приняли во внимание названные акты, не учли его организационную структуру и наделение специальными полномочиями структурные подразделения министерства, не определили надлежащее лицо, непосредственно ответственное за производство капитального ремонта, в то время как само Министерство обороны Российской Федерации только организует выполнение работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры.
В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым.
В то же время, как усматривается из судебных актов, устанавливая срок производства ремонта, суд первой инстанции не определил, в каком порядке это необходимо сделать, а также не выяснил, являются ли установленные сроки, с учетом начала отопительного сезона, реальными, а решение исполнимым.
Суды апелляционной и кассационной инстанций допущенные судом первой инстанции нарушения не устранили.
С учетом изложенного, Судебная коллегия считает, что суды первой, апелляционной и кассационной инстанций допустили существенное нарушение норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 26 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 мая 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г. по делу N 2-310/2020 по исковому заявлению заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании бездействия отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Черниговский районный суд Приморского края в ином составе судей.