ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2022 г. N 11-КАД22-14-К6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Калининой Л.А., Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу местной общественной организации офицеров запаса и в отставке г. Казани на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 ноября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2022 г. по делу N 2а-2394/2021 по административному иску местной общественной организации офицеров запаса и в отставке г. Казани к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов, об отказе в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., пояснения представителя административного истца Халиуллиной С.И., председателя местной общественной организации офицеров запаса и в отставке г. Казани Валиуллина Р.А., представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Хамидуллина Р.К., представителя муниципального казенного учреждения Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Хамидуллина Р.К., представителя муниципального казенного учреждения Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Царькова И.В., представителя муниципального казенного учреждения Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Нигматуллиной А.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
на основании постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 15 мая 1995 г. местной общественной организации офицеров запаса и в отставке г. Казани (далее - Союз офицеров) в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 157 га, представляющий собой кадастровый квартал 16:50:270101 (поселок Вознесенское) (далее - исходный участок) с целевым назначением "на индивидуальное жилищное строительство семьям офицеров и прапорщиков, уволенных в запас и военнослужащих Казанского гарнизона", о чем выдан государственный акт.
В 1999 г. в отношении данного земельного участка проведены землеустроительные работы, результаты которых отражены в землеустроительном деле, содержащем карту-схему с уточненными координатами поворотных точек, границы исходного участка и земельных участков, сформированных внутри него. Большая часть сформированных земельных участков предоставлена в собственность членам Союза офицеров - военнослужащим и их семьям для индивидуального жилищного строительства согласно списку, утвержденному решением Высокогорского районного Совета народных депутатов Республики Татарстан от 25 ноября 1995 г.
На основании приобретенного права постоянного (бессрочного) пользования исходным участком в октябре 2020 г. Союзом офицеров в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - Управление архитектуры и градостроительства) подано заявление об утверждении схем расположения 22 нераспределенных земельных участков на кадастровом плане территории для последующего предоставления на праве аренды без проведения торгов.
Письмом от 18 декабря 2020 г. N 15/21-ИСХ/146 в удовлетворении данного заявления Союзу офицеров отказано с указанием на то, что образование отдельных земельных участков возможно после переоформления права постоянного (бессрочного) пользования исходным участком на право аренды.
Также в октябре 2020 г. Союз офицеров обратился в Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - Комитет земельных и имущественных отношений) с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов 43 земельных участков, расположенных в границах исходного участка.
Письмом от 12 ноября 2020 г. N 16392/КЗИО-ИСХ в удовлетворении данного заявления также отказано с указанием на отсутствие в представленной документации: адреса исходного земельного участка, что не позволяет определить его точное местоположение; информации о предоставлении Союзу офицеров данных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Считая выводы Управления архитектуры и градостроительства, Комитета земельных и имущественных отношений, содержащиеся в письмах от 18 декабря 2020 г. от 12 ноября 2020 г., не соответствующими статьям 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) и информации, содержащейся в правоустанавливающей, землеустроительной документации на исходный земельный участок, и в заключениях кадастровых инженеров, Союз офицеров обратился в суд с административным иском о признании названных решений незаконными, а также о возложении на административных ответчиков обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи договоров аренды земельных участков и принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Решением Советского районного суда г. Казани от 8 июля 2021 г. административный иск удовлетворен частично. Признан незаконным отказ Комитета земельных и имущественных отношений в удовлетворении заявления о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов; признан незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории; на административных ответчиков возложена обязанность повторно рассмотреть соответствующие заявления. В удовлетворении требований о возложении на административных ответчиков обязанности заключить с Союзом офицеров договоры аренды земельных участков и принять решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 ноября 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2022 г. апелляционное определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Союз офицеров, ссылаясь на допущенные судами апелляционной и кассационной инстанций существенные нарушения норм материального права, просит отменить принятые ими по делу судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, установив, что заявление об утверждении схем расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории не рассмотрено уполномоченным органом по существу и не содержит оснований для отказа, предусмотренных подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, сделал вывод о незаконности оспариваемых отказов административных ответчиков. Отказ уполномоченного органа в удовлетворении заявления о предоставлении 43 земельных участков в аренду без проведения торгов противоречит нормам подпункта 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, предусматривающим право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям. Кроме того, имеющимися в материалах настоящего дела доказательствами (государственным актом, землеустроительным делом и др.) подтверждается возможность определения местоположения исходного участка, предоставленного Союзу офицеров на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, отменяя решение суда первой инстанции, согласились с позицией административных ответчиков, указали на отсутствие у Союза офицеров права бессрочного пользования или права аренды на испрашиваемые в заявлениях земельные участки, образованные внутри исходного участка, что должно быть подтверждено сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также на отсутствие в представленной документации адреса исходного участка, что не позволяет определить его точное местоположение. Кроме того, суды пришли к выводу о том, что Союз офицеров не относится к лицам, которым земельные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования в силу положений пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные выводы судов апелляционной и кассационной инстанции являются ошибочными ввиду следующего.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ) право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Согласно пункту 9 статьи 3 упомянутого выше федерального закона государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из анализа приведенных норм следует, что вывод судов апелляционной и кассационной инстанций о законности отказа административного ответчика в предоставлении административному истцу 43 нераспределенных земельных участков в связи с отсутствием у него правоустанавливающих документов на указанные участки, не основан на законе, поскольку имеющееся у Союза офицеров право постоянного (бессрочного) пользования исходным участком площадью 157 га подтверждается государственным актом 1995 г., а в силу части 2 статьи 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.
Таким образом, у Союза офицеров как правообладателя исходного участка на основании государственного акта, имеющего равную юридическую силу с записями в ЕГРН, также возникает право постоянного (бессрочного) пользования на сформированные внутри него земельные участки.
Также согласно материалам дела административным истцом в уполномоченный орган подано заявление об утверждении схем расположения 22 нераспределенных земельных участков, находящихся в границах исходного участка, на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления их в аренду без проведения торгов для последующего использования в целях предоставления военнослужащим и их семьям. К заявлению приложены в том числе заключение кадастрового инженера с координатами характерных точек границ исходного участка, схемы расположения исходного участка и испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Признавая законным отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения указанных нераспределенных земельных участков, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что Союзу офицеров необходимо переоформить право бессрочного пользования исходным участком площадью 157 га на право аренды или право собственности с внесением соответствующих сведений в ЕГРН, после чего возможно утверждение схем расположения испрашиваемых земельных участков.
Однако такой вывод судов является ошибочным ввиду следующего.
Статья 39.14 ЗК РФ определяет порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Указанный порядок состоит из подготовки схемы расположения земельного участка, принятия по заявлению юридического лица уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечения юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования данного участка, его государственный кадастровый учет (подпункты 1 - 5 пункта 1 названной статьи). После выполнения перечисленных требований на основании заявления юридического лица уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду (подпункты 6, 7 упомянутого пункта).
Как указывает административный истец в кассационной жалобе, переоформление права бессрочного пользования исходным участком площадью 157 га на право аренды или право собственности в силу норм действующего законодательства не представляется возможным, поскольку часть сформированных внутри исходного участка самостоятельных земельных участков распределена и предоставлена на праве собственности физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, соответственно, единственным возможным и законным способом является утверждение схем расположения испрашиваемых в заявлении участков с целью последующего предоставления их на праве аренды Союзу офицеров.
Вместе с тем согласно материалам дела в 1999 г. в отношении исходного участка проведены землеустроительные работы, результаты которых отражены в землеустроительном деле, содержащем карту-схему участка и участков, сформированных внутри него, координаты поворотных точек границ участка, его уточненную площадь, которая совпадает с площадью кадастрового квартала 16:50:270101. Также по заказу административного истца составлены заключения кадастровых инженеров, подтверждающие возможность идентифицировать (в том числе по кадастровым номерам земельных участков) местоположение исходного участка и участков внутри него.
Непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования исходного участка на право аренды до 1 июля 2012 г., согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка соответствующими государственными органами. Также не возникают основания прекращения названного права, указанные в статьях 45, 53, 54 ЗК РФ.
Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у граждан и юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется и названные лица имеют право на заключение договора аренды на такие участки в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 ноября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2022 г. отменить, оставить в силе решение Советского районного суда г. Казани от 8 июля 2021 г.