ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. N 5-АПГ17-113
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 27 июня 2017 года, которым удовлетворены требования публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" об оспаривании пунктов 502, 2427, 2905, 3730 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя правительства Москвы Снегиревой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" Богадеева А.В., Овчинникова С.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
28 ноября 2014 года правительство Москвы постановлением N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление правительства Москвы N 700-ПП) утвердило перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Указанное постановление опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП вышеназванный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Постановление правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП опубликовано 29 ноября 2016 года на официальном сайте правительства Москвы mos.ru.
В названный перечень объектов недвижимого имущества, действующий с 1 января 2017 года, под пунктами 502, 2427, 2905, 3730, соответственно, включены здания: с кадастровым номером 77:01:0001027:3934 площадью 40,6 квадратных метров; с кадастровым номером 77:01:00020162859 площадью 51 квадратный метр; с кадастровым номером 77:01:0003005:2327 площадью 32 квадратных метра; с кадастровым номером 77:01:0003043:4343 площадью 23,8 квадратных метра, расположенные, соответственно, по адресам: город Москва, Покровский бульвар, дом 3, строение 11; город Москва, Кадашевский тупик, дом 3, строение 5; город Москва, улица Казакова, дом 8-8А, строение 12; город Москва, улица Гиляровского, дом 21, строение 3, принадлежащие на праве собственности ПАО "Московская объединенная электросетевая компания".
Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" обратилось в Московский городской суд с административным иском о признании недействующими пунктов 502, 2427, 2905, 3730 перечня в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заявление мотивировано тем, что публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории города Москвы, указанные здания составляют инфраструктуру предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входят в его состав, являются трансформаторными подстанциями, в которых рабочих мест не оборудовано, фактически в них расположено электросетевое оборудование, используемое в хозяйственной деятельности предприятия. Включение названных выше зданий в перечень на 2017 года нарушает права публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" и законные интересы в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 27 июня 2017 года административное исковое заявление публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" удовлетворено.
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания".
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером 77:01:0001027:3934 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001027:48 с видом разрешенного использования "деловое управление: земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения"; здание с кадастровым номером 77:01:00020162859 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0002016:135 с видом разрешенного использования "для строительства и реконструкции зданий и сооружений под офисно-жилой комплекс"; здание с кадастровым номером 77:01:0003005:2327 расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0003005:51 и 77:01:0003005:2385 с видами разрешенного использования "для эксплуатации части здания под мастерскую по ремонту бытовой техники" и "для эксплуатации трансформаторной подстанции", соответственно; здание с кадастровым номером 77:01:0003043:4343 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003043:61 с видом разрешенного использования "эксплуатация части здания под магазин продовольственных товаров".
Указанные выше здания, принадлежащие на праве собственности административному истцу, были включены в перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год исходя из вида разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены.
Согласно представленным в материалах дела техническим паспортам на здания с кадастровыми номерами: 77:01:0001027:3934, 77:01:00020162859, 77:01:0003005:2327, 77:01:0003043:4343 данные здания являются трансформаторными подстанциями.
Как следует из Устава публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания", основным видом деятельности общества является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся: линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В материалах дела представлен Регламент допуска персонала организаций для выполнения работ на объектах публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания", которым установлены обязательные требования получения допуска на энергообъекты общества, без соблюдения которых допуск в здания энергообъектов - трансформаторных подстанций запрещается.
При таких обстоятельствах принадлежащие на праве собственности публичному акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" здания с кадастровыми номерами 77:01:0001027:3934, 77:01:00020162859, 77:01:0003005:2327, 77:01:0003043:4343, включенные в перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, не могут быть отнесены к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам), а относятся к объектам электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом города Москвы "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы установлен налог на имущество организаций, определены ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы. Статьей 1.1 данного закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, согласно пунктам 1 и 2 которой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве установлен постановлением правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого (в редакции, действующей с 15 июня 2016 года) предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участок".
В свою очередь размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами (в том числе размещение трансформаторных подстанций) отнесено названным классификатором к виду разрешенного использования земельного участка "коммунальное обслуживание" (код 3.1).
Исходя из изложенного, Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что здания трансформаторных подстанций не относятся к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку само по себе здание трансформаторной подстанции не является объектом недвижимости и налогообложения, в отношении которого при действующем правовом регулировании допустимо использовать его кадастровую стоимость для последующего определения размера налоговой базы, так как с экономической точки зрения такой объект недвижимости не приносит самостоятельного дохода, и его использование возможно исключительно по функциональному назначению.
При таких обстоятельствах указанные выше здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества включены быть не могли, а потому обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому служить основанием для отмены состоявшегося решения суд не могут.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 27 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.