ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2017 г. N 46-АПГ17-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" об оспаривании приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 1 декабря 2015 г. N 504 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в части транспортировки питьевой воды и сточных вод ООО "Аква-Строй"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" на решение Самарского областного суда от 13 июля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" Матерко О.В. и Неткачевой М.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей общества с ограниченной ответственностью "Аква-Строй", Якубяк Ю.Ю., Колупаева Д.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее также - Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области, регулирующий орган) от 1 декабря 2015 г. N 504 (далее - Приказ N 504) на период 2016 - 2018 гг. установлены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в части транспортировки питьевой воды и сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Аква-Строй" (далее - ООО "Аква-Строй", транзитная организация) на основе долгосрочных параметров регулирования согласно приложению 1 к данному приказу.
Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС", гарантирующая организация) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании Приказа N 504 недействующим.
В обоснование требований административный истец указал, что ООО "Аква-Строй" не отвечает требованиям, предъявляемым к организации, эксплуатирующей водопроводные сети и канализационные сети, в частности отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на данные сети, договор на транспортировку питьевой воды и сточных вод не заключен. ООО "СКС" полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что цены, по которым ООО "Аква-Строй" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению, не подлежат государственному регулированию, а оспариваемые тарифы установлены при отсутствии на то законных оснований. Нарушение своих прав административный истец усматривает в том, что при расчете суммы задолженности, взыскиваемой с него в пользу ООО "Аква-Строй" за фактически оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению, используются тарифы, установленные Приказом N 504.
Решением Самарского областного суда от 13 июля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "СКС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, прокуратурой Самарской области и ООО "Аква-Строй" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закона о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
Суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункт 3 статьи 4 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", пункты 2.1, 2.2., 2.3 и 3.7 положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 г. N 337) и опубликован в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона Самарской области от 10 мая 1995 г. N 3-ГД "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области".
Как усматривается из материалов дела, ООО "СКС" является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Самара (постановление администрации городского округа Самара от 19 июля 2013 г. N 767 "Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Самара и установлении зон их деятельности").
ООО "Аква-Строй" является транзитной организацией, осуществляет транспортировку питьевой воды и сточных вод от объектов административного истца до конечных потребителей, находящихся на территории микрорайона "Крутые ключи", расположенного в пос. Красный пахарь Красноглинского района городского округа Самара.
На основании заявления ООО "Аква-Строй" Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области установило транзитной организации оспариваемые тарифы.
Согласно пункту 15 части 2 Закона о водоснабжении к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) относятся юридические лица, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Под транзитной организацией понимается организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Транспортировка воды, включая распределение воды, прием и транспортировка сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункт "а" пункта 1 части 1, пункт 2 части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении). Оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод осуществляется по соответствующим тарифам (часть 3 статьи 16 и часть 3 статьи 17 Закона о водоснабжении).
В силу пунктов 5 и 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации, в частности, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, а для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод.
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами установления тарифов (пункт 13 Правил установления тарифов).
При этом предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил установления тарифов).
Вместе с тем в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных названными правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности (пункт 15 Правил регулирования тарифов).
При этом орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (пункт 25 Правил регулирования тарифов).
Таким образом, для целей установления тарифов имеет значение факт эксплуатации организацией систем водоснабжения и канализации, в то время как правовые основания владения указанными объектами подлежат учету при оценке экономической обоснованности заявленных расходов.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным истцом, ООО "Аква-Строй" фактически эксплуатирует и содержит объекты водоснабжения и водоотведения, которые технологически присоединены к сетям ООО "СКС" и введены в эксплуатацию. Между указанными организациями подписаны акты границ балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности по данным объектам водоснабжения и водоотведения. Земельный участок, на котором расположены указанные объекты, используется ООО "Аква-Строй" на праве аренды.
С учетом установленных обстоятельств у регулирующего органа не имелось предусмотренных Законом о водоснабжении и Основами ценообразования оснований для отказа в утверждении оспариваемых тарифов.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что ООО "Аква-Строй" не представило в тарифной заявке документы, предусмотренные подпунктами "а" и "м" пункта 17 Правил регулирования тарифов, не опровергают выводы суда о законности оспариваемого нормативного правового акта об установлении тарифов.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что непредставление ООО "Аква-Строй" договоров на транспортировку питьевой воды и сточных вод, на которые ссылается гарантирующая организация, связано в том числе с тем, что ООО "СКС" уклонялось от заключения с ООО "Аква-Строй" названных договоров.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 13 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" - без удовлетворения.