ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2018 г. N 2-АПГ17-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Починок" о признании не действующим в части приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области"
по апелляционной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества "Починок" на решение Вологодского областного суда от 29 августа 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Семичевой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. N 206 (далее также - Приказ N 206) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области согласно приложениям 1 - 3.
Строками 8538 - 8546 приложения 2 к Приказу N 206 утверждены средние значения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков в кадастровом квартале номер 35:22:0310033 по второму виду разрешенного использования - "малоэтажная жилая застройка" в размере 90 руб. 05 коп.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Починок" (далее - СНТ "Починок"), являющееся собственником земельного участка с кадастровым номером 35:22:0310033:1367, расположенного по адресу: Вологодская обл., Череповецкий р-н, с/с Домозеровский, обратилось в Вологодский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующим Приказа N 206 в части утверждения средних значений удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков кадастрового квартала номер 35:22:0310033 по второму виду разрешенного использования.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что в указанной части нормативный правовой акт противоречит пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (далее также - Правила), поскольку установление удельного показателя кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале номер 35:22:0310033 произведено без учета статистического анализа рыночных цен объектов недвижимости, в результате чего кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость. При этом кадастровая стоимость, определенная на основании оспариваемого удельного показателя, является налогооблагаемой базой при расчете земельного налога.
Решением Вологодского областного суда от 29 августа 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе СНТ "Починок" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Указывает, что проверка оспариваемого в части нормативного правового акта на соответствие пункту 5 Правил судом не проводилась. Не соглашается с выводами суда о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее также - Закон об оценочной деятельности). Вывод суда о том, что Приказ N 206 соответствует Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее также - Минэкономразвития России) от 22 октября 2010 г. N 508, полагает несостоятельным.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Департаментом имущественных отношений Вологодской области и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, исходя из норм статей 60, 67 Устава Вологодской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 3 октября 2001 г. N 481, пункта 3.1.6 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 г. N 874 (в редакции, действовавшей по состоянию на 27 декабря 2012 г.), Закона Вологодской области от 2 мая 2011 г. N 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" (также в редакции, действовавшей на 27 декабря 2012 г.), сделал правильный вывод об издании оспариваемого нормативного правового акта правомочным органом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка".
Согласно статье 5 Федерального закона N 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок (пункт 1). Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования поименованного федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Таким образом, ранее принятые нормативные правовые акты, в частности постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, применяются в части, не противоречащей данному федеральному закону.
На момент принятия оспариваемого Приказа N 206, а также в период проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Вологодской области изменения в Закон об оценочной деятельности вступили в силу и подлежали применению.
В соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; заключение договора страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса (статья 24.13 Закона об оценочной деятельности).
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 3 статьи 5 ранее действующей редакции Федерального закона N 167-ФЗ, согласно которым до 1 января 2013 г. полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Таким образом, до 1 января 2013 г. заказчиком работ по определению кадастровой стоимости мог выступать орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее также - Росреестр).
Как следует из материалов дела и установлено судом, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Вологодской области в 2012 г. за счет средств федерального бюджета Российской Федерации организована на основании приказа Росреестра от 25 марта 2011 г. N П/87 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2012 году".
В порядке исполнения запроса Росреестра от 28 мая 2012 г. N 15-442/12 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области сформировало перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Вологодской области, и 9 июня 2012 г. направило указанный перечень в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Перечень объектов недвижимости, подлежавших государственной кадастровой оценке, сформирован по состоянию на 2 июня 2012 г. и включал 554 010 земельных участков.
15 августа 2012 г. Росреестром (заказчик) заключен государственный контракт N 85Д/2012 с Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее также - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (исполнитель) на выполнение работ по теме "Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 2.4.1 государственного контракта исполнитель обязан выполнить работы в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39, Федеральных стандартов оценки N 1, 2, 3, 4, стандартов саморегулируемых организаций оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, регулирующими вопросы определения кадастровой стоимости.
14 сентября 2012 г. между ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и обществом с ограниченной ответственностью "Активные Бизнес Консультации" (далее - ООО "Активные Бизнес Консультации") заключен договор N 03557-9000-Р на выполнение работ по теме "Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Рязанской, Вологодской и Тамбовской областей".
7 ноября 2012 г. ООО "Активные Бизнес Консультации" подготовило отчет N ГКОЗНП-35-2012 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Вологодской области, который утвержден 7 ноября 2012 г. генеральным директором ООО "Активные Бизнес Консультации" Калужских Д.В., заместителем генерального директора ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Кривским С.Б.
14 ноября 2012 г. на отчет N ГКОЗНП-35-2012 получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N ЭК-161012/1, из выводов которого следует, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными, выполненные в отчете расчеты стоимости земельных участков соответствуют выбранным оценщиком подходам и методам.
14 декабря 2012 г. Росреестром и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" подписан акт сдачи-приемки выполненных работ по государственному контракту от 15 августа 2012 г. N 85Д/2012.
27 декабря 2012 г. приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области N 206 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Таким образом, все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Отношения по государственной кадастровой оценке наряду с Законом об оценочной деятельности регулируются также Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, который является обязательным к применению при установлении кадастровой стоимости и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Как указано в пункте 3 ФСО N 4, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
При кадастровой оценке объектов недвижимости учитывается информация о рынке объектов оценки, определяются ценообразующие факторы объектов оценки и собираются сведения о значениях ценообразующих факторов объектов оценки.
Выводы, полученные в результате анализа сведений, характеризующих состояние рынка объектов оценки, в том числе в пределах территории, на которой расположены объекты оценки, с описанием процесса, способов определения состава ценообразующих факторов объектов оценки с обоснованием суждения о существенности влияния ценообразующих факторов на кадастровую стоимость объектов оценки, а также описание процесса расчета и результаты расчета средних уровней кадастровых стоимостей объектов оценки - земельных участков по муниципальным районам (городским округам), указываются в отчете об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29 июля 2011 г. N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В данном случае отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Вологодской области от 7 ноября 2012 г. N ГКОЗНП-35-2012 соответствует указанным требованиям.
С учетом изложенных обстоятельств Судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции, что процедура проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренная статьями 24.11 - 24.17 Закона об оценочной деятельности, соблюдена.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что фактически требования административного истца сводятся к несогласию с кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка.
При этом в силу статей 13, 24.18 Закона об оценочной деятельности, главы 25 КАС РФ и разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", проверка правильности определения кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости, установленной при проведении государственной кадастровой оценки, не входит в предмет рассмотрения по делу об оспаривании нормативного правового акта, которым эта стоимость утверждена. В то же время административный истец не лишен возможности обратиться за защитой своих прав в суд в порядке, предусмотренном главой 25 КАС РФ.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что, поскольку правила производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 21 КАС РФ, требование о признании нормативного правового акта недействующим не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что, признавая Приказ N 206 в оспариваемой части не противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, и Методике по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39, суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
Доводы СНТ "Починок", изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приведенным в административном исковом заявлении, являлись предметом проверки суда первой инстанции, который обоснованно по мотивам, приведенным в решении, признал их несостоятельными, оснований не согласиться с выводами суда у Судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Вологодского областного суда от 29 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Починок" - без удовлетворения.