ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2017 г. N 3-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Коми тепловая компания" об оспаривании приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 г. N 12/31-Т "О внесении изменения в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 N 42/97 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО "Коми тепловая компания" (Усть-Цилемский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Коми тепловая компания" (Усть-Цилемский филиал) потребителям Республики Коми"
по апелляционной жалобе акционерного общества "Коми тепловая компания" на решение Верховного Суда Республики Коми от 15 июня 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей акционерного общества "Коми тепловая компания" Колегова Е.И., Гелей А.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Апраксина А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 г. N 42/97 (далее - Приказ N 42/97) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности АО "КТК" (Усть-Цилемский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1, а также установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "КТК" (Усть-Цилемский филиал) потребителям Республики Коми, с календарной разбивкой согласно приложению N 2 (с 1 ноября 2016 г. по 31 декабря 2018 г.).
Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее также - Министерство) от 16 декабря 2016 г. N 12/31-Т (далее - Приказ N 12/31-Т) в Приказ N 42/97 внесены изменения: приложение N 2 к Приказу N 42/97 изложено в редакции согласно приложению к Приказу N 12/31-Т.
Акционерное общество "Коми тепловая компания" (далее также - АО "КТК", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Коми с уточненным административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 12/31-Т, а также просило обязать принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов на тепловую энергию с учетом расходов, заявленных Обществом.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 15 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней АО "КТК" просит отменить решение суда. Податель жалобы полагает, что суд пришел к неверным выводам о правомерности примененного регулирующим органом подхода к определению затрат по указанным статьям расходов.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Коми и Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания). Для целей рассмотрения настоящего дела указанные нормативные акты применяются в редакции, действовавшей на дату принятия Приказа N 12/31-Т.
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением определенных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Судом установлено, что Приказ N 12/31-Т принят уполномоченным органом при наличии необходимого кворума Правления в установленной форме (подпункт 8 пункта 9, подпункт 2 пункта 10, пункт 18 Положения о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства РК от 1 ноября 2016 г. N 519, пункт 5 регламента работы коллегиального органа - Правления Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного приказом Министерства от 15 ноября 2016 г. N 48-ОД), размещен 21 декабря 2016 г. в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://www.law.rkomi.ru) и опубликован 30 декабря 2016 г. в "Бюллетене органов государственной власти Республики Коми" N 58 ст. 928.
АО "КТК" является теплоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку тепловой энергии в режиме некомбинированной выработки. В 2015 г. Общество осуществляло регулируемую деятельность по тарифам, установленным с применением метода экономически обоснованных затрат. Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20 ноября 2015 г. N 71/29 (далее - Приказ N 71/29) АО "КТК" (Усть-Цилемский филиал) утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию.
Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 11 октября 2016 г. N 1422/16 отменен Приказ N 71/29, регулирующему органу предписано принять и ввести в действие с 1 ноября 2016 г. решение об установлении тарифов в сфере теплоснабжения. Во исполнение предписания ФАС России Приказом N 42/97 для АО "КТК" (Усть-Цилемский филиал) утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию с применением метода индексации установленных тарифов.
Приказом N 12/31-Т Министерство произвело корректировку указанных тарифов. При этом регулирующий орган снизил заявленный Обществом размер необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) филиала на 2017 г., исключив часть планируемых затрат, в том числе по статьям расходов "Приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя", а также уменьшил НВВ филиала на 2017 и 2018 гг. в части расходов на оплату труда на сумму корректировки НВВ 2015 г.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов, НВВ рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).
Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующего за текущим годом. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой, установленной в Методических указаниях, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, фактические затраты АО "КТК" (Усть-Цилемский филиал) по результатам 2015 г. на оплату труда оказались меньше утвержденных филиалу Общества при установлении тарифов на 2015 г. на 17 313,2 тыс. руб. Указанные средства Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми исключило при корректировке тарифов на тепловую энергию из НВВ АО "КТК" (Усть-Цилемский филиал) на 2017 и 2018 гг. на основании пунктов 12 и 49 Методических указаний как экономически необоснованные доходы, полученные Обществом в 2015 г.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней АО "КТК" со ссылкой на пункт 14 Основ ценообразования и пункты 12, 43, 44 Методических указаний, указывает, что данные средства являются экономией расходов и должны быть оставлены в распоряжении Общества.
Судебная коллегия полагает, что указанные доводы подлежат отклонению в силу следующего.
Пункт 14 Основ ценообразования регламентирует учет дополнительных средств, полученных регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов. Согласно пунктам 2, 58, 73 Основ ценообразования, расчет операционных расходов осуществляется при установлении долгосрочных тарифов, что обусловливает особенности правового регулирования их включения в НВВ, в частности возможность оставления экономии операционных расходов в распоряжении регулируемой организации (пункты 14, 66 Основ ценообразования).
Вместе с тем дополнительные средства, образовавшиеся в результате превышения планового уровня расходов на оплату труда над фактическим, получены Обществом в 2015 г. при регулировании деятельности организации методом экономически обоснованных расходов и по смыслу названных положений Основ ценообразования не относятся к операционным расходам.
Абзац четвертый пункта 12 Методических указаний, предусматривающий включение в НВВ экономии расходов, достигнутой регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, является общей нормой и корреспондирует пунктам 35 и 42 Методических указаний, устанавливающих порядок учета средств, полученных организацией до осуществления деятельности с применением долгосрочных тарифов.
Учет таких средств при корректировке тарифов, рассчитанных методом индексации, осуществляется по формуле пункта 49 Методических указаний, в которой слагаемым является величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
Названная величина рассчитывается в соответствии с формулой пункта 42 Методических указаний, переменными в которой являются неучтенные экономически обоснованные расходы, необоснованно полученные доходы, а также экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, по которой еще не истек 5-летний срок, в течение которого такая экономия должна быть сохранена за организацией за периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
Таким образом, разница между плановыми и фактически понесенными расходами на оплату труда, образовавшаяся до установления АО "Коми тепловая компания" (Усть-Цилемский филиал) долгосрочных тарифов, не могла быть включена в НВВ на 2017 г. в составе экономии средств в силу названных положений Методических указаний, которые устанавливают ограниченный перечень расходов, по которым может быть учтена экономия при переходе к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что указанная разница не является экономически необоснованным доходом, Судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Основы ценообразования не содержат определение понятия "экономически необоснованные доходы", между тем в силу принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в составе НВВ подлежат учету экономически обоснованные расходы на ведение стабильной предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 7 части 1 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
В частности, тарифное законодательство предусматривает утверждение плановых расходов на оплату труда в размере, обеспечивающем возможность регулируемой организации осуществлять выплату заработной платы в соответствии с требованиями трудового законодательства (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункт 42 Основ ценообразования).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что уровень плановых расходов, установленный АО "КТК" (Усть-Цилемский филиал) на 2015 г., был снижен в результате проведения мероприятий по оптимизации расходов на оплату труда. Указание в дополнении к апелляционной жалобе на то, что образование разницы между плановым и фактическим уровнем указанных расходов в 2015 г. обусловлено в том числе тем, что Общество не осуществляло расходы на оплату труда в утвержденном размере, не может служить таким доказательством.
В дополнении к апелляционной жалобе АО "КТК" также ссылается на то, что указанная разница связана с наличием выпадающих доходов АО "КТК" (Усть-Цилемский филиал) за 2015 г., обусловленных превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска тепловой энергии над фактическим, которые необоснованно не рассчитаны регулирующим органом при корректировке тарифов. Между тем данное обстоятельство не является основанием для признания неосуществленных плановых расходов их экономией.
При корректировке тарифов на тепловую энергию АО "КТК" (Усть-Цилемский филиал) на 2017 г. Министерство отклонило заявленные Обществом расходы на приобретаемую электрическую энергию, установив их в меньшем размере.
Как следует из пояснений представителей Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, расходы на данный вид энергетического ресурса регулирующий орган рассчитал исходя из тарифов, установленных акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" (далее - АО "КЭК", сбытовая компания) на 2016 г. приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 г. N 42/13 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коми энергосбытовая компания" покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" (далее - Приказ N 42/13), с учетом индекса роста цен на электрическую энергию в 2017 г. (106,5%), установленного прогнозом на 2017 г. и плановые периоды 2018 и 2019 гг.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Судебная коллегия полагает такой расчет соответствующим требованиям пункта 28 Основ ценообразования.
Расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены (пункт 38 Основ ценообразования).
Как указывалось выше, плановые (расчетные) значения расходов (цен) определяются органом регулирования на основе источников информации о ценах (тарифах) и расходах, в том числе на основе установленных на очередной период регулирования цен (тарифов) для соответствующей категории потребителей, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию (подпункт "а" пункта 28 Основ ценообразования).
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми не вправе применять Приказ N 42/13, которым тариф утвержден только на часть 2016 г., и должен был определить затраты по данной статье расходов исходя из тарифов на электрическую энергию, установленных АО "КЭК" на 2017 г., подлежат отклонению.
Тарифы на электрическую энергию для сбытовой компании на 2017 г. установлены приказом Министерства от 20 октября 2016 г. N 42/97, после принятия Приказа N 12/31-Т, которым произведена корректировка оспариваемых тарифов на тепловую энергию. Следовательно, регулирующий орган в силу объективных причин не располагал возможностью учесть указанные тарифы на электрическую энергию при определении плановых цен на 2017 г. и рассчитал затраты по данной статье расходов, исходя из действующих на момент принятия оспариваемого приказа тарифов на электрическую энергию.
Таким образом, суд, проанализировав действующее законодательство, пришел к правильному выводу о соблюдении Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми установленного порядка принятия решения об установлении тарифов, о соответствии экспертных заключений требованиям пункта 29 Правил, содержащих мотивированные выводы и рекомендации. При этом суд на основании подробного исследования материалов дела и представленных сторонами доказательств дал надлежащую оценку доводам заявителей по существу спора относительно показателей составляющих элементов тарифа на тепловую энергию.
Судебная коллегия также отмечает, что АО "КТК" в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования вправе представить сведения о понесенных экономически обоснованных расходах для учета в следующем периоде регулирования.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат сведений, свидетельствующих о том, что судом допущены нарушения, являющиеся основаниями для отмены обжалуемого решения, предусмотренными статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 15 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Коми тепловая компания" без удовлетворения.