ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 декабря 2019 г. N 9-АПА19-41
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СаровИнвест" о признании не действующим в части решения городской Думы города Сарова от 28 ноября 2016 г. N 107/6-гд "Об арендной плате за землю на территории города Сарова" по апелляционным жалобам Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, городской Думы города Сарова, администрации города Сарова на решение Нижегородского областного суда от 08 июля 2019 г., которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей ООО "СаровИнвест" Лукьянова С.А. и Шнягина И.Н. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
общество с ограниченной ответственностью "СаровИнвест" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 6 решения городской Думы города Сарова от 28 ноября 2016 г. N 107/6-гд "Об арендной плате за землю на территории города Сарова", установившего в отношении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, арендную плату в размере 1,7% от их кадастровой стоимости подлежащую ежегодной индексации с учетом прогнозируемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год уровня инфляции.
Решением Нижегородского областного суда от 08 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, Дума города Сарова и администрация города Сарова обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, ООО "СаровИнвест" и прокуратурой Нижегородской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, городской Думы города Сарова, администрации города Сарова не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Решением городской Думы города Сарова от 28 ноября 2016 г. N 107/6-гд "Об арендной плате за землю на территории города Сарова" установлены размеры арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена.
Пунктом 6 указанного решения установлено, что в отношении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, арендная плата определяется в размере 1,7% от их кадастровой стоимости и подлежит ежегодной индексации с учетом прогнозируемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год уровня инфляции.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия, а также официального опубликования.
До вступления в силу решения Думы города Сарова от 28 ноября 2016 г. N 107/6-гд арендная плата в отношении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, была установлена в размере 0,3% от их кадастровой стоимости.
ООО "СаровИнвест" на основании договоров аренды является арендатором 103 земельных участков с кадастровыми номерами которые образованы из земельного участка с кадастровым номером 13:60:0000000:9, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Административный истец, оспаривая нормативный правовой акт, полагал, что установленный на его основании размер арендной платы превышает максимальный размер, установленный налоговым законодательством, а также нарушает принцип экономической обоснованности.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии подпунктом 6 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка: с юридическим лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья.
В силу статьи 15 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, требований к жилым помещениям, которые соответствуют условиям их отнесения к стандартному жилью, под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти.
Земельные участки, арендованные истцом образованы из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства с целью формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания населения согласно договору аренды от 01 сентября 2011 г. N 01.10-15/794.
Исходя из изложенного, размер арендной платы в рассматриваемом случае, не может превышать величину земельного налога, рассчитанного в отношении таких земельных участков, в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации для исчисления земельного налога определены две предельные величины налоговых ставок в размере 0,3 процента и 1,5 процента от налоговой базы, применяемые на условиях, установленных данной статьей.
В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3 процента применяется в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса).
Таким образом, размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для жилищного строительства регламентирован федеральным законодательством, и не может превышать величину земельного налога, установленную в порядке статьи 394 Налогового кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 08 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, городской Думы города Сарова, администрации города Сарова - без удовлетворения.