МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 18 января 2024 г. N 2.1.9-17
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
В целях предупреждения возникновения транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением безопасности движения на железнодорожном транспорте направляю информационное письмо по случаю транспортного происшествия, допущенного 08.01.2024 на 6605 км пк 4 перегона Алеур - Бушулей Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", причиной которого явился излом рельса в болтовом стыке по правой рельсовой нити.
Прошу ознакомить руководителей поднадзорных предприятий с обстоятельствами и причинами данного транспортного происшествия, а также перечнем обязательных требований, нарушение которых привело к его возникновению.
Вр.и.о начальника
Управления государственного
железнодорожного надзора
В.В.КРЕНЕВ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
ПО СЛУЧАЮ ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ, ДОПУЩЕННОГО
08.01.2024 НА 6605 КМ ПК 4 ПЕРЕГОНА АЛЕУР - БУШУЛЕЙ
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ - ФИЛИАЛА ОАО "РЖД"
1. Обстоятельства произошедшего:
8 января 2024 г. в 19 часов 15 минут (МСК) на 6606 км пк 3 перегона Алеур-Бушулей Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" при скорости 47 км/ч по срабатыванию автотормозов остановлен поезд N 9600 (вес 6878 тонн, 70 вагонов, вагонов с ОГ нет) с электровозом 3ЭС5К N 1397 приписки эксплуатационного локомотивного депо Чита Забайкальской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД", под управлением машиниста Астафьева Р.Н. приписки эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск-Забайкальский Забайкальской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД".
При осмотре локомотивной бригадой выявлен сход 13 вагонов поезда N 9600 (6 вагонов на боку, 7 вагонов в сходе на колесах).
В результате схода вагонов поезда N 9600 допущено их столкновение с локомотивом 3ЭС5К N 1406 поезда N 2713, стоящего на нечетном пути по удалению за впереди идущим поездом N 2983, с последующим сходом всех секций локомотива 3ЭС5К N 1406 (вторая секция на боку, первая и третья в сходе на колесах).
Место схода вагонов поезда N 9600 - 6605 км пк 4.
2. Последствия:
В результате допущенного нарушения безопасности движения. Повреждено:
- вагоны NN 53732897, 63206114, 62217757, 62843420, 62593678, 62388327, 64281058, 64391634, 60936002 - до степени исключения;
- вагоны N 68221183, 63498778, 54154562, 68298488, - повреждены в результате схода с рельс в объеме текущего отцепочного ремонта ТР-2;
- вагон N 61663258 - в сходе не участвовал, поврежден в объеме текущего отцепочного ремонта ТР-2 (повреждения гребней колесных пар от контакта с изломавшимся рельсом);
- вагоны N 62549217, 62671482, 68215359, 68266782 - в сходе не участвовали, повреждены в объеме текущего отцепочного ремонта ТР-2 (повреждения поглощающих аппаратов, в результате возникших продольно - динамических реакций в поезде при сходе вагонов);
- бустерная секция локомотива 3ЭС5К N 1406 - до степени исключения;
- головным секциям N 1 и 3 локомотива необходим промер геометрических параметров рам, после чего будет дано заключение на предмет возможности их дальнейшей эксплуатации;
- 394 м второго главного пути и 181 м первого главного пути;
- 1 промежуточная опора контактной сети СКЦ 6-13,6; 1 анкерная опора контактной сети СКЦ 8-13,6; 2 консоли опоры контактной сети НС-III-5п; 2 фиксатора опоры контактной сети ФО2-У-25.
Допущена утрата груза "Концентрат угольный (угольный битуминозный прочий)" общей массой нетто 664600 кг.
Задержано: 12 пассажирских, 4 почтово-багажных, 9 пригородных и 646 грузовых поездов.
Перерыв движения по первому главному пути составил 24 часа 15 минут, по второму главному пути - 28 часов 56 минут.
К ликвидации последствий привлечены восстановительные поезда железнодорожных станций Могоча, Зилово, Шилка.
3. Причина нарушения безопасности движения:
Причинами допущенного транспортного происшествия послужили излом рельса в болтовом стыке по правой рельсовой нити со сверхнормативным пропущенным тоннажем более 700 млн. т брутто (на момент транспортного происшествия 852 млн. т брутто) и непринятие работниками ОАО "РЖД" мер по усилению контроля за техническим состоянием железнодорожного пути в период низких температур окружающей среды.
4. Обязательные требования, несоблюдение которых привело к возникновению нарушения безопасности движения:
Должностными лицами Забайкальской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" нарушены требования:
части 2 статьи 20 Федерального закона N 17-ФЗ, в части обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
пункта 5.1 Правил назначения ремонтов железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 17 декабря 2021 N 2888/р, в части соблюдения периодичности выполнения капитального ремонта второго главного пути перегона Алеур-Бушулей.
Работниками Чернышевской дистанции пути Забайкальской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" нарушены требования:
части 2 статьи 20 Федерального закона N 17-ФЗ, в части обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
пункта 12 раздела III Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 N 250 (далее - Правила), в части обеспечения безопасной эксплуатации сооружений железнодорожного транспорта;
пункта 41 раздела IV Правил, в части содержания всех элементов железнодорожного пути в исправном и работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов, выполнения заданных размеров движения поездов с установленными скоростями в соответствии с графиком движения поездов, проектной, ремонтной и эксплуатационной документацией;
пункта 3.10.12 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 14.11.2016 N 2288р, в части усиления надзора за бесстыковым путем, установлением порядка и сроков дополнительных осмотров и проверок бесстыкового пути зимой при температуре воздуха минус 30 °C и ниже на весь период действия таких температур;
пункта 3.12.5 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 14.11.2016 N 2288р, в части не организации при понижении температуры ниже минус 30 °C натурного осмотра рельсов и пути силами мастеров дорожных, бригадиров пути и опытными операторами средств дефектоскопии на участках главного пути с просроченным сроком капитального ремонта, с грузонапряженностью более 100 млн. т км брутто в год, а также невыполнения рекомендации об ограничении скорости движения грузовых поездов до 60 км/ч, по искусственным сооружениям скорость движения грузовых поездов - до 40 км/ч с учетом местных условий;
пункта 4.2.2 Инструкции по подготовке в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", а также его дочерних обществах, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 01.07.2022 N 1733/р, в части введения ограничения скорости движения поездов на период действия температур воздуха от минус 30 °C и ниже, в соответствии с утвержденным Перечнем, массы и длины поездов, с учетом местных условий эксплуатации;
пункта 6.1 Положения о расшифровке результатов неразрушающего контроля рельсов, утвержденного распоряжением Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" от 9 ноября 2023 г. N ЦДИ-1207/р, в части не проведения в установленные сроки повторного контроля непроконтролированных участков железнодорожного пути при неудовлетворительном качестве зарегистрированной информации в зоне болтового стыка.
5. Классификация нарушения безопасности движения в соответствии с Положением о расследовании:
В соответствии с пунктом 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18.12.2014 N 344, данное нарушение безопасности движения классифицировано как крушение.